Методика «Скрытые фигуры» Л.Л.Терстоуна
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика диагностирует когнитивный стиль «полезависимость — поленезависимость» (конвергентную продуктивность визуальных трансформаций, гибкость завершения гештальта, уровень психологической дифференциации). Она содержит 49 сложных фигур и ключ для перевода полученных результатов в итоговые баллы. В научной литературе приводятся указания на высокую надежность и валидность теста, а также на корреляцию ее показателей с аналогичными методиками Г. Уиткина и К. Готтшальдта.

Методика Л. Л. Терстоуна основана на разработанной в гештальтпсихологии теории перцепции и теории дифференциации Г. Уиткина [Лобанов, А. П. Актуальные проблемы психологии интеллекта: в 2 ч. / А. П. Лобанов, С. И. Коптева. - Минск, 2000. - Ч. 1.].
Испытуемым выдаются тестовые тетради с пронумерованными листами, и предлагается следующая инструкция: «Левый рисунок в каждом ряду — искомая фигура. Вы должны решить, скрыта ли эта фигура в каждом из четырех рисунков справа. Поставьте “+”, если рисунок содержит такую фигуру, и “-”, если — нет. Искомая фигура должна быть такого же размера и не должна быть повернута. Если нет вопросов, то начали». Время выполнения методики — 10 минут. Обработку выполненных заданий следует осуществлять в соответствии с приведенными ниже ключами, учитывая количество правильно указанных плюсов и минусов.

 

Ключ 1


п/п

1

2

3

4

1

+

+

-

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

4

-

+

-

-

5

-

+

-

+

6

-

-

+

+

7

-

+

-

+

8

+

+

+

-

9

+

+

-

-

10

-

+

-

+

11

+

-

+

-

12

-

+

+

+

13

-

+

-

+

14

+

-

-

+

15

-

+

-

-

16

+

+

-

+

17

-

+

-

+

18

-

+

+

+

19

-

-

+

+

20

+

-

+

+

21

+

+

+

-

22

-

-

-

+

23

+

-

-

-

24

-

-

-

+

 

 

 

 

 

25

+

+

-

-

26

+

-

-

+

27

-

+

+

-

28

-

-

-

+

29

+

-

+

+

30

-

+

+

-

31

-

-

-

+

32

+

-

+

+

33

+

-

-

+

34

+

-

+

-

35

-

+

+

-

36

+

-

-

-

37

-

-

-

+

38

-

+

+

+

39

+

+

+

+

40

+

-

-

-

41

+

+

-

-

42

-

+

-

+

43

-

 

-

-

44

+

-

-

+

45

-

+

+

+

46

+

-

-

+

47

-

+

-

+

48

+

-

+

+

49

+

+

+

+

Ключ 2

Сырые оценки

Итоговые баллы

126 - 180

9,9

121 - 125

9,8

119 - 120

9,"

113 - 118

3,6

110 - 112

9,5

108 - 109

9,3

105 - 107

9,2

102 - 104

9,0

99 - '01

8,8

96 - 98

8,6

- 95

8,4

89 - 91

8,2

87 - 88

7,9

83 - 86

7,6

81 - 82

7,3

78 - 80

6,9

75 - 77

6,6

72 - 74

6,2

69 - 71

5,8

66 - 68

5,4

Интерпретация результатов:

Показатели в диапазоне от 96 (8,6) до 180 (9,9) позволяют отнести испытуемого к категории поленезависимых; в диапазоне от 1 (0,1) до 34 (1,4) — полезависимых. Показатели остальных испытуемых позволяют говорить о тенденции к полезависимости или поленезависимости.

Поленезависимые люди интерпретируют, реорганизуют окружающую их действительность, полезависимые — принимают ситуацию как данность. Поленезависимые действуют сообразно абстрактным идеям и принципам, полезависимые — лучше адаптируются к социальной среде. Так, поленезависимые студенты-психологи предпочитают работать в области экспериментальной психологии, полезависимые студенты заниматься клинической психологией и психиатрической практикой [ Дьяченко, О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1997. - № 4].

Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.