БИАС - тест определения репрезентативных систем
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Диагностическая методик; предложена в 1982 году Б. Льюисом и Ф. Пуцеликом [11; 18]. Она тестирует структуру репрезентативной систры человека, исходя из трех ее модальностей (визуального, аудиального, кинестетического каналов) и дигитальной характеристики.

Ход выполнения задания.

Преподаватель читает инструкцию: «В каждом следующем утверждении поставьте цифру 4 с фразой, которая лучше всего описывает вас, и цифру 1 рядом с фразой, которая вам не подходит. Другими словами, проранжируйте эти высказывания». Результаты ранжирования могут быть зафиксированы на бланке методики.

Текст теста


1. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь:

Вариант
ответа

Задание

1

2

3

4

5

А

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

а) на своих эмоциях и чувствах;
б) том, как я слышал, решаются подобные вопросы;
в) том решении проблемы, которое кажется мне наилучшим;
г) тщательном изучении проблемы и фактов.

2. Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует:
а) интонация речи, голос собеседника;
б) те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник;
в) логика доказательств собеседника;
г) соприкасаюсь ли я с искренними чувствами собеседника.

3. Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравиться в партнере:
а) его манера одеваться;
б) его эмоциональность, чувства, которые я разделяю;
в) аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений, и которые я тоже использую в разговоре;
г) интонация, темп речи, тональность голоса.

4. Из перечисленного мне легче всего:
а) найти идеальную для меня громкость звучания магнитофона, телевизора;
б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету;
в) выбрать наиболее удобную мебель;
г) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации.

5. Что больше всего влияет на мое настроение, самочувствие:
а) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонации голосов людей;
б) чувствую себя «в своей тарелке», когда надо доказать правильность какого-либо положения, выяснить причину какого-либо события, построить цепь логических заключений;
в) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться и двигаться;
г) на меня производит сильное впечатление освещение и общий ви обстановки, помещения.

С помощью специального ключа производится подсчет результатов и определяется индивидуальная форм Л, репрезентативной системы. В таблице использованы следующие условные обозначения: У — утверждение, R — ранг этого утверждения.
Индивидуальная формула фиксируется как последовательность выраженности каналов по мере убывания, например ДКВА. Если какие-либо модальности выражены одинаково, то запись осуществляется в виде дроби (одна буква в числителе, другая — в знаменателе). Е. А. Лобановым предложен коэффициент сопряженности репрезентативной системы. Он определяется посредством вычитания значений других каналов из максимально выраженного значения и последующей суммации результатов. Если Д20 К12 В10 А8, то Кс будет равен:
(20 - 12) + (20 - 10) + (20 - 8) = 30.
Такой подход позволяет ввести типологию респондентов по уровню выраженности ведущей модальности и усилить ее роль при обработке данных.


п/п

Канал восприятия информации

визуальный

кинестетический

аудиальный

дигитальный
(цифровой)

У

R

У

R

У

R

У

R

1

в

 

а

 

б

 

г

 

2

б

 

г

 

а

 

в

 

3

а

 

б

 

г

 

в

 

4

г

 

в

 

а

 

б

 

5

г

 

в

 

а

 

б

 

Итого

В =

 

К =

 

А =

 

Д =

 

Особое внимание обратите на дигитальный канал репрезентативной системы человека. На первый взгляд он выпадает из сообщества равных модальностей. Дигитальная репрезентация — это место встречи внешнего и внутреннего мира, мост, по которому наше сознание переходит с берега сенсорно-перцептивной организации на сторону собственно когнитивных процессов. Однако этот переход оно осуществляет робко, постоянно оглядываясь назад, не сжигая за собой мосты. Факт предвосхищения эмоций нашими рассуждениями в процессе репрезентации хорошо иллюстрируют 4 вопроса М. Хаузера [38].


Стали бы вы пить яблочный сок из совершенно новой больничной утки?


2. Стали бы вы есть шоколадную конфету, которая напоминает фекалии собаки?
3. Если бы вы, открыв коробку конфет, увидели, что кто-то уже надкусил каждую конфету, согласились бы вы съесть хотя бы одну?
4. Если бы мама украсила вашу любимую пищу стерилизованными мертвыми тараканами, согласились бы вы съесть это блюдо?

Из когнитивного портрета:

«Симпатичная девушка 20 лет ищет парня с любой репрезентативной системой! У меня ярко выражена дигитальная репрезентация. Люди с такой системой реагируют и воспринимают мир не по ощущению, а по названию слов (находят в них смысл), при помощи которых стараются обозначить свои образы и ощущения. Они предпочитают пользоваться словами. Такими, как «надо разобраться», «проанализируем», «взвесим», «сопоставим». (Я использую голову по назначению, поэтому смогу найти общий язык с любыми парнями).
Я способна чувствовать и понимать все красивое и возвышенное в этом мире. Моё творческое начало базируется на способности к чувственному восприятию. Мой вкус, моя тонкость и моя сила воображения позволяют мне создавать произведения выразительных и чувственных форм, какие создают, например, художники, поэты, писатели, режиссеры и музыканты.
Поэтому парень в узких джинсах, с пивом и сигаретой в руке вряд ли меня заинтересует! (И с первым свиданием, куда меня пригласить, парню тоже надо подумать!)».

Валентина Т.


Люди, как правило, на эти вопросы отвечают «нет». Очень редко и то, выдержав паузу, «да» на часть вопросу. М. Хаузер, констатирует, что нет никакой антисанитарии в налитом в стерильную утку яблочном соке, форма шоколадных конфет не влияет на их вкусовые качества. Но. Сенсорные системы, не зная этого, реагируют негативно (с эмоцией отвращения!) на внешние угрозы нашему здоровью [38].
Теперь сравните формулы репрезентативных систем двух студенческих групп: ДКАВ и КДАВ. Скажите, можно ли предположить, студенты, какой группы имеют более высокие показатели интеллектуального развития? Вербальный интеллект студентов первой группы — SAs (конкретный интеллект) равен 2,25 и SP (абстрактный интеллект) равен 6,89. Вербальный интеллект студентов второй группы — 3,36 и 4,8 соответственно. Согласно результатам наших исследований, именно дигитальный канал положительно коррелирует с академическими достижениями школьников и студентов.
В теории и практике презентации репрезентативные каналы используются как в одной модальности, так и объединяются для усиления эффекта интеракции (таблица 2.2). Каждый из них сохраняет свое преимущество и назначение [24].

Сенсорный канал

Преимущество

Основание

Аудиальный

Способствует развитию идей в их построении

Логика и критическое мышление

Визуальный

Помогает организовать идеи в единое целое

Воображение и образное мышление

Кинестетический

Обеспечивает условия для принятия конкретного решения

Двигательная активность

Б. Л. Ливер полагает, что ведущий сенсорный канал (стиль восприятия) необходимо учитывать при обучении детей и даже взрослых людей. Репрезентативная система человека, по ее мнению, взаимосвязана с его ведущим полушарием. «Правополушарных» учащихся можно обучать посредством прослушивания различных текстов, они легко воспринимают информацию на слух. У многих из них преобладает слуховой канал восприятия, но согласно исследованию даже многие учащиеся-визуалы правополушарного типа неплохо воспринимают аудиальную информацию. Навыки восприятия на слух у левополушарных учащихся развиваются крайне медленно, не следует ожидать успехов в аудировании от этих учащихся. Исследования показывают, что учащиеся на начальных этапах изучения иностранного языка слушают, прежде всего, левым ухом, то есть правым полушарием. Это обеспечивает определенные преимущества «правополушарным» типам учащихся, и в то же время замедляет обучение левополушарных типов [16].
Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.