Риск социальной дезадаптации
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Выявление риска социальной дезадаптации (шкалы Ю.В.Попова - Н.Я.Иванова) возможно, если с помощью ПДО определен гипертимный (Г), лабильный (Л), сенситивный (С), шизоидный (Ш), эпилептоидный (Э), истероидный (И), неустойчивый (Н) типы акцентуаций характера. Если диагностирован смешанный тип, то ориентируются на тот тип, в отношении которого набрано наибольшее число баллов (например, диагностирован смешанный гипертимно-неустойчивый тип, но по Г набрано 8 баллов, по Н 6 баллов - пользуются шкалой для типа Г). Если при диагностике смешанного типа в отношении каждого из типов выбрано равное число баллов, то пользуются шкалой того из них, где выявляются признаки дезадаптации.

 

 

Ниже обозначены заголовками диагностируемые типы акцентуаций и под ними приведены признаки дезадаптации - величины показателей по шкалам ПДО, являющиеся таковыми признаками для данного типа. Наличие хотя бы одного из признаков говорит о риске - дезадаптации, наличие двух и более признаков делает этот риск высоким. Суммарные показатели (Г+Н, А+С+П) получаются арифметическим сложением баллов по данным отдельным признакам.
Дп-амбивалентность подразумевает наличие и положительных, и отрицательных баллов по шкале депрессии независимо от суммарной оценки по ней (см. «Склонность к депрессии»).


Типы акцентуации и признаки дезадаптации

Тип акцентуации

Признаки
дезадаптации

Гипертимный тип

Г=11 и больше Э=7 и больше Н=8 и больше Д=5 и больше Е=5 и больше Г+Н=19 и больше

Шизоидный тип

Л=6 и больше Ш=12 и больше d=5 и больше

Лабильный тип

Л=12 и больше Ш=7 и больше Н=7 и больше Е=4 и больше d=4 и больше

Сенситивный тип

С=11 и больше Э=6 и больше d=3 и больше Дп-амбивалентность

Эпилептоидный тип

Ш=7 и больше И=8 и больше Н=8 и больше Е=5 и больше d=5 и больше

Истероидный тип

А=5 и больше П=8 и больше И=13 и больше Н=7 и больше d=6 и больше

Неустойчивый тип

Ц=6 и больше И=10 и больше В=5 и больше А+С+П=7 и больше

Таблица 2. Оценка по шкале социальной дезадаптации при определении ее валидности (по данным Ю.В.Попова и Н.Я.Иванова)

 

Группы подростков (%)

Социальная

 

Транзиторные

Адаптированные

дезадаптация

Психопатия

непсихические

учащиеся школ и

 

 

расстройства

ПТУ

Не обнаружена Обнаружена, в том числе:

26

44

81

 

48

36

12

по 1 признаку

18

14

7

по 2 признакам по 3 признакам и более

16

6

-

Обращают внимание два вида признаков риска дезадаптации. Один из них - высокий показатель в баллах именно того типа акцентуации, который был диагностирован. При минимальном диагностическом числе 6-7 баллов величина 10-13 баллов для гипертимного, лабильного, сенситивного, шизоидного, истероидного и неустойчивого типов служит признаком риска дезадаптации. Исключение составляет эпилептоидный тип - здесь высокий показатель эпилептоидности о риске дезадаптации не свидетельствует. Вероятно, это связано с существованием так называемых «гиперсоциальных эпилептоидов», у которых черты их типа акцентуации могут быть ярко выражены. Другой вид признаков - высокие показатели в отношении тех типов, которые трудно совместимы или даже в определенной мере полярны тому типу акцентуации, который диагностирован. Это - высокие показатели эпилептоидности у гипертимного и сенситивного типов, шизоидности у лабильного типа и лабильности у шизоидного, психастенического у истероидного типа, циклоидности и суммы баллов астенических типов у неустойчивого. Возможно, что определенная тенденция к дискордантности характера может служить дезадаптирующим фактором. Возможно также, что подобные противоположные черты служат проявлением реакции гиперкомпенсации. Значение других признаков высокого риска, как то высокие показатели склонности к делинквентности, эмансипации и неустойчивости, понятно.
Источник: Психология характера : учебное пособие / Алтайский государственный университет ; сост.: М.В. Шамардина, И.А. Ральникова, Е.А. Петухова. - Барнаул : АлтГУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.