Изучение социально-психологической наблюдательности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Изучить свое видение межличностных детских отношений, а вместе с тем свою социально-психологическую наблюдательность можно путем эксперимента.
Берется список воспитанников и против фамилии каждого записывается имена троих детей группы (класса), которых тот или другой из них предпочитает или мог бы выбрать по вашему мнению (предполагаемые данные разносятся по соответствующим клеткам матрицы, которая строится по принципу обычной таблицы-шахматки).

 


Через некоторое время исследуются реальные взаимоотношения детей с помощью социометрических методов (например, экспериментальной игры «выбор в действии» - варианта «У кого больше» Я.Л.Коломинского). Суть ее сводится к следующему: для каждого ребенка заготавливаются три
открытки (переводные картинки), на обратной стороне которых ставится номер, присвоенный каждому испытуемому в эксперименте.


Экспериментальная игра проводится с каждым ребенком индивидуально. Дети, прошедшие эксперимент, и те, кто еще не участвовал в нем, между собой не общаются. Обращаясь к ребенку, который вошел в комнату, воспитатель говорит: «Мы играем в игру «У кого больше?» Вот тебе три открытки. Можешь положить их по одной троим детям из группы (себе класть нельзя). Выигрывает тот, у кого окажется больше всех открыток». Ребенок берет открытки и вкладывает их по одной в конверты, расположенные на столах. После того, как все члены группы осуществили выбор, воспитатель-исследователь фиксирует сделанные выборы и знакомит детей с результатами. В запасе всегда следует иметь несколько лишних открыток, чтобы положить по 1-2 из них тайно от детей тем испытуемым, которые не получили их от сверстников. Данные экспериментальной игры представляются в специальной таблице. Из нее видно, кого кто выбирал, взаимный ли выбор, сколько выборов получил каждый ребенок. Это число и является показателем его положения, статуса в группе. Если ребенок получил 6 и более выборов, его относят к числу «звезд», три-пять - к числу предпочитаемых, один-два к пренебрегаемым. Не получившие ни одного выбора - к числу «изолированных». Дети первой и второй статусных групп — в число популярных, третьей и четвертой — входят в число «непопулярных». Подробнее о ходе проведения эксперимента и его обработке (см. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984.)


Затем сравниваются предполагаемые и реальные результата «выбор в действии». На их основании высчитывается перцептивный коэффициент осознания отношений.


ПКОО = число правильно угаданных статусов/число членов группы*100%


Высокий коэффициент осознания статусной структуры группы педагогом (около 50% и выше) свидетельствует об относительно хорошем знании их межличностных отношений, имеет значение и опыт общения с детьми.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.