На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте
Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Мещерякова Наталья Юрьевна студентка Научный руководитель Коробова Мария Владимировна канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область


Ключевые слова: подростковый возраст, эмоции, подростковый кризис, эмоциональное развитие.


Подростковый возраст является наиболее трудным периодом из всех этапов взросления. В это время ребенок переживает колоссальные изменения в физическом, психологическом и социальном здоровье. В то же время образовывается у подростка самопознание самого себя и окружающего мир, формулируются принципы и знания у подростка, которые в итоге составляют жизненную позицию, благодаря, который подросток понимает, как ему жить во взрослой жизни [1].
Формируются следующие особенности данного возраста. У подростка возникают новые ценности и ориентации, при этом ребенок находится в привычной среде. Также появляется желание быть взрослым, но при этом отсутствуют возможности и условия отделиться от родителей, жить самостоятельно, это является основным фактором для подросткового кризиса. Подросток начинает поиск себя и условия бытия, расширяется восприятие подростка [8].
В состояние переходного возраста психические процессы ребенка приобретают более личный характер.
Особенности подросткового возраста вытекают из кризиса. Подростковый кризис - это стадия перехода от детства к взрослости, что заставляет ребенка менять свои ценности, находить новые интересы и знания, а самое главное познание и определения себя в этом мире. Обычно это происходит с 11 до 18 лет.
Л.И. Божович проводил анализ основных проблем подростка, выявил, что в данный период является самый значимый и фундаментальный для изменений в эмоциональном и психическом развитии, ребенок учится воспринимать самого себя и окружение, которое вокруг него формируется [1].
Подросток тяжело переживает кризис из-за того, что происходит развитие положительной идентичности, в этот период происходит противоречие, ребенок переживает субъективные чувства неблагополучия из-за внутреннего конфликта между прошлым и настоящем. Из-за этого появляются такие эмоции как агрессия, злость, вина и другие эмоции [8].
При этом в подростковом кризисе, ребёнок часто неадекватно реагирует на внешние воздействия, которые затрагивают его внутренней мир и особенно его принципы, это приводит к потери самоконтроля. Из этого следует, что существуют факторы, которые приводят к эмоциональному раздражения ребёнка.
Выделяют биологический, психологический, социально-психологические факторы, которые нарушают эмоциональное состояние подростка.
Ребенок в подростковом возрасте не может адекватно оценить суждения людей, которые окружают его. Поэтому важным фактором для подростка на формирование эмоционального развития является социальное окружение и влияние других людей. Одну из главных ролей играют родители ребенка, которые принимают или отвергают актуальные проблемы, интересы, ценности подростка. Именно в подростковом периоде ребенок ищет поддержку у родителей, понимания того, что с ним все в порядке, что он находится в норме, пока он узнает нового себя. Поэтому, если подросток получает поддержку и понимания родителей, то кризис подросткового возраста проходит спокойнее, и появляются положительные эмоции такие как интерес, радость. Ребенок проживет это более конструктивно и осмысленно. Но чаще всего родители ведут себя наоборот, что приводит к риску возникновения тревожности, которая мешает подростку уже во взрослой жизни, обычно пропадает интерес к жизни, а следовательно, и мотивацию ребенку не откуда брать. И авторитет взрослого человека отвергается.
Пока подросток не способен и не может себя воспринимать как взрослого, потому что зависит от родителей в разных сферах деятельности его жизни. Но в данный период ребенок проходит этап сепарация от родителей, это тяжело для подростка эмоционально. Часто подросток начинает больше тревожится и опасаться из-за отделения от родителей, так как ему приходится открывать новые навыки, и способность брать ответственность за себя.
Помимо того, подростковый период имеет ряд особенностей, которое определяет характерное поведение ребенка. У подростка нет возможности адекватно оценивать жизненные обстоятельства из-за нехватки житейского опыта. Также у некоторых плохо развита самокритичность, а других чересчур развита, что мешает верно оценивать себя. В равной мере ребенок подвержен мнению окружающих причем не важно является ли это правдой или нет. Все это приводит к нестабильной эмоциональной среде подростка.
Все эти факторы приводят к тому, что ребенок переживает сильные изменения в эмоциональной сфере во время взросления. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, что приводит к изменению настроения, вспыльчивости, возникновение повышенной тревожности, агрессии, а также тревоги и страхов.
По мнению В.Г. Казанской, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, не важно положительные или отрицательные. Из-за этого они не замечают и не реагируют на помощь других людей. Одной из важной эмоциональной проблемы является общение с родителями и с ровесниками [5].
Вместе с тем, подросткам обычно трудно говорить о своих эмоциях. Плюс ко всему у ребенка быстро сменяться положительные эмоции на отрицательные, а вот отрицательные эмоции на положительные меняются медленно. Например, если подросток словит скуку и не найдёт себе занятие, эта эмоция приведёт к злости и тоски, и переключить его на действие или положительные эмоции будет сложно, скорее всего подросток захочет заниматься никчёмными делами.
Важность подросткового возраста заключается в том, что ребёнку нужно овладеть новыми навыками, знаниями, принципами и самое главное познания самого себя.
Подростковый кризис можно назваться кризисом идентичности. Подростку в этот период необходимо понять свою сущность, интересы, возможности, чтобы справится с эмоциональным развитием. Это поможет подростку во взрослой жизни быть менее тревожным, также даст возможность получить стабильную самооценку. Если подросток справится с кризисом и преодолеет все препятствия, то у него появятся новые возможности и индивидуальность.
Подросток встречается с такими эмоциями как агрессия, вспыльчивость, жестокость, грубость, молчаливость и замкнутость. Это связано с тем, что ребенок не желает принимать позицию взрослого, особенно если у него есть лидерские качества. Подросток считает, что только его мнение правильное, и когда сталкивается с другой точкой, отказывает принимать его во внимание. Все это доказывает вышенаписанное, что в подростковом кризисе ребенок сталкивается с трудностями как биологическими так и психологическими, эмоции играют важную роль в этот период, так как подросток формирует себя заново, ищет себя и учится взаимодействовать с миром и собой.
Таким образом есть прямая связь между подростковым кризисом и эмоциональном развитием ребенка, эти знания необходимы для того, чтобы помочь ребенку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.


Список литературы
1. Буровихина И. А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - №4. - С. 148-161.
2. Васильева О.С. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Academia, 2001. - 343 с.
3. Иванова Е.С. Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований / Е.С. Иванова, Д.В. Люсин // Научный диалог. - 2012. - №11. - С. 137-143.
4. Крылов В.И. Нарушение эмоциональной и волевой регуляции психической деятельности как основа для развития навязчивых нарушений / В.И. Крылов, Д.Ю. Бутылин // Вестник психиатрии и психологи Чувашии. - 2014. - №10. - С. 14-20.
5. Казанская В.Г. Подросток: от аидова порога к ценностям жизни. Психологические особенности суицидальной направленности подростка / под ред. А.С. Обухова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 224 с.
6. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. - 2015. - №7. - С. 54-59.
7. Петровский В. А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В. А. Петровский, М.В. Полевая // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 19-26.
8. Прихожан А.М. Интересная психология: Л.С. Выготский и Л.И. Божович / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 63-72.

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.