Тест «Самооценка»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Инструкция:
Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в 2 этапа.


Этап 1.
1. Разделите лист бумаги на 4 равные части, обозначьте каждую римскими цифрами I, II, III, IV.
2. Даны 4 набора слов (см. Стимульный материал), характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их - каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества, обозначенные слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до самого конца. В итоге вы должны получить 4 набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств, всеми участниками тестирования, приведены толкования этих качеств.


Этап 2.
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружочком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка результатов:
Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение (П): П = Р/И*100% Результаты сопоставьте с оценочной шкалой:

 

Уровни самооценки

 

Неадекватно
низкий

Низкий

Ниже
сред.

Средний

Выше
сред.

Высокий

Неадекватно
высокий

мужчины

0-10

1
1-34

5-45

46
-54

5
5-63

64
-66

67

женщины

0-15

1
6-37

8-46

47
-56

5
7-65

66
-68

69


Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.
Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной - относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься, как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние - аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей человека. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной СО конфликты возникают из- за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Аффект неадекватности - это психическое состояние, которое возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению это приводит к нарушению отношения с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой.
Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т.е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества.
Аффект неадекватности - это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно-коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки и суждений окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.


Стимульный материал:


1. Межличностные отношения, общение
◦ Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость.
◦ Заботливость - мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
◦ Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
◦ Коллективизм - способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
◦ Отзывчивость - готовность отозваться на чужие нужды.
◦ Радушие - сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-либо услужить.
◦ Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
◦ Тактичность - чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
◦ Терпимость - умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
◦ Чуткость - отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
◦ Доброжелательность - желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
◦ Приветливость - способность выражать чувство личной приязни.
◦ Обаятельность - способность очаровывать, притягивать к себе.
◦ Общительность - способность легко входить в общение.
◦ Обязательность - верность долгу, слову, обещанию.
◦ Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
◦ Откровенность - открытость, доступность для людей.
◦ Справедливость - объективная оценка людей в соответствии с истиной.
◦ Совместимость - умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
◦ Требовательность - строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.


2. Поведение
◦ Активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
◦ Гордость - чувство собственного достоинства.
◦ Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.
◦ Порядочность - честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
◦ Смелость - способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
◦ Твердость - умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
◦ Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
◦ Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках.
◦ Энергичность - решительность, активность поступков и действий.
◦ Энтузиазм - сильное воодушевление, душевный подъем.
◦ Добросовестность - честное выполнение своих обязанностей.
◦ Инициативность - стремление к новым формам деятельности.
◦ Интеллигентность - высокая культура, образованность, эрудиция.
◦ Настойчивость - упорство в достижении цели.
◦ Решительность - непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
◦ Принципиальность - умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
◦ Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
◦ Самостоятельность - способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
◦ Уравновешенность - ровный, спокойный характер, поведение.
◦ Целеустремленность - наличие ясной цели, стремление ее достичь.


3. Деятельность
◦ Вдумчивость - глубокое проникновение в суть дела.
◦ Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость.
◦ Мастерство - высокое искусство в какой-либо области.
◦ Понятливость - умение понять смысл, сообразительность.
◦ Скорость - стремительность поступков и действий, быстрота.
◦ Собранность - сосредоточенность, подтянутость.
◦ Точность - умение действовать, как задано, в соответствии с образом. Трудолюбие - любовь к труду, общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.


Увлеченность - умение целиком отдаваться какому-либо делу.
◦ Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
◦ Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
◦ Внимательность - сосредоточенность на выполняемой деятельности.
◦ Дальновидность - прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
◦ Дисциплинированность - привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
◦ Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий.
◦ Любознательность - пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
◦ Находчивость - способность быстро находить выход из затруднительных ситуаций.
◦ Любознательность - пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
◦ Последовательность - умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
◦ Работоспособность - способность много и продуктивно работать.
◦ Скрупулезность - точность до мелочей, особая тщательность.


4. Переживания, чувства
◦ Бодрость - ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
◦ Бесстрашие - отсутствие страха. Храбрость .
◦ Веселость - беззаботно-радостное состояние.
◦ Душевность - искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
◦ Милосердие - готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
◦ Нежность - проявление любви, ласки.
◦ Свободолюбие - любовь и стремление к свободе, независимости.
◦ Сердечность - задушевность, искренность в отношениях.
◦ Страстность - способность целиком отдаваться увлечению.
◦ Стыдливость - способность испытывать чувство стыда.
◦ Взволнованность - мера переживания, душевное беспокойство.
◦ Восторженность - большой подъем чувств, восторг, восхищение.
◦ Жалостливость - склонность к чувству жалости.


Состраданию.
◦ Жизнерадостность - постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
◦ Любвеобильность - способность сильно и многих любить.
◦ Оптимистичность - жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
◦ Сдержанность - способность удержать себя от проявления чувств.
◦ Удовлетворенность - ощущение удовольствия от исполнения желаний.
◦ Хладнокровность - способность сохранять спокойствие и выдержку.
◦ Чувствительность - легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействию извне.

Источник: Кулешова Ю.В. Профилактика зависимого поведения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.В. Кулешова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2022. - 162 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.