Шкала психологического стресса PSM-25
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier- Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель - измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Великобритании, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н.Е. Водопьяновой.

При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др. Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психической напряженности. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп. Все это позволяет считать методику универсальной для применения к различным возрастным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.
Методика апробирована авторами на выборке более чем на 5 тыс. человек в Канаде, Англии, США, Пуэрто-Рико, Колумбии, Аргентине, Японии. Эту методику применяли также Клемент и Янг в Университете Оттавы, Ларси в Университете и в госпитале Монреаля, а также Тесье и его коллеги в госпиталях св. Франциска Ассизского и св. Жюстины в Монреале.
В России методика апробировалась Н.Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.
Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными психометрическими свойствами. Были обнаружены корреляции интегрального показателя PSM со шкалой тревожности Спилбергера (г = 0,73), c индексом депрессии [Beck Depression Inventory] (r = 0,75). Величины этих корреляций объясняются генерализованным переживанием эмоционального дистресса или депрессии. При этом исследование дивергентной валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрессии.


Опросник PSM


Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний:
1 - «никогда»;
2 - «крайне редко»;
3 - «очень редко»;
4 - «редко»;
5 - «иногда»;
6 - «часто»;
7 - «очень часто»;
8 - «постоянно (ежедневно)».

1

Состояние напряжённости и крайней взволнованности (взвинченности)

1 2 3 4 5 6 7 8

2

Ощущение кома в горле и/или сухости во рту

1 2 3 4 5 6 7 8

3

Я перегружен(а) работой. Мне совсем не хватает времени

1 2 3 4 5 6 7 8

4

Я второпях проглатываю пищу или забываю поесть

1 2 3 4 5 6 7 8

5

После работы я не могу отключиться от мыслей о незавершённых делах, проблемах, планах; я «застреваю» на переживаниях рабочих ситуаций и нерешённых вопросов, обдумываю свои идеи снова и снова

1 2 3 4 5 6 7 8

6

Я чувствую себя одиноким(ой) и непонятым(ой)

1 2 3 4 5 6 7 8

7

Я страдаю от физического недомогания; у меня головокружение, головные боли, напряженность и дискомфорт в области шейного отдела, боли в спине, спазмы в желудке

1 2 3 4 5 6 7 8

8

Я поглощён(а) мрачными мыслями, измучен(а) тревожными состояниями

1 2 3 4 5 6 7 8

9

Меня внезапно бросает то в жар, то в холод

1 2 3 4 5 6 7 8

10

Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить

1 2 3 4 5 6 7 8

11

У меня часто портится настроение; я легко могу заплакать от обиды или проявить агрессию, ярость

1 2 3 4 5 6 7 8

12

Я чувствую себя уставшим человеком

1 2 3 4 5 6 7 8

13

В трудных ситуациях я крепко стискиваю зубы (или сжимаю кулаки)

1 2 3 4 5 6 7 8

14

Я спокоен(на) и безмятежен(на)*

1 2 3 4 5 6 7 8

15

Мне тяжело дышать и/или у меня внезапно перехватывает дыхание

1 2 3 4 5 6 7 8

16

Я имею проблемы с пищеварением и с кишечником(боли, колики, расстройства или запоры)

1 2 3 4 5 6 7 8

17

Я взволнован(а), обеспокоен(а), возбужден(а)

1 2 3 4 5 6 7 8

18

Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать

1 2 3 4 5 6 7 8

19

Мне необходимо более чем полчаса для того, чтобы уснуть

1 2 3 4 5 6 7 8

20

Я сбит(а) с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, и я не могу сконцентрировать внимание

1 2 3 4 5 6 7 8

21

У меня усталый вид; мешки или круги под глазами

1 2 3 4 5 6 7 8

22

Я чувствую тяжесть на своих плечах

1 2 34 5 6 7 8

23

Я встревожен(а), мне необходимо постоянно двигаться; я не могу стоять или сидеть на одном месте

1 2 3 4 56 78

24

Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение или жесты

1 2 3 4 5 6 7 8

25

Я чувствую напряжённость

1 2 3 4 5 6 7 8



Примечание. *Обратный вопрос.

Обработка и интерпретация результатов


Подсчитывается сумма всех ответов - интегральный показатель психической напряжённости (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.
ППН больше 155 баллов - высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряжённости, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
ППН в интервале 154-100 баллов - средний уровень
стресса.
ППН меньше 100 баллов - низкий уровень стресса, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

Источник: Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Психология стресса: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. 94 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.