На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика «Что такое совесть?» Модификация и критерии анализа Т.П. Абдуловой
Методика «Что такое совесть?» Модификация и критерии анализа Т.П. Абдуловой
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Задачи диагностики:

1. Определение характера нравственного выбора;
2. Выявление эмоциональных переживаний за совершаемые действия;
3. Рефлексия проявлений стыда.

 


1- часть: История одного мальчика


П.: Я сейчас расскажу вам одну историю. В одном необычном городе был необычный дом. В этом необычном доме жил ребенок. Однажды утром он проснулся и начал свой день так? Нагрубил бабушке, дернул своего кота за хвост, не помог маме вынести мусор, не поздравил дедушку с днем рождения; подрался со своим другом на улице, взял, не спросив разрешения, велосипед дяди Феди. И тут он заметил, что все с кем он сегодня общался, ведут себя как-то не так.
Бабушка не испекла его любимый пирог, кот Барсик оцарапал его руку, мама почему-то мусор складывает на полу на кухне; дедушка отказался читать ему книгу; друг не пошел с ним гулять на улицу; а сосед дядя Федя зачем-то убрал велосипед в гараж. Настроение у мальчика испортилось...
Он шел грустный по улице, а навстречу ему шел высокий человек в широком плаще. Он обратился к мальчику и сказал: «Мальчик, я вижу, что ты грустишь. У тебя сегодня что-то не так? Я хочу тебе помочь. Вот тебе волшебный предмет, - и протянул его мальчику, - он будет твоим внутренним голосом, который будет тебе подсказывать, как поступать, он будет твоей совестью. Совесть убережет тебя от неприятностей и поможет наладить отношения со всеми твоими близкими!»
Мальчик посмотрел и с недоумением спросил: «А что это такое, совесть?»
- Совесть - это голос, звучащий внутри нас, - сказал волшебник (потому что, конечно - это был волшебник). - Совесть говорит, что можно делать, а что нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит. «Пойди, извинись». «Тебе стыдно, ты чувствуешь, что ты не такой хороший» как раньше. Совесть и стыд близкие вещи. Надо уметь слышать совесть.
П.: Давайте подумаем, что же этот мальчик делал не так? Как он поступал с окружающими его людьми (с бабушкой, дедушкой, мамой, другом, с соседом)? Ответы детей...
П.: Можно ли сказать, что он поступал с ними не по совести? Ответы детей...

 


2- часть: Что подскажет совесть?


П.: Ребята, а сейчас я покажу вам, что дал волшебник мальчику в нашем рассказе. Вот она, совесть (показать игрушку - символ совести). Он будет совестью каждого из нас на нашем занятии и будет подсказывать
вам внутренним голосом, как нужно поступать. Это будете слышать только вы.
П.: Мы начинаем игру. Я сейчас буду задавать вопрос, а вы будите прислушиваться, что говорит вам голос совести.
Педагог дает символ совести в руки тому ребенку, к которому обращается:
•Настя, вот тебе конфеты, съешь их все сама, хорошо? Что тебе подсказывает твой внутренний голос? Ответ и действие ребенка.
•Вася, если ты идешь со своей бабушкой, а она несет вот эту сумку (педагог ставит перед детьми тяжелую сумку), что тебе говорит твоя совесть? Ответ и действие ребенка.
•Катя, кто-то съел конфету и фантик бросил. Что тебе подсказывает твоя совесть? Ответ и действие ребенка.
•Мальчик играл с игрушкойб потом положил ее и забыл, а игрушка так и осталась лежать, вот она (показать на игрушку - машину и колесо от нее). Что тебе подсказывает твоя совесть? (Можно починить поставит колесо на место). Ответ и действие ребенка.
П.: Молодцы, ребята, ваш голос совести не молчал, он подсказывал вам, как должны поступить.

 


3- я часть: Стыд и раскаяние
П.: Ребята, а случалось с вами такое, что вы не услышали голос совести и поступили не так, как надо. Что вы испытывали? Какое чувство? Ответы детей: при затруднении подсказка... чувство стыда.
П.: Кто может сказать? Что это такое стыд? Ответы детей: стыд - это, когда ты знаешь, что поступил неправильно и тебе от этого неприятно; когда хочется исправить свое поведение).
П.: Стыдиться - это хорошо или плохо? Почему нам бывает стыдно? Ответы детей...
П.: А теперь я предлагаю поиграть вот в такую игру (дети встают полукругом на ковре). Я сейчас буду произносить фразы, а вы, если согласны с утверждением, стыдно - это когда...то вы поднимаете правую руку, если не согласны, что стыдно, что здесь нечего стыдиться, - поднимаете левую руку.


Согласны ли вы с утверждениями, стыдно - это когда:
•Хочется попросить прощения;
•Ты кого-то обидел;
•Ты помог другу;
•Тебя ругают;
•Тебя хвалят;
•Ты совершил что-то плохое;
•Тебе тревожно;
•Ты совершил что-то хорошее;
•«горят щеки»;
•Тебе страшно;
•Тебе весело;
•Тебе хочется что-то исправить в своем поведении.


П.: Молодцы ребята! Справились с заданием. Это мы с вами говорили о чувстве стыда, но еще, ребята понятие «совесть» включает в себя раскаяние. Кто знает, что это такое, Ответы детей? ... умение признать свою вину, попытки исправить положение, мы как бы снимаем со своей души большой камень.
П.: Ребята, я сейчас попытаюсь вам это показать на примере. На ковре стоят две коробки (одна тяжелая, другая легкая), (педагог предлагает одному из детей подойти к легкой коробке и поднять ее). Что ты чувствуешь? Легко ли тебе было сделать это? Ответы детей...
П.: А теперь подойди к другой (тяжелой) коробке. Что ты чувствуешь? Легче тебе поднять эту коробку или тяжелее? Попробуйте, кто хочет. Ответы детей...
П.: Вот точно такой же груз у нас иногда бывает на душе. Когда мы не слушаем свой внутренний голос. А когда мы его слушаем и поступаем по совести, то у нас с души, как будто сваливается камень, и нам становится легче.
П.: У хорошего человека обязательно есть совесть. Он переживает за все свои поступки. Совесть внутри человека подсказывает: если ты поступишь так, то останешься хорошим человеком, а если поступишь по- другому, то станешь плохим. У человека всегда есть выбор, как поступить. И вы, ребята, старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу - вашей совести, и тогда он обязательно вам подскажет, как надо поступать. Показатели диагностики:


3.1. Правильное называние негативных поступков мальчика - героя истории - 2 балла.
3.2. Нравственный выбор поведения в ситуациях, разыгрываемых педагогом - 5 баллов (ответ предполагает активные действия самого ребенка).
3.3. Правильный ответ в характеристиках стыда - 1 балл.
3.4. Содержательное понимание и рассуждение в отношении понятий «стыд» и «раскаяние» - 2 балла.
Высокий уровень понимания и выполнения нравственных задач в ситуационных заданиях - 10 баллов.
Средний балл - 6 баллов.
Низкий балл - ответ предполагает незнание или отказ от какого-то действия.

Источник: Абдуллаева Г.О. (главы: 1, 2, 3, 5), Жиенбаева Н.Б. (глава 6), Гарбер А.И. (глава 4), Ахметова А.И. (глава 7) Психолого-педагогическая диагностика личности: Учебное пособие. - Алматы: ТОО «Лантар Трейд» , 2020. - 323 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.