Задачи диагностики:
1. Определение характера нравственного выбора; 2. Выявление эмоциональных переживаний за совершаемые действия; 3. Рефлексия проявлений стыда.
1- часть: История одного мальчика
П.: Я сейчас расскажу вам одну историю. В одном необычном городе был необычный дом. В этом необычном доме жил ребенок. Однажды утром он проснулся и начал свой день так? Нагрубил бабушке, дернул своего кота за хвост, не помог маме вынести мусор, не поздравил дедушку с днем рождения; подрался со своим другом на улице, взял, не спросив разрешения, велосипед дяди Феди. И тут он заметил, что все с кем он сегодня общался, ведут себя как-то не так. Бабушка не испекла его любимый пирог, кот Барсик оцарапал его руку, мама почему-то мусор складывает на полу на кухне; дедушка отказался читать ему книгу; друг не пошел с ним гулять на улицу; а сосед дядя Федя зачем-то убрал велосипед в гараж. Настроение у мальчика испортилось... Он шел грустный по улице, а навстречу ему шел высокий человек в широком плаще. Он обратился к мальчику и сказал: «Мальчик, я вижу, что ты грустишь. У тебя сегодня что-то не так? Я хочу тебе помочь. Вот тебе волшебный предмет, - и протянул его мальчику, - он будет твоим внутренним голосом, который будет тебе подсказывать, как поступать, он будет твоей совестью. Совесть убережет тебя от неприятностей и поможет наладить отношения со всеми твоими близкими!» Мальчик посмотрел и с недоумением спросил: «А что это такое, совесть?» - Совесть - это голос, звучащий внутри нас, - сказал волшебник (потому что, конечно - это был волшебник). - Совесть говорит, что можно делать, а что нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит. «Пойди, извинись». «Тебе стыдно, ты чувствуешь, что ты не такой хороший» как раньше. Совесть и стыд близкие вещи. Надо уметь слышать совесть. П.: Давайте подумаем, что же этот мальчик делал не так? Как он поступал с окружающими его людьми (с бабушкой, дедушкой, мамой, другом, с соседом)? Ответы детей... П.: Можно ли сказать, что он поступал с ними не по совести? Ответы детей...
2- часть: Что подскажет совесть?
П.: Ребята, а сейчас я покажу вам, что дал волшебник мальчику в нашем рассказе. Вот она, совесть (показать игрушку - символ совести). Он будет совестью каждого из нас на нашем занятии и будет подсказывать вам внутренним голосом, как нужно поступать. Это будете слышать только вы. П.: Мы начинаем игру. Я сейчас буду задавать вопрос, а вы будите прислушиваться, что говорит вам голос совести. Педагог дает символ совести в руки тому ребенку, к которому обращается: •Настя, вот тебе конфеты, съешь их все сама, хорошо? Что тебе подсказывает твой внутренний голос? Ответ и действие ребенка. •Вася, если ты идешь со своей бабушкой, а она несет вот эту сумку (педагог ставит перед детьми тяжелую сумку), что тебе говорит твоя совесть? Ответ и действие ребенка. •Катя, кто-то съел конфету и фантик бросил. Что тебе подсказывает твоя совесть? Ответ и действие ребенка. •Мальчик играл с игрушкойб потом положил ее и забыл, а игрушка так и осталась лежать, вот она (показать на игрушку - машину и колесо от нее). Что тебе подсказывает твоя совесть? (Можно починить поставит колесо на место). Ответ и действие ребенка. П.: Молодцы, ребята, ваш голос совести не молчал, он подсказывал вам, как должны поступить.
3- я часть: Стыд и раскаяние П.: Ребята, а случалось с вами такое, что вы не услышали голос совести и поступили не так, как надо. Что вы испытывали? Какое чувство? Ответы детей: при затруднении подсказка... чувство стыда. П.: Кто может сказать? Что это такое стыд? Ответы детей: стыд - это, когда ты знаешь, что поступил неправильно и тебе от этого неприятно; когда хочется исправить свое поведение). П.: Стыдиться - это хорошо или плохо? Почему нам бывает стыдно? Ответы детей... П.: А теперь я предлагаю поиграть вот в такую игру (дети встают полукругом на ковре). Я сейчас буду произносить фразы, а вы, если согласны с утверждением, стыдно - это когда...то вы поднимаете правую руку, если не согласны, что стыдно, что здесь нечего стыдиться, - поднимаете левую руку.
Согласны ли вы с утверждениями, стыдно - это когда: •Хочется попросить прощения; •Ты кого-то обидел; •Ты помог другу; •Тебя ругают; •Тебя хвалят; •Ты совершил что-то плохое; •Тебе тревожно; •Ты совершил что-то хорошее; •«горят щеки»; •Тебе страшно; •Тебе весело; •Тебе хочется что-то исправить в своем поведении.
П.: Молодцы ребята! Справились с заданием. Это мы с вами говорили о чувстве стыда, но еще, ребята понятие «совесть» включает в себя раскаяние. Кто знает, что это такое, Ответы детей? ... умение признать свою вину, попытки исправить положение, мы как бы снимаем со своей души большой камень. П.: Ребята, я сейчас попытаюсь вам это показать на примере. На ковре стоят две коробки (одна тяжелая, другая легкая), (педагог предлагает одному из детей подойти к легкой коробке и поднять ее). Что ты чувствуешь? Легко ли тебе было сделать это? Ответы детей... П.: А теперь подойди к другой (тяжелой) коробке. Что ты чувствуешь? Легче тебе поднять эту коробку или тяжелее? Попробуйте, кто хочет. Ответы детей... П.: Вот точно такой же груз у нас иногда бывает на душе. Когда мы не слушаем свой внутренний голос. А когда мы его слушаем и поступаем по совести, то у нас с души, как будто сваливается камень, и нам становится легче. П.: У хорошего человека обязательно есть совесть. Он переживает за все свои поступки. Совесть внутри человека подсказывает: если ты поступишь так, то останешься хорошим человеком, а если поступишь по- другому, то станешь плохим. У человека всегда есть выбор, как поступить. И вы, ребята, старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу - вашей совести, и тогда он обязательно вам подскажет, как надо поступать. Показатели диагностики:
3.1. Правильное называние негативных поступков мальчика - героя истории - 2 балла. 3.2. Нравственный выбор поведения в ситуациях, разыгрываемых педагогом - 5 баллов (ответ предполагает активные действия самого ребенка). 3.3. Правильный ответ в характеристиках стыда - 1 балл. 3.4. Содержательное понимание и рассуждение в отношении понятий «стыд» и «раскаяние» - 2 балла. Высокий уровень понимания и выполнения нравственных задач в ситуационных заданиях - 10 баллов. Средний балл - 6 баллов. Низкий балл - ответ предполагает незнание или отказ от какого-то действия.
Источник: Абдуллаева Г.О. (главы: 1, 2, 3, 5), Жиенбаева Н.Б. (глава 6), Гарбер А.И. (глава 4), Ахметова А.И. (глава 7) Психолого-педагогическая диагностика личности: Учебное пособие. - Алматы: ТОО «Лантар Трейд» , 2020. - 323 с. |