Диагностика готовности к школьному обучению в игровой форме Цели: Диагностика уровня готовности к школьному обучению, уровня сформированности познавательных процессов. Задачи:
- создать атмосферу вовлеченности в игру - Активизация познавательных процессов -Создание ситуации, требующей от детей ответственности, умения действовать согласно инструкции взрослого
Далекий мотив: показать свои знания и умения, чтобы стать школьником, узнать, в чем заключается сюрприз. Возраст: дети 6-7 лет Время на игру: 45-60 минут, на обсуждение 10 минут
Описание: Перед началом игры, представившись, спрашиваем детей, хотят ли они учиться в школе, получив утвердительный ответ, предлагаем поиграть в интересную игру. На станциях дети будут получать задания, отметки о прохождении станций, делаются в личных карточках (см. приложение 2). Сообщается, что на конечной станции детей ждет сюрприз. Каждая станция – это задание, направленное на исследование какой-либо функции психического процесса (мышления, внимания, памяти, речи, общей осведомленности). Последний этап: проверка учебных навыков. Дети выбирают задание по своим силам (читают слова, называют буквы, либо составляют слова). В завершении детям сообщается, что они прошли испытание и готовы быть школьниками. Совместно дети собирают портфель, выбирая необходимые школьнику вещи из предложенных. И каждый получает сюрприз: азбуку и памятку, что нужно иметь школьнику. (Сюрприз может быть и другим) Затем, ребята совершают экскурсию в школу.
Для детей, показавших низкий уровень готовность к школьному обучению, имеющие дефекты речи, рекомендуется занятия или консультации логопеда и психолога.
Название станций
|
задание
|
цели
|
Материалы и оборудование
|
Примечание / Краткое описание
|
Ответственный
|
Вспоминай-ка
|
Расскажи стихотворение (или сказку )
|
Диагностика Звукопроизношения ( активного словаря)
|
|
|
логопед
|
Подскажи словечко
|
- слова- антонимы
- родителей –детенышам животных
|
изучение словарного запаса, умения образовывать грамматические конструкции
|
Мяч, На полу разноцветное поле с секторами
|
Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово, тот должен назвать слово-антоним и вернуть мяч ( слова даны в прил.) Назвав слово правильно, ребенок переходит на поле другого цвета и называет животных (и их детенышей) по картинкам
|
логопед
|
Соображай-ка
|
1."четвертый лишний"
2.серии картинок
|
Изучение сформированности мыслительных операций, связной речи
|
наборы картинок для каждого задания
|
Каждому ребенку даются карточки с изображением 4-х предметов, нужно назвать лишний. Каждому ребенку предлагается серия картинок, объединенная одним сюжетом. Необходимо составить связный рассказ, восстановив последовательность картинок.
|
логопед
|
Угадай-ка
|
Найди дом
|
Диагностика сформированности внутреннего плана действий
|
Плакат с изображением домов, тропинок и опознавательных знаков – "лабиринт", индивидуальные карточки-маршруты
|
Сначала взрослый показывает образец действий, показывая как добраться до дома, обращая внимание на опознавательные знаки, повороты и развилки. Затем каждый ребенок по индивидуальным карточкам находит нужный дом на большом плакате – схеме.
|
психолог
|
Умей-ка
|
1.Графический диктант
2. зачеркни
|
Изучение умения выполнять инструкции, ориентироваться пространстве тетради
Изучение умственной работоспособности
|
Тетрадные листы в клетку, ручки
индивидуальные листы с изобра-жением знаков (корректурная проба)
|
Вначале, выполняют тренировочный узор вместе со взрослым (взрослый рисует на доске) и два контрольных, самостоятельно.
На индивидуальных бланках дети предлагается зачеркнуть одной чертой все флажки определенного вида.
|
психолог
|
Помогай-ка
|
1. помоги Белоснежке и гномам подобрать ключи от домиков
|
Диагностика произвольности внимания, памяти.
|
Бумажные полуобъемные домики, гномики и ключи.
|
Детям предлагается догадаться, в каком домике живет каждый гном. Гномы потеряли ключи от домов, запасные есть у Белоснежки. Помогите гномикам найти ключи от домиков. ( Подробнее в приложении)
|
психолог
|
Собирай-ка
|
Из букв составить слова: школа, парта, книга и др. по желанию детей
|
Состояние навыка чтения, знания букв
|
Буквы разрезной азбуки
|
Дети, могут только назвать знакомые буквы, или прочитать знакомые слова.
|
Логопед психолог
|
К школе готов!
|
Собери портфель
|
Проверка представления о деятельности школьников
|
Ручка, пенал, мозаика, азбука, карандаши, лото, игрушечная машинка, ластик, альбом, тетради, подставка д/книг
|
Коллективно собираем портфель.
|
Психолог логопед
|
Замечание: Последовательность станций произвольная. Фиксированными остаются первая и последняя (вспоминай-ка и собирай-ка). Количество станций можно изменить.
Приложение 1.
- станция "Подскажи словечко":
Для задания слова-антонимы: большой –, высокий-, тонкий-, короткий-, широкий-, мелкий-, темный-, смелый-, добрый-, веселый-.
- станция "Соображай-ка"
каточки с изображениями: I. Слон, кошка, собака, овца II. лимон, апельсин, яблоко, лук III. портфель, мел, ручка, кубики IV. коньки, мяч, лыжи, санки
- станция "Помогай-ка"
игра "Белоснежка и семь гномов". Выставляются домики одинакового цвета с разноцветными крышами ( крыши семи домиков соответствуют цвету одежды гномов). Дети знакомятся с персонажами. Каждый гном отличается от другого цветом одежды. Предлагается догадаться, в каком доме живет каждый гном. Гномы потеряли ключи, запасные ключи есть у Белоснежки. Гномы должны посмотреть и запомнить, какие ключи им нужно взять у Белоснежки. Выберите домик, к которому будете искать ключи. Запомните форму , отверстие ключа, и возьмите его у Белоснежки.
Приложение 2
|