«Вторичная выгода»
Психология для всех - Психосоматика

Что такое «вторичная выгода»?

Данное понятие включает в себя комплекс симптомов вторичного плана, полученных на этапе формировании болезни. Можно говорить о дополнительном приобретении, не всегда ожидаемом при приобретении заболевания. «Вторичная выгода» психологически закрепляет болезнь и провоцирует сопротивление излечению. Внешние проявления «вторичной выгоды» - социальный аспект взаимодействия людей в бытовых ситуациях. Внутренние проявления предоставляют возможность проявления чувства собственной ценности. Зигмунд Фрейд характеризовал этот синдром, как «бегство, уход в болезнь», когда пациент желает наступления симптомов заболевания и получает от этого удовлетворение.

Примером получения такой выгоды может стать внезапная болезнь ребенка, которая в момент проявления сводит на нет родительские ссоры и конфликты. Родители, стараясь облегчить состояние своего ребенка, забывают о конфликте, взаимодействуя для оказания помощи. В следующий раз, желая помирить родителей, ребенок заболеет, так как его «вторичной выгодой» от болезни стали мир спокойствие в семье.
Вот список «вторичных выгод» от болезни, систематизированный психологами Карлом и Стефани Саймонтонами:
- Временный отдых от стресса и решения жизненных проблем. Усталость организма и психическое состояние человека дает сигнал подсознанию о необходимость получить отдых. Как примеры симптомов усталости можно привести раздражительность, тяжесть в голове. В этом случае простая простуда позволит передохнуть перед ожидаемым отпуском.
- Получение необходимой доли положительных эмоций от близких людей, которые в этом случае выступают в роли эмоциональных доноров.
- Создание комфортной среды для решения проблем и перераспределения внутренней энергии. Практикующие психотерапевты часто используют этот фактор в работе с семейными парами.
- Сокращение требований, предъявляемых человеком к себе или предъявляемых ему окружающими. Часто вторичную выгоду в данном случае получают для себя люди, страдающие комплексами или нарушением стереотипов питания.
- Стимуляция пересмотра себя, как личности, исправление своих поведенческих рефлексов. В данном случае болезненное состояние дает время человеку переосмыслить свою деятельность, оценить себя со стороны.
Любая болезнь позволяет заболевшему человеку:
- На время отложить решение затянувшейся неприятной и сложной проблемы
- Дает возможность компенсировать недостающую заботу, любовь и тепло от близких людей. Позволяет избежать многих требований, предъявляемых к здоровому человеку.
- Найти время для рассмотрения сложной ситуации со всех сторон и при необходимости перераспределить свою психическую энергию.
- Стимулирует смену приоритетов и личностную перестройку.
- Избавляет от необходимости соответствовать неким стереотипам, принятым в социальной группе.
- Дает возможность переложить ответственность за бездействие на свое болезненное состояние, те самым избежать упреков.
- Снижает чувство вины за неумение добиться большего, оправданием в этом случае выступает болезнь, ведь она не позволяет принимать активное и полноценное участие в жизни.
С целью избавиться от синдрома порочного круга и перестать обманывать себя и окружающих необходимо понять проблему вторичных выгод.
Поставим перед собой два основных вопроса, которые необходимо решить:
- Какие потребности мы покрываем болезнью?
- Каким способом можно удовлетворить эти потребности, минуя болезнь? (Вспомните пример с клиенткой, который я приводила в одной из предыдущих глав).
Зачастую вторичные выгоды от болезни становятся помехой или преградой к выздоровлению. Такие больные формально принимают лечение, все больше убеждая себя в неэффективности этого процесса. Поэтому ключевым моментом является желание человека изменить себя, найти новые модели поведения для борьбы с вторичными выгодами. Наличие такого желания - это основа работы с психосоматическими расстройствами.

Существует ли возможность самостоятельно избавиться от «вторичной выгоды»

Вы хотите изменить себя, изменить свое отношение к происходящему? Воспользуйтесь следующим упражнением:
- Определите проблему, беспокоящую вас в данный момент. Можем для примера взять конфликт с близким человеком
- Не лукавьте и ответьте на вопрос: какую выгоду я получаю от этого (5—10) пунктов, выпишите их в столбик, на нашем примере мы можем получить:
- Ощущение своей правоты
- Получение подарка, в качестве извинения
- Осознание своей значимости, ведь партнер всегда первый делает шаг к примирению
- Конфликт, как средство манипуляции
- Получение эмоционального всплеска на фоне ежедневной рутины
- Положительные эмоции от процесса примирения
- Бурная ночь после примирения

Теперь прочтите и решите для себя - готовы ли отказаться от каждого из выписанных пунктов?
Ответив отрицательно в каком-либо пункте, подумайте, как можно получить эти выгоды без конфликта?
Для получения эмоциональной зарядки найдите общее занятие, например, займитесь спортом, заведите собаку или отправляйтесь в путешествие. Поделитесь с партнером своими чувствами и беспокойствами, попробуйте объяснить, что получать знаки внимания приятнее без повода, чем принимая их как извинение.
И наконец, поразмыслите, какие бонусы вы получите, если не будете поддерживать и разжигать конфликт. Ведь они могут быть значительнИсточник Виктория Паксеваткина Панические атаки в вопросах и ответах 2018 Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.