На главную Саморегуляция Способы саморегуляции Причины возникновения психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью практического психолога
Причины возникновения психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью практического психолога
Саморегуляция - Способы саморегуляции

Причины возникновения психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью практического психолога

Практический психолог помогает клиенту самораскрыться, решить жизненные проблемы, приобрести коммуникативные навыки, необходимые в повседневной жизни. Есть еще одна область, в которой работает практический психолог - помощь в преодолении психоэмоциональных нагрузок. Причем проблема психоэмоциональных нагрузок одинаково значима как для клиента, так и для самого психолога.
Необходимо проанализировать причины возникновения психоэмоциональных перегрузок как следствия профессиональной деятельности практического психолога и способы их снятия.
Основная причина, по которой возникают негативные психические состояния у психолога в результате его работы, - низкий профессионализм. Начинать профессиональное совершенство психологу необходимо с личностного роста.

 

В самом деле, трудно представить себе, как "профессионал в области душевного здоровья", коим по праву считается психолог, может помогать другим людям решать их проблемы, если сам он полон тех же проблем. Каким бы множеством методик и приемов ни владел психолог, он должен прежде всего выступать примером психологического здоровья и зрелости для своих клиентов. В противном случае все его рекомендации будут выглядеть сомнительно, что может дискредитировать в глазах клиента не только самого психолога, но и психологию в целом. К тому же, психолог, не проработавший данную проблему у себя, не в состоянии работать над той же проблемой у клиента.
Поэтому личностный рост психолога является залогом его психологического, этического и духовного здоровья.
Начинать работу над собой нужно с самодиагностики. Думается, что выявить негативные черты своего характера не составит труда для психолога. А вот уже бороться с ними психологу будет так же сложно, как и человеку любой другой профессии, потому что психолог тоже человек. А для любого человека какие-либо изменения всегда болезненны. Поэтому ситуация дискомфорта неизбежна в процессе личностного роста.
Если вы наконец-то решили, что вам пора "взрослеть", становиться более самостоятельным человеком, ощутили, необходимость стать самим собой, разрешить себе многое из того, что внутренне себе не дозволяли, этот комплекс психологических упражнений поможет вам.

1. Упражнение "Нет"

Если вам трудно говорить "нет", вы не хотите огорчить, разочаровать, разозлить собеседника, вы должны научиться это делать. Вы имеете право на это. Говорите "Нет" спокойно и решительно, поверьте, что это воспринимается нормально.
2. Упражнение "Не-улыбка"
Улыбка - это прекрасно, но вас часто ловят на улыбку: улыбнулись, значит, сказали "да". Вам не всегда этого хочется.
Чтобы стать более свободным человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам.
3. Упражнение "Нестандартные поступки"
Вы слишком зависимы от мнения окружающих и живете не по уму, а по правилам. Разрешите себе разумные, но нестандартные поступки. Например, на автобусной остановке, если вам холодно, попрыгайте или сделайте зарядку. Поверьте, что никто не станет вас стыдить, а может быть, даже никто и не обратит внимания на вас.
4. Упражнение "Губы"
Неодобрительные взгляды вы выдерживаете с трудом. Поэтому нужно тренировать свою психическую устойчивость. На улице и в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы. Разрешите себе быть неприятным.
5. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций"
Вы боитесь огорчить окружающих, боитесь проявлять свои эмоции, особенно отрицательные, позвольте себе это сделать, вы имеете на это право.
6. Упражнение "Свобода голоса и мнений"
Говорите громко и отчетливо; чаще высказывайтесь уверенно.

Если вы скептик, боящийся новых связей и переживаний, развивайте в себе смелость идти на новые контакты, быть более открытым. В этом помогут упражнения:

1. Упражнение "3апоминание лиц"
Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих людей. Посмотрели на человека, закрыли глаза и представили его.
Не получилось - посмотрите на него снова и повторите "воспоминание" его лица.
2. Упражнение "Сопереживание"
В разговоре с собеседником постарайтесь не только внутренне слушать, но и внешне демонстрировать свою заинтересованность: не перехватывать инициативу, сопереживать, фразами реагировать на сказанное.
З. Упражнение "Перевоплощение"
Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Воспроизведите его походку, мимику, движения, постарайтесь понять, что он думает, вникнуть в его переживания.
4. Упражнение "Передача инициативы"
Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть он говорит о том, о чем хочет.
5. Упражнение "Приятный разговор"
Если вопрос не принципиальный, постарайтесь не спорить, а сделать разговор просто приятным.

В том случае, если вы обнаружили, что не доводите начатое дело до конца, возьмитесь за себя серьезно и, делая над собой усилия, ежедневно выполняйте немного больше, чем вам хочется. Например, упражнение в процессе утренней зарядки выполняйте не 10 раз, как вы привыкли, а заставьте себя выполнить одиннадцатый, через силу и т. д.
Помимо самостоятельной работы над собой, начинающему практическому психологу будет очёнь полезно посещать тренинги, проводимые коллегами. Во-первых, начинающий специалист просто обязан посмотреть, понаблюдать за опытным психотренером, а во-вторых, тренинг даст ему возможность более планомерно работать над своим самосовершенствованием, приобретать необходимые в жизни и в работе коммуникативные навыки.
Поработав над своим характером, стоит заняться профессиональным ростом. Помните: то, что у вас есть диплом об образовании, еще не значит, что у вас есть образование. Получайте образование всеми возможными способами!
Больше читайте, посещайте семинары и лекции более опытных коллег, беритесь за любую работу по специальности: даже если мало заплатят или не заплатят вообще, вы получите гораздо больше - опыт, навыки.
Только в том случае, когда психолог - профессионал, он защищен от переживаний, связанных с проблемой клиента. Психолог-профессионал четко знает, что причина, по которой клиент оказался в проблемной ситуации, лежит в его (клиента) характере.
Психолог же может только помочь скорректировать характер, а переживания со стороны психолога совершенно бессмысленны.
Также начинающий психолог должен помнить о том, что при контакте с клиентом противоположного пола часто наблюдается явление переноса, т. е. клиент видит в психологе то мать, то отца, то сексуального партнера. Если у психолога нет устойчивой карты действительности, он может увлечься клиентом противоположного пола. Произойдет контрперенос, который вместо исцеления усугубит проблемы клиента, а стало быть, и психическое состояние психолога.

Поэтому, чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессией практического психолога, вам необходимо:
1. Работать самостоятельно над своим личностным ростом.
2. Посещать тренинги, проводимые коллегами.
3. Постоянно профессионально самосовершенствоваться, больше читать.
4. Посещать лекции, семинары более опытных коллег.

Источник: Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.