1.1. История вопроса отраслевой самостоятельности семейного права
Семейное право является одной из основных отраслей российского права. Определение отраслевой принадлежности семейного права является не только теоретической проблемой, но имеет и важное практическое значение. Так, А. М. Нечаева полагает, что «определение отраслевой принадлежности семейного права - это одна из важных теоретических проблем» . В юриспруденции существует несколько подходов к определению понятия семейного права:
1. Семейное право является подотраслью гражданского права которая обладает значительной внутриотраслевой спецификой . 2. Семейное право является самостоятельной отраслью , которой характерны предмет, метод, источник и принципы. Существует достаточно много мнений ученых в отношении первой и второй теорий. Однако принятие Семейного кодекса Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 позволяет нам отнести семейное право к самостоятельной отрасли права. Считаем необходимым подчеркнуть то, что отношения, регулируемые семейным правом, очень сходны с гражданско-правовыми и имеют одинаковый метод правового регулирования - частноправовой. Однако отношения, которые входят в предмет семейного права, имеют особенности, отличающие их от гражданско-правовых. Особенности семейных правоотношений: - имущественные отношения производны от личных неимущественных; - правоотношения тесно связаны с личностью и в них не допускается правопреемство; - носят безвозмездный характер; - основаниями возникновения являются юридические факты, которые требуют государственной регистрации1. Семейное право регулирует особый вид отношений - отношения по вступлению в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей и так далее. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что предметом семейного права являются общественные отношения, которые возникают между лицами в связи с возникновением семьи, брака, родства и при принятии на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также отношения между членами семьи при осуществлении ими своих социальных функций. Семейные отношения, регулируемые семейным законодательством, можно поделить на два вида: личные и имущественные. Личные отношения (их еще называют неимущественные) возникают при вступлении и прекращении брака, выборе фамилии при вступлении в брак, воспитания и образования детей и другие. Имущественные отношения возникают между супругами по поводу их раздельного имущества, алиментных обязательств и так далее. Как считают большинство авторов, личные (неимущественные) отношения имеют приоритетный характер, так как имущественные отношения всегда связаны с ними и вытекают из них . Неимущественные отношения во многом предопределяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения. Имущественные отношения в семье хотя и имеют важное значение, но они производны от личных и возникают лишь при наличии последних . Методом семейного права является совокупность приемов и способов, посредством которых регулируются семейные отношения. В юридической науке выделяют два основополагающих метода - императивный и диспозитивный. Императивный (обязательный для всех участников семейных правоотношений) - способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером императивного метода является та ситуация, при которой семейные отношения между супругами возникнут только после регистрации брака, зарегистрированного в органах записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГСа). Диспозитивный метод - способ урегулирования отношений между участниками, которые являются равноправными. Примером диспозитивного метода является заключение брачного договора, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что метод семейного права - императивно-диспозитивный. Семейное законодательство представляет собой систему нормативных актов. Системность обеспечивается единством правового регулирования семейных отношений, которые закреплены в ст. 1 Семейного кодекса РФ. Основные начала семейного законодательства (принципы семейного права) представляют собой определенные руководящие идеи, согласно которым осуществляется правовое регулирование семейных отношений . Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Защита материнства и детства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, так как переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи - основной ячейки общества. Нормы семейного законодательства должны обеспечивать беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и их защиту при нарушении . В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основные нормы, которые регулируют семейные правоотношения, закреплены в Семейном кодексе РФ. № 223-ФЗ от 29.12.1995. В состав законодательства по семейному праву также входят другие федеральные законы, которые принимаются в соответствии с Семейным кодексом РФ, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Правовые нормы семейного законодательства исходят от недопустимости добровольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Семейные правоотношения основаны на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, приоритета семейного воспитания детей и так далее. Как и все российское законодательство, семейное право основано на равноправии всех граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, вероисповедания. Согласно ст. 1 СК РФ, права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан . Не все отношения в семье можно урегулировать с помощью права, так как поведение членов семьи определяется нравственными и моральными правилами. Научное изучение семейных правоотношений невозможно без осознания глубоких моральных, нравственных и философских начал, которые лежат в основе их происхождения. Это является принципиальным отличием научного познания семейного права от всех других отраслей права. В семейных правоотношениях, наиболее уязвимых с точки зрения нарушения, общепризнанных моральных и нравственных устоев, базирующихся в свою очередь на философских началах, указанные устои проявляются буквально в каждом правовом положении. Такие понятия, как «гуманность», «справедливость», «равенство», «свобода» и другие, получившие свое определение и обоснование прежде всего в философии, а затем в праве, являются важнейшими основаниями разработки норм семейного права и его применения. Поэтому ученый, который исследует ту или иную область семейных правоотношений, должен оценить их с точки зрения соответствия философским воззрениям . В социологическом смысле семья является союзом лиц, основанным на браке, а также фактических брачных отношениях, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов и взаимной заботой. В юридическом смысле семья является группой лиц, которая связана правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание . Все члены семьи связаны между собой моральной ответственностью, взаимопомощью и бытом. Семья является социальной ячейкой общества, и она стремится удовлетворить ряд потребностей всех ее членов. В настоящее время одной из приоритетных задач общества является возрождение нравственных ориентиров подрастающего поколения. На сегодняшний день российское общество ожидает от семьи усиление ответственности за жизнь и полноценное развитие детей в условиях демократического кризиса в стране. Именно от семьи зависит формирование нравственных ориентаций и формирование мировоззрения будущего поколения. Самым главным направлением работы по духовно-нравственному воспитанию детей является осмысление и обращение к историческому опыту теоретического и практического решения проблем духовно-нравственного воспитания и становления человека. По мнению В. С. Соловьева - воспитание является необходимым условием нравственного совершенствования человека. Наиважнейшим видом человеческого воспитания он называл духовно-нравственное воспитание, при котором духовно-нравственная составляющая должна присутствовать во всех видах воспитания и должно одухотворять их . Изучая процесс воспитания, Соловьев отмечал, что оно зарождается с самого раннего детства, и именно поэтому важную роль в воспитании играет семья. Философ полагал, что «никакая общественно-государственная система воспитания не способна заменить собой семейное воспитание, и уничтожение последнего ведет собственно к уничтожению самого воспитания, как явления общечеловеческого, и тех общечеловеческих ценностей, которые оно в себе несет» . Семью Соловьев считал «элементарной, образцовой и образовательной ячейкой всемирного богатства и человеческого общества, идеальной нравственной моделью общечеловеческого единства». Однако семья может соответствовать этому понятию лишь в том случае, если в ней реализуется принцип «каждый есть цель для всех», «каждый есть нечто незаменимое». Только семья может помочь человеку сделать его первый шаг на пути совершенствования . По мнению О. И. Волжиной, ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с ее социальной значимостью, то есть ее функциями в поддержании фундаментальных форм социальной реальности . Главной ценностью жизни человека является семья, так как в ней формируется толерантное сознание и воспитание подрастающего поколения. Согласно концепции Гегеля, семья - это «естественная нравственная общественность», первая ступень нравственности в триадическом пути нравственной объективации: от семьи к гражданскому обществу и к государству. Государство - высшее единство всех элементов, семья - его первичный базис . Для решения семейно-правовых проблем ориентиром являются нормы морали, вписывающиеся в семейно-правовые нормы . Мораль следует рассматривать как сплачивающее начало, которое позволяет наименее болезненным образом предупредить, погасить, ликвидировать возникший в семейно - правовых отношениях конфликт. Поэтому в общей теории права, касающейся ее регулятивной миссии (в этом случае семейного), предметом пристального внимания является сопоставление норм права и морали. Проведение границ между правом и моралью, выявление их сходства, взаимодействия приобретает особый смысл при регулировании семейных правоотношений, подвластных в значительной степени именно нормам морали, нашедшим в них свое отражение или оказывающим косвенное влияние на действия, поступки носителей прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством. Следует согласиться с мнением А. М. Нечаевой, которая утверждает, что более подробно изучено различие между правовыми нормами и нормами морали, что сказывается на понимании роли норм семейного права и морали, а главное - различия подобного рода дефиниций применительно к семейноправовым спорам . Мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом . Бесспорно, нормы морали прямо или косвенно имеют отношение к значительному кругу семейных отношений. К примеру, если рассматривать вопрос о заключении брака, то сопутствует выполнению положений ст. ст. 10-13 СК РФ, которые освещают условия и порядок заключения брака, множество самых разных моральных правил, касающихся истинных намерений тех, кто сочетается браком, их чувств, желания построить семью на подлинных моральных началах. А внутренним содержанием ст. 14 СК РФ, предусматривающей безусловные запреты к браку, являются соображения сугубо морального свойства - быть честным, думать о здоровье будущего потомства и так далее. Следующим примером является вопрос об ограничении прав на предъявление супругом требований о расторжении брака в период беременности супруги и в течение года после рождения ребенка. В данной ситуации речь идет о соблюдении ряда моральных предписаний, главное из которых - не причинить вреда будущей матери и ее ребенку, который может наступить в результате бракоразводного процесса. Когда в семье появляется ребенок, объем моральных требований к супругам, ставшим родителями, безусловно возрастает. Такие отношения в семье базируются на следующих моральных понятиях: честность, порядочность, заботливость, терпимость и тому подобное, а семейное право лишь вносит свой вклад в прочность семейного фундамента, предусматривая обязательный судебный порядок развода в случаях, когда супруги имеют совместных несовершеннолетних детей. Если в семье отсутствуют дети и не имеется разногласий между расторгающими свой брак лицами, их намерение расторгнуть брак на своем пути не имеет препятствий. Это обстоятельство также находится в гармонии с моральными требованиями - соблюдать чистоту в своих помыслах. Таким образом моральные правила проникают буквально во все нормы семейных отношений.
1.2 Современные дискуссии относительно места семейного права в законодательстве
Самостоятельность семейного права относилась к теоретическим дискуссионным проблемам еще в период действия Свода законов гражданских Российской империи, когда права и обязанности семейственные находились под властью законов гражданских (т. X кн. 1 Свода законов гражданских). Анализируя сущность подобного рода прав и обязанностей, известный юрист И. Г. Оршанский в своих исследованиях, посвященных русскому праву, писал: «Брак - это институт естественный и нравственный, а не гражданскополитический, брачующиеся рассматриваются как люди, а не как граждане» . Причем это отношения, где на первом месте личные права, «а потом имущественные», что объясняется самим свойством предмета. Более подробно аргументировал свой взгляд на семейное право А. И. Загоровский, которому принадлежат слова о том, что «семейное право есть совокупность юридических норм, регулирующих отношения членов семьи», а «семейные отношения существенно отличаются от отношений гражданского права» . Не ограничиваясь общими утверждениями, А. И. Загоровский тщательно обосновывал свою позицию. Анализируя споры о детях, другой автор А. Боровиковский пришел к аналогичному выводу: «остается несомненным, что семейные правоотношения, по крайней мере личные, особенностью своей природы существенно отличаются от всех прочих гражданских правоотношений» . Таким образом, возникшая на страницах современной юридической литературы полемика новизной не отличается и имеет многолетнюю историю. После октября 1917 г. ведущий теоретик права того времени П. Стучка выделял в качестве самостоятельного понятия «семейное право», которое, по его мнению, «охватывает все правовые отношения, связанные с семьей» . Правда свою мысль автор далее не аргументировал. Одним из первых юристов, затронувших названные проблемы относительно места семейного права в системе права, был В. И. Синайский. По его мнению, существовало «три основных вида семейного права - супружеское, родительское и опекунское. Все они проникнуты ныне современным понятием о власти в гражданском праве как социальном праве. Все три вида существовали не ради расширения частноправовой сферы лиц властвующих, а ради успешного выполнения ими функций, возложенных на них, в смысле социального служения. Но в современном праве семейное право остается правом гражданским» . На вопрос об отнесении семейного права к гражданскому В. И. Синайский отвечал, что «в современном праве приходится давать семейному праву место в системе гражданского права. Возможно, что в будущем семейное право станет частью системы публичного права». Обосновывая идею отнесения семейного права к гражданскому законодательству и соответственно к частному праву, В. И. Синайский обращал внимание на невозможность регулирования некоторых семейных отношений нормами гражданского права. Так, автор отмечал, что брак как институт гражданского права представляется не вполне ясным. Несмотря на то что брак - институт юридический, сомнение касается вопроса о том, является ли брак договором или нет. Договорную природу брака подтверждает его возникновение - по свободному соглашению, но и свобода соглашения строго охраняется законом. Против признания брака договором свидетельствует то, что содержание и прекращение брака не только не определяются соглашением сторон, но и правоотношения возникают не в виде отдельных прав и обязанностей, а в виде особого союза. В 1922 г. И. М. Тютрюмов отмечал, что «гражданское право не ограничивается чисто имущественными отношениями. Личные отношения, возникающие из брака, из семейственного союза входят в круг тех частных отношений, которые по началу противопоставления частного интереса публичному входят в область гражданского права. Поэтому правильнее все эти вопросы рассматривать в области гражданского права, тем более, что не вполне понятным является предположение рассматривать вытекающие из брака отношения в области канонического права, когда одним из существенных вопросов брачного права является вопрос о гражданском браке». Критиковал И. М. Тютрюмов попытку создания особой науки об имущественных правах с исключением из нее всех личных отношений и с включением всех других имущественных отношений из других отделов, разбросанных повсюду, как-то: о налогах, податях, пенсиях и других институтах права финансового и полицейского. «Гражданское право, с одной стороны, шире имущественных отношений, так как в него входят семейные и личные отношения, а с другой - из него должны быть исключены все имущественные отношения, основанные на взимании податей, налогов, выдаче пенсий и тому подобных вопросах, входящих в область публичного права »*. В число сторонников независимости семейного права как самостоятельной отрасли входит и Л. М. Пчелинцева, делающая вывод о том, что семейное право имеет свой собственный предмет регулирования - личные неимущественные и имущественные отношения, отличные от предмета регулирования других отраслей права (в частности, гражданского права) . В обоснование своего заключения автор обобщает соображения, высказанные ранее специалистами в области семейного права, в пользу его независимости: 1) субъектами семейных отношений могут быть только граждане; 2) семейные правоотношения (как личные, так и имущественные) возникают из своеобразных юридических фактов; 3) семейные отношения, как правило, являются длящимися и связывают между собой не посторонних людей, а близких; 4) для семейных отношений характерны строгая индивидуализация их участников, отсюда неотчуждаемость семейных прав и обязанностей; 5) в семейных отношениях главное место занимают личные связи членов семьи.
1.3 Проблемы взаимодействия семейно-правовых норм с нормами гражданского, гражданско-процессуального и налогового законодательства
В связи с тем, что семейное право относится к системе частного права, а гражданское процессуальное право - к системе публичного права, при рассмотрении судом дел о расторжении брака возникает проблема баланса частного и публичного интересов. В современном семейном законодательстве ярко выражены публично-правовые начала регулирования семейных отношений. Несмотря на это, большинство семейно-правовых норм направлено на обеспечение частных интересов участников семейных правоотношений. Возникает одна из форм проявления частного и публичного интересов. При рассмотрении судом дел по спорам, возникающим из брачно-семейных правоотношений, происходит установление оптимального соотношения интересов отдельных членов семьи и государства. В числе семейно-правовых споров категория дел о расторжении брака является наиболее распространенной, о чем свидетельствует судебная статистика. В связи с тем, что семейные права граждан представляют собой социальную ценность, считаем необходимым выявить частноправовые и публично-правовые аспекты расторжения брака в суде, так как их исследование с точки зрения семейного и гражданского процессуального права имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Исходя из принципа добровольности брачного союза мужчины и женщины, закрепленного в п. 3 ст. 1 СК РФ, волеизъявление лиц заключается в свободе не только на заключение, но и на прекращение брака, что подтверждает п. 2 ст. 16 СК РФ, согласно которому брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов. Отсюда вытекает, что супруги сами принимают решение, расторгать им брак или нет. В то же время условия вступления в брак и основания его расторжения четко регламентируются государством, что выражается в определении условий, порядка, установлении органов, производящих расторжение брака. Вмешательство государства объясняется тем, что нередко затрагиваются интересы несовершеннолетних детей. Согласно п. 1 ст. 21 СК РФ в семье, где есть общие несовершеннолетние дети или один из супругов возражает против развода, брак расторгается только судом. В этом случае необходима более глубокая оценка сложившейся семейной ситуации, которую призван дать суд. Либо в определенных законом случаях брак может быть расторгнут органами записи актов гражданского состояния. Отсюда следует сделать вывод, что при рассмотрении судом дел о расторжении брака присутствуют как публичные, так и частные интересы. При расторжении брака интересы супругов, их несовершеннолетних детей имеют частноправовой характер. Суд, являясь органом публичной власти, при решении вопроса о расторжении брака обеспечивает установление баланса государственных и частных интересов. Интерес государства основан на конституционном постулате о защите материнства и детства, главная задача которого заключается в принятии мер по сохранению брака.
Контрольные вопросы 1. История вопроса отраслевой самостоятельности семейного права. 2. Современные дискуссии относительно места семейного права в системе права. 3. Проблемы взаимодействия семейно-правовых норм с нормами гражданского, гражданско-процессуального и налогового законодательства.
Источник: Кудрявцева Л. В. Актуальные проблемы семейного права : учеб. пособие / Л. В. Кудрявцева., С. А. Куемжиева, Л. В. Масленникова. - Краснодар : КубГАУ, 2020. - 101 с. |