На главную Подросток Адаптация в 5 классе Исследование психологических особенностей ученического коллектива на этапе адаптации в пятом классе
Исследование психологических особенностей ученического коллектива на этапе адаптации в пятом классе
Подросток - Адаптация в 5 классе

Ерошина Дарья Андреевна бакалавр, студентка Научный руководитель Куликова Татьяна Ивановна канд. психол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Ключевые слова: ученический коллектив, адаптационный процесс, пятиклассники, сплочение коллектива, пубертатный возраст, психологические особенности, тревожность.

 

Переход в среднее звено обучения является для детей одним из самых сложных и стрессовых периодов в жизни. Учащиеся привыкают к изменениям в учебном плане, появлению новых педагогов, а также к появлению новых социальных категорий в группе.
Пятиклассник - это ребенок, находящийся на этапе перехода к подростковому возрасту. В пятом классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Общепризнанным является представление об адаптации в широком смысле как о приспособлении человека к изменяющимся условиям. Под школьной адаптацией в психологии понимается приспособление ученика к новым обязанностям и ситуации обучения. Все исследователи (В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский, и др.) согласны с тем, что это сложный многофакторный феномен. Адаптация также подразумевает вхождение личности в новую группу, формирование коллектива, построение положительного взаимодействия с членами этого коллектива и совместной деятельности. Пятиклассники в этот сложный период сталкиваются с новыми ролями и социальными требованиями, которым нужно следовать [4; 5].
Эффективная психологическая адаптация осуществляется в сфере неформальных и формальных отношений. Порой происходит трудное совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых ценностей и нормативов жизни. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в учебных классах, являются социальная сплоченность коллектива, способность строить межличностные взаимоотношения, возможность открытой коммуникации.
Коллектив - это группа людей, объединенная на основании личного и/или общего интереса и целей. Реализация и достижение этих интересов предполагают определенное строение, внутреннюю организацию, дисциплину, ответственность, органы управления и самоуправления. С.М. Вишнякова рассматривала ученический коллектив как устойчивую организацию обучающихся, с единой совместной целью, общественнополезной деятельностью, органом самоуправления, связанную с другими учебными или производственными коллективами. Также, по мнению Н.П. Аникеевой, это среда, где формируются важные стороны личности [1; 2].
Стоит отметить, что сплочение коллектива является многоплановым и непростым процессом, связанным с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение личности в системе внутриколлективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, технологий и методов использования полученной информации. Коллектив - динамическая система, в которой постоянно происходят какие-то изменения.
Опираясь на возрастные и психологические особенности младших подростков, а также на выборку исследования, в которую вошли учащиеся 5 класса в количестве 26 человек, в ходе работы нами была составлена диагностическая программа, направленная на изучение психологических особенностей коллектива пятиклассников на этапе адаптации к среднему звену школы. В диагностическую программу были включены следующие методики: тест «Школьная тревожность» Б.Н. Филлипса, социометрический тест Дж.Л. Морено, тест-анкета «Общая эмоциональная направленность личности» Б.И. Додонова, опросник «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева, опросник «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г. Жедунова.
Исходя из анализа полученных данных диагностического исследования на констатирующем этапе, было выявлено, что в коллективе учащихся 5 класса около 38,3% респондентов относятся к категориям «пренебрегаемые» и «отверженные». Для 15,38% учащихся пятого класса характерен эстетический и коммуникативный типы эмоциональной направленности, т. е. в коллективе учащихся существует потребность быть в гармонии со своим окружением. Около 11,5% и 34,6% респондентов показали низкие уровни удовлетворенностью школьной жизнью и психологическим климатом в коллективе.
Также было выявлено, что 65,38% (17 человек) имеют повышенный и высокий уровни тревожности. Именно с этой частью выборки и проводилась дальнейшая работа.
С опорой на результаты диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента нами была разработана программа по сплочению ученического коллектива на этапе адаптации в пятом классе, состоящая из 16 занятий для учащихся, а также включающая в себя 3 занятия для родителей и 5 - для педагогов. Цель программы - способствовать сплочению ученического коллектива на этапе адаптации в пятом классе с учетом их психологических особенностей. Задачи программы
следующие: формирование навыков и умений конструктивно строить процесс общения и эффективно взаимодействовать с учебным коллективом; формирование умения согласовывать свои действия с действиями других членов группы и совместно решать поставленные задачи; профилактика конфликтного поведения в коллективе; формирование благоприятного психологического климата в коллективе и другие.
После завершения реализации программы была выполнена процедура контрольной диагностики (аналогичная констатирующему этапу), в ходе которой было выявлено, что произошли незначительные положительные изменения: у части учеников понизился уровень тревожности (с высокого до повышенного уровня - с 41,1% до 17,6%); наблюдается положительная динамика в межличностном взаимодействии среди участников исследуемой группы (число респондентов с социометрическим статусом «пренебрегаемые» уменьшилось с 29,4% до 17,6%); у небольшого числа испытуемых произошла переоценка эмоциональной направленности; увеличилось число учащихся со средним и высокими уровнями удовлетворенности школьной жизнью - с 11,7% до 17,6%. Также снизилось количество респондентов с низким уровнем удовлетворенности психологическим климатом в коллективе - с 52,9% до 35,2%.
На последнем этапе эксперимента предполагается с помощью метода математической статистики (Т-критерий Вилкоксона) [6] проверить наличие изменений основных показателей (общий уровень школьной тревожности) и доказать эффективность/неэффективность программы сплочения.
Результативность доказывалась по методике «Школьная тревожность» Б.Н. Филлипса статистические критерии по общей тревожности которой, позволяют говорить о том, что сдвиг произошел в «типичную» сторону (в сторону уменьшения уровня тревожности) и по интенсивности достоверно преобладает над «нетипичными». Также можно отметить, что эмпирический критерий в данном случае буде равен 16 (индивидуальный для данной выборки).
На оси значимости, представленной на рисунке 1, можно увидеть интенсивность типичного сдвига снижения уровня тревожности в исследуемой группе на контрольном этапе эксперимента.

 

ось значимости

Рис.1 Ось значимости Т-критерия Вилкоксона при значении критерия p < 0,01 u p > 0,05


На оси значимости Т-критерия Вилкоксона при значении критерия p < 0,01 u p > 0,05 полученное эмпирическое значение 16 находится в зоне значимости, что доказывает эффективность программы сплочения ученического коллектива на этапе адаптации в пятом классе.
Таким образом, переход пятиклассников в среднее звено обучения и психологи, и педагоги в последние годы называют кризисом. В этот период у учащихся можно отметить напряженные отношения со сверстниками, конфликтность, тревожность, а также неуверенность в себе [3; 7]. Протекание процесса адаптации во многом зависит коллектива, в котором он проходит. В коллективе с хорошим уровнем сплоченности, с открытой коммуникацией и позитивной динамикой межличностных связей адаптация будет проходить более эффективно.


Список литературы
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - переизд. и доп. - М.: Наука, 2014. - 224 с.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 2014. - 538 с.
3. Дорофеева Г. А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2014. - 161с.
4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. - М.: Просвещение,2004. - 268 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2013. - 432 с.
6. Немов РС. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд. - М.: Владос, 2008. - 631 с.
7. Павленок П.Д. Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2004. - 395 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.