На главную Подросток Адаптация в 5 классе Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе - Содержание деятельности психолога, педагогов на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы
Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе - Содержание деятельности психолога, педагогов на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы
Подросток - Адаптация в 5 классе
Индекс материала
Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе
Особенности психического, личностного развития школьников в возрасте 10-11 лет
Особенности новой социальной ситуации пятиклассников
Влияние деятельности педагогов на формирование образа "Я" у учащихся в средней школе
Содержание деятельности психолога, педагогов на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы
Все страницы

 

4. Содержание деятельности психолога, педагогов на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы

Цель работы психолога и педагогов с учащимися, переходящими в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определении готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.
Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю?

Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.
Наблюдения и психодиагностические исследования сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии АПО в школах Беларуси показали, что падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5-го класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней школы отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям у большинства учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на низком уровне сложности и т.п. Родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их "взрослость". Педагоги средней школы отмечают также недостаточность своих собственных знаний о психологических особенностях детей на пороге отрочества, проблемы установления отношений в партнерском ключе. По мнению педагогов, адаптацию затрудняет также низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников и, самое главное, отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
1. Разработка психологом школы программы адаптации учащихся.
2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).
5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков и т.п.) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный. Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации (см.приложение 1).
Диагностический этап в работе психолога с учащимися имеет сложное содержание и начинается уже во время окончания ими начальной школы. Основной диагностической задачей является выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу. Одновременно следует обобщить полученные показатели по каждому классу в целом. Наш опыт показывает, что классы отличаются друг от друга предпочтением учебных дисциплин, особенностями мотивационной и степенью сформированности интеллектуальной сферы, в том числе по отдельным мыслительным операциям, а также уровнем тревожности, степенью сформированности коллектива класса, а также ожиданиями относительно стиля взаимотноошений между учащимися и педагогами. Такие различия определяются, на наш взгляд, особенностями личности учителя начальной школы.
Сравнительный анализ результатов диагностики в классах дает возможность подготовить конкретные рекомендации преподавателям-предметникам 5-х классов, будушим классным руководителям, а также оценить эффективность работы учителей начальной школы.
Диагностические исследования целесообразно проводить во второй половине года - в феврале или марте. В исследовании можно использовать тесты на изучение структуры умственных способностей, продуктивных возможностей интеллекта и соответствующие опросники по социально-психологической готовности учащихся. Например, можно обратиться к тесту Амтхауэра по диагностике общих умственных способностей для данного возраста, а также прогрессивным матрицам Равена. Оправдано одновременное использование двух методик для получения более достоверных результатов ( при этом полученные результаты необходимо перевести в единую систему единиц, например, в IQ или в процентах от норматива). Для изучения эмоциональной и мотивационной готовности детей к средней школе обращаются к методике незаконченных предложений, тест у школьной тревожности Филлипса, анкетам для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся, рисуночным проективным методикам (образец анкеты незаконченных предложений дан в приложении N2 ).
По результатам наблюдений педагога начальной школы и психодиагностических исследований готовится не только характеристика каждого класса, но и развернутая психолого-педагогическая карта на каждого ученика 4-го класса. В ней психолог, учитель класса характеризует содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Результаты психодиагностической работы психолог обсуждает с преподавателями начальной школы и педагогами, которые будут работать в 5-х классах. Такое обсуждение может проходить в виде психолого-педагогического консилиума, деловой игры, "круглого стола". Итогом совместной работы является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей (примерные рекомендации "круглого стола" даны в приложении 3).
На учащихся, которые показали в психодиагностическом исследовании склонность к школьной дезадаптации (проблемы с учебной деятельностью, в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, высокий уровень тревожности и т.п.), составляется коррекционная психолого-педагогическая программа.
Коррекционный этап работы психолога с учащимися начинается в 5-м классе. Основная его задача состоит в изучении степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в средней школе.
Перед началом учебного года психологом совместно с классным руководителем разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе (см.приложение 4).
В сентябре проводятся также психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, по проблемам, связанным с особенностями младших подростков, формированием коллективов с учетом полученных диагностических данных.
В сентябре, октябре классные руководители, педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.
Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится обычно почти 2 месяца, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.
При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов. Психолог может затем ограничиваться в своем исследовании методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое предъявление. Если соответствие интеллектуального развития детей психолого-педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 4-м классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к миру и самому себе.
Наш опыт психодиагностической работы в 5-х классах показал необходимость объяснения педагогам школ вектора их влияния на формирование личности учеников и их самооценки. Так, учащимся была предложена анкета незаконченных предложений с целью определить их эмоциональную оценку типичных школьных ситуаций, отношение к различным учебным предметам (и отчасти к педагогам), выведению оценок учителей. А учителям-предметникам основного цикла (математика, русский, белорусский, история) было предложено заполнить анкету, составленную по принципу семантического дифференциала (см.приложение 5), для характеристики учеников 5-х классов. Цель исследования - показать учителям разнообразие оценочных воздействий, которое получают ученики.
Так как исследование носило демонстрационный характер, то из каждого класса определялось по 10 человек, в их числе и ученики из "группы риска", и отличники, и ребята, не привлекающие пристального внимания педагогов. На каждого ученика такой выборки было заполнено 4-5 анкет (в зависимости от количества учителей, заполнявших анкеты). Далее психолог составлял таблицу, где наглядно были представлены оценки, полученные каждым учеником по каждому пункту анкеты. Например, исследование в одной из школ Минского района показало, что 45 процентов учеников получили противоречивые оценки педагогов своих личностных особенностей, знаний, эмоционального состояния и т.п. Так, ученица Б. А. в характеристике одного из педагогов является спокойной и эмоционально устойчивой, уверенной в себе девочкой, другого - конфликтной, тревожной и неуверенной в себе ученицей. Далее Т.Н. имеет хорошие знания за начальную школу в представлении одних учителей, в представлении других - соответственно слабые знания; эта же девочка получила противоречивые оценки по шкалам "Учится с интресом - без интереса", и "На уроке дисциплинированна, внимательна - недисциплинированна, невнимательна".
Таким образом, учителям можно показать, насколько полярными и противоречивыми бывают их оценочные воздействия на учеников. Сравнение результатов анкет, заполненных учениками и учителями, позволило убедительно объяснить педагогам прямую зависимость эмоционального состояния ребенка, его отношения к себе и миру от оценочных воздействий педагогов. Подтверждение эффективности такой работы было получено через год, когда исследование в следующих пятых классах показало преобладание стимулирующих и поддерживающих оценок и суждений о личности и способностях учеников у учителей.
С учетом результатов исследований в карту психолого-педагогического статуса пятиклассника вносятся дополнения или изменения и затем определяются те школьники, у которых процесс адаптации происходит проблемно, для них, при необходимости, составляется программа реабилитации конкретной работы с учащимися.
Психолог изучает и степень, и особенности приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Цель данного этапа его работы состоит в определении основных причин проблемного поведения отдельных школьников и ухудшения результатов обучения. Хроническая неуспеваемость ученика может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности; появление неуверенности в себе, тревожности может быть порождено страхом наказания родителей за оценки или неудовлетворяющим ученика положением в коллективе класса. Программа помощи ребенку при его вхождении в отрочество может быть реализована только в совместной работе психологов, педагогов и родителей.
Проблемы, возникающие в процессе адаптации пятиклассников к условиям средней школы, не ограничиваются только их привыканием к новым педагогам, иногда новому классному коллективу, новым требованиям в учебной деятельности. В рекомендациях опущены аспекты возможных психотравматических отношений пятиклассников с учащимися старших классов, проблемы адаптации самих педагогов к новым классным коллективам, отдельным ученикам.
Примерная программа деятельности педагогического коллектива на этапе адаптации учащихся к обучению в средней школе дана в приложении 4.

ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
3. Глассер У. Школа без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.
4. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2.
5. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Просвещение, 1993.
6. Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1993.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993.
8. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
9. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.
10. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.