На главную Подросток Личностное развитие Воображение как фактор самоактуализации в юношеском возрасте
Воображение как фактор самоактуализации в юношеском возрасте
Подросток - Личностное развитие

Л.И. Шрагина
Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

Самоактуализацию А. Маслоу определял как высшую потребность личности в процессе ее самоопределения в мире. Личность, считал он, стремится ответить всей своей жизнью на вопрос: кем я могу стать? [7, 8] Проблема самоактуализации личности в юношеском возрасте в условиях современных социальных трансформаций приобретает особую актуальность в связи с тем, что данный возрастной период является началом принятия ответственности за свою будущую жизнь при отсутствии собственного опыта.

Анализ современных исследований по проблеме самоактуализации позволил сделать выводы, что её характеристики связаны с разноуровневыми свойствами личности. Трудность изучения самоактуализации, отмечают  исследователи, заключается в том, что она представляет собой сложное многоуровневое комплексное образование, включающее в себя ряд личностных свойств. При низком и высоком уровнях самоактуализация более ярко проявляется в качественном аспекте (особенно в отношении свойств личности, характеризующих отношение к другим людям) и в меньшей степени – в количественном, и зависит от возраста [3, 6, 10, 14].

Важным показателем самоактуализирующейся личности являются творческие способности, которые, характеризуя личность в целом и/или её отдельные стороны, проявляются в мышлении, чувствах, общении, в способности самостоятельно ставить цели и ориентироваться на будущее [1, 7, 8].
Одним из ведущих компонентов творческих способностей в отечественной психологии рассматривается воображение [5, 11, 12]. Однако до настоящего времени взаимосвязь самоактуализации с уровнем развития воображения в юношеском возрасте не рассматривалась, что определяет актуальность исследования и его цель.
В соответствии с целью исследования были выбраны следующие методики сбора данных: диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ) [13], диагностика визуального  воображения [4], методика выявления творческого вербального воображения («Три слова») [9] и методика «Создание вербального образа» («Создать образ незнакомого слова») [15].
Исследуемую выборку составили 5 юношей и 38 девушек в возрасте 17 – 19 лет, поступившие на первый курс Одесского национального университета имени И.И. Мечникова на специальность «Психология».
Для выявления взаимосвязи характеристик самоактуализации личности с показателями творческого воображения мы использовали  корреляционный анализ  по  Пирсону. В общей выборке выявилась значимая взаимосвязь между такими шкалами опросника самоактуализации личности:
– «гибкость в общении» и «показатели визуального (r  = 0,330)  и вербального  воображения» (r  = 0,304);
– «взгляд на природу человека» и «оригинальность вербального  воображения» (r = 0,349);
– «спонтанность» – с показателями вербального воображения по методикам  выявления вербального  творческого воображения  «Три слова» (r = 0,427; r = 0,324) и «Вербальный образ» (r = 0,340; r =  0,377).
Рассмотрим более детально характеристики шкал методики САМОАЛ, которые дали значимую взаимосвязь с показателями визуального и вербального воображения, в контексте их взаимосвязи с творческим воображением в юношеском возрасте.
Шкала «Гибкость в общении»отражает способность адекватно использовать разнообразные коммуникативные средства в различных ситуациях. Для самоактуализации в юношеском возрасте характерна коммуникативная направленность, значимость взаимоотношений с социумом, общительность, ориентация на взаимодействие с другими людьми, смелость в установлении межличностных контактов, гибкость и произвольность поведения [3, 6].
Шкала «Взгляд на природу человека» характеризует склонность субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей добры»), способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности таких противоположностей, как игра и работа, телесное и духовное и другие, не считая эти противоположности антагонистическими. 
Шкала «Спонтанность» измеряет способность выражать свои чувства, активно действовать под влиянием внутренних побуждений и как качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственна самоактуализировавшимся людям.
По результатам исследования на основе нормального распределения испытуемые были разделены нами на две группы – с высокими и низкими показателями по шкале «Стремление к самоактуализации» (САМОАЛ). Корреляционный анализ, проведенный в этих группах с целью выявления взаимосвязи характеристик самоактуализации личности с показателями творческого воображения, показал, что по сравнению с общей выборкой в группе студентов с высокой самоактуализацией более выражена связь (r = 0,787) со шкалой «Спонтанность».
Студентов с высоким уровнем самоактуализации отличает от общей выборки появление новых значимых связей между характеристиками самоактулизации и показателями творческого воображения. Высокая корреляция выявлена между шкалой ценностных ориентаций и визуальным творческим воображением (r  = 0,720). Блок ценностей измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности, степень гибкости человека в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации – показатели, для реализации которых необходимо творческое  воображение.
Шкала автономности у этих студентов коррелирует с показателями вербального  творческого воображения (r = 0,709); По мнению большинства гуманистических психологов, автономность является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.
Шкала контактности также коррелирует с показателями творческого вербального воображения (r = 0,773). В вопроснике «САМОАЛ» контактность понимается как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, измеряя общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.
Студенты с высоким уровнем самоактуализации по шкале«Ориентация во времени» имеют отрицательную корреляцию с показателями визуального воображения (r = – 0,849). Эта шкала показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Отрицательная корреляция данной шкалы с показателями воображения показывает, что эта возрастная категория с высоким уровнем самоактуализации, живя «здесь и теперь», в большой степени ориентирована на будущее.
У студентов данной группы выражена взаимосвязь шкалы «Потребность в познании» с показателями вербального воображения (r = 0,831). Высокая потребность в познании описывает бескорыстную жажду нового, измеряет степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире и характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям, что объясняет высокую корреляцию с показателями творческого воображения, которую мы получили на данной выборке.
Студентов с низким уровнем самоактуализации отличает от общей выборки появление новых значимых отрицательных связей между  характеристиками самоактуализации и показателями творческого воображения. В частности, если в общей выборке связь между гибкостью общения и показателями творческого воображения была положительная, то здесь связь между гибкостью общения и оригинальностью вербального воображения отрицательная (r = – 0,641). Это может свидетельствовать о том, что даже при выраженной коммуникативной направленности творческое воображение в общении не задействовано. О том же свидетельствуют показатели отрицательной корреляции по шкалам «Автономность» (r = –0,695)  и «Стремление к самоактуализации» (r = – 0,715), которые отличают их от группы с высокой самоактуализацией.  
При высоком уровне самоактуализации связующую роль между ёё основными компонентами играют ценностные ориентации [3, 6], именно шкала ценностей обеспечивает высокую значимую связь с показателями творческого воображения в группе с высоким уровнем самоактуализации (r = 0,720), которая не наблюдается в группе с низкой самоактуализацией.
Проведенный корреляционный анализ между показателями творческого воображения и характеристиками самоактуализации, полученными в результате исследования, показал наличие значимых связей с такими характеристиками самоактуализации, как гибкость в общении, спонтанность, взгляд на природу человека, которые связаны с возрастными задачами юности: установление дружеских отношений, самоопределение в обществе, профессии и формировании мировоззрения (показатель «взгляд на природу человека»).

Сопоставляя в контрастных группах показатели коэффициентов корреляции по параметру «Потребность в познании» творческим воображением, мы видим, во-первых, значительно большую выраженность этой потребности в группе с высоким уровнем самоактуализации, а, во-вторых, в группе с низким уровнем самоактуализации эта потребность связана не с вербальным воображением, а с визуальным. Это в очередной раз свидетельствует, что как самоактуализация, так и творческое воображение – две очень сложных многокомпонентных и многоуровневых системы в структуре личности, взаимосвязи между которыми не всегда носят линейный характер и исследование которых требует системного подхода [2, 11, 12, 15, 16, 17].
Исходя из анализа характеристик самоактуализации в юношеском возрасте, можно сделать вывод о значимости творческого воображения при решении возрастных задач, связанных с установлением дружеских отношений, самоопределения в обществе, профессии и формировании мировоззрения. Сформированные в юности, эти качества оказывают важное значение на весь дальнейший жизненный путь человека.
Литература
1. Вахромов Е.Е.  Психологические концепции  развития человека: теория самоактуализации.  М.: Междунар. педагогическая академия, 2001. – 160 с.
2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Издательство «Смысл», 1998. – 685с.
3. Городилова Е.Н. Самоактуалиация  и ее связь с интегральной  индивидуальностью //Дисс. ... канд. психол. наук.   Пермь, 2002. – 207 с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер»,  2002. С. 281–309.
5. Кудрявцев В.Т. Воображение / Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
6. Лопатин Е.А. Изучение   самоактуализации  17-19- летних студентов  вуза // Известия Росийского государственного  педагогического  университет им. А.И. Герцена. 2008, № 29 (65). -  С.418-424
7. Маслоу А. Мотивация и личность /пер с англ. A.M. Татлыдаевой. -СПб.: Евразия, 1999.- 479 с.
8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. Г.А. Балл, А.П. Погребский. М.: Смысл, 1999. - 424 с.
9. Розвиток творчої особистості в умовах екологічної кризи  //Под ред. Рыбалко В. В. - Київ, 1993. Частина І. С. 76 - 77.
10. Стебакова Д.А. Личностные  особенности  студентов медучилища с  разными типами самоактуализации: дис. ... канд. психол. наук, Москва, 2010. - 251 с.
11. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. 2-е изд. СПб.: Союз, 2002. - 183с.
12. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М., 1994.  – 215 с.
13.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологична диагностика  развития  личности  и малых групп.  Диагностика самоактуа-лизации личности (А.В.Лазукин в адаптации  Н.Ф.Калиной). - М., 2002. C. 426-433.
14. Челомбицкая М.П.  Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе //Дисс. ... канд. философ. наук.  Ростов-на-Дону, 2009.  - 155 с.
15. Шрагина Л.И. Конструирование вербального образа как творческий процесс //Дисс. ... канд. психол. наук, Киев, 1999. – 180с.
16. Шрагина Л.И. Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода/Москва-Обнинск, Психология в вузе,№3, 2005. С.95-107.
17. Шрагина Л.И. Проблема психологической природы воображения // Вiсник Одеського Нацiонального Унiверситету. Том 15. Випуск 11, Ч. 2, Психологiя, 2010. С.156-164. http://psyfactor.org/lib/shragina2.html

Шрагина Л.И  Воображение как фактор самоактуализации
в юношеском  возрасте[Текст] // Личность и ее жизненный мир : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, 3–4 октября 2013 г.) / под ред. Л. И. Дементий. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – с.486 - 490

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.