На главную Подросток Личностное развитие Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте
Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте
Подросток - Личностное развитие

Взаимосвязь читаемой информации в Интернет-сети и развития полоролевой идентичности в подростковом и юношеском возрасте
Султанова А.А. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
(г. Москва, Россия)
Принятые в 2012-2013 годах ФЗ №139-ФЗ и №135-ФЗ о дополнениях к закону «О защите детей об информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» внесли новые нормы права, касающиеся ограничений информации в сети Интернет и пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Исследования взаимосвязи развития полоролевой идентичности, на которое может воздействовать запрещенная информация, и СМИ рассматривали ее до 90-х годов, когда сеть Интернет начинала зарождаться.

Интернет как СМИ отличается от периодики, книг, радио- и телекоммуникаций активностью в выборе информации, возможностью менять эту информацию, привносить новую, расширяются географические рамки распространения информации. Некоторые исследователи отмечают, что сеть Интернет – это отдельная среда, в которой человек может удовлетворять потребности: в коммуникации, в отдыхе и досуге, в информации и др. (Плешаков В.А., 2010).
Целью исследования являлся анализ взаимосвязи когнитивной и эмоциональной составляющих полоролевой идентичности и качества проводимого времени в Интернете.
Выборку исследования составили подростки (13-14 лет) и юноши (15-17 лет) женского и мужского пола, учащиеся средней и старшей школы.
Методики исследования:
1. Методика «МиФ» в модификации Н.В. Дворянчикова, изучающая когнитивную составляющую полоролевой идентичности. (Дворянчиков Н.В., 2011).
2. Цветовой тест отношений Эткинда А.М в модификации Е. Г. Дозорцевой, направленный на изучение эмоционального компонента полоролевой идентичности. (Дворянчиков Н.В., 2011).
3. Анкета для оценки качества времени проведенного в сети Интернет, составленная нами. Анкета учитывала темы, на которые читают и общаются респонденты в сети Интернет, социальные сети, предпочитаемые подростками, а также функции Интернет-сети, используемые подростками (коммуникативная, развлекательная, информационная).
4. Опросник Кимберли Янг, адаптированный В.А. Буровой, направленный на выявление интернет-зависимости.

На основании результатов исследования мы сделали следующие выводы:
1. Интернет-зависимость взаимосвязана с содержанием когнитивного и эмоционального компонентов полоролевой идентичности мальчиков подросткового возраста. Интернет-зависимые мальчики меньше соотносят реальный образ себя и демонстрируемый образ девочкам, а также не соотносят реальный и идеальный образ себя с мужскими фигурами на эмоциональном уровне.
2. Девочки подросткового возраста, использующие сеть Instagram, оценивают фемининные качества как более ценные для себя, чем девочки, не пользующиеся этой сетью.
3. У девочек подросткового возраста, использующих сеть Instagram, образы чаще соотносятся с понятием референтной группы, а у не использующих данную сеть более соотносящийся с образами представителей своего пола, принятием себя, жизнеутверждающими категориями.
4. Девочки юношеского возраста, использующие сеть Instagram, имеют более дифференцированные представления о функциях и поведении, характеризующих представителей каждого пола, чем девочки не использующие эту сеть.
5. Чтение информации о похудении и диетах девочками-подростками, о спорте, бодибилдинге и автомобилях мальчиками-подростками, а также о спорте девочками юношеского возраста в сети Интернет взаимосвязана с различиями в эмоциональном и когнитивном компонентах полоролевой идентичности внутри каждой из групп.
Литература
1. Дворянчиков Н.В., Носов С.С., Саламова Д.К. Половое самосознание и методы его диагностики. М.: Наука, 2011. 216 с.
2. Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27-31.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.