На главную Подросток Личностное развитие Психологические особенности самоактуализации личности подростков и старших школьников
Психологические особенности самоактуализации личности подростков и старших школьников
Подросток - Личностное развитие

Ткаченко Ирина Валериевна д-р психол. наук, профессор Дорошенко Ольга Михайловна магистрант
Перепелица Людмила Анатольевна аспирант
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассматриваются особенности самоактуализация личности в подростковом и юношеском возрасте. Авторы отмечают, что самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, которому способствуют как внутренние, так и внешние условия. Делается акцент на том, что общение является ведущим видом деятельности в рассматриваемом возрастном периоде. В связи с данным фактом развитие коммуникативной компетентности, по мнению авторов, будет являться условием успешной самоактуализации личности в подростковом и старшем школьном возрасте.


Ключевые слова: подросток, старший школьник, самоактуализация, личность, направленность личности, коммуникативная компетентность.


Проблема изучения условий саморазвития личности и самоактуализации в современных условиях социальных и экономических преобразований особенно актуальна. Человеку необходимо самостоятельно определять свой жизненный выбор. Изменение внешних международных отношений, распространение коронавирусной инфекции в мире внесли коррективы в жизни людей, но в то же время не снизили уровня требований к развивающейся личности.


Самоактуализация - это, прежде всего деятельностный акт, то есть поступки и действия, направленные на выполнение жизненного плана.
Ее структура включает в себя следующие особенности:
1. Каждый ее акт должен завершиться каким-то конкретным результатом, формированием новой компетенции.
2. Действие личности направлено на саму себя, на свое преобразование.
3. Личность должна понять, что может сделать самостоятельно без опоры на помощь других людей.

Исходя из вышесказанного, самоактуализация и самореализация являются двумя неразрывными сторонами процесса развития и роста. Итогом этого процесса становится личность, сумевшая раскрыть и использовать свой потенциал. То есть личность, достигшая самоактуализации.
Самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Она неотделима от процесса рефлексии, пронизывающего все составляющие личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы.
К. Роджерс обозначал самоактуализацию как процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. По К. Роджерсу, не требуется больших мотивационных блоков, чтобы разобраться, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован тем, что живёт. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие, они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным [2].
На этапе подросткового и старшего школьного возраста, в период формирования мировоззрения происходит не только профессиональное, жизненное самоопределение, но и нравственное.
Таким образом, в данном возрастном периоде формируется направленность личности, которая включает в себя иерархию потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения.
Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности: нравственность повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности, разнообразие потребностей, интересов личности и их широта; степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности, или цельность личности [3].
Направленность личности взрослого человека, как правило, сформирована. Формирование же направленности молодежи зависит от тех взрослых, которые находятся рядом с ними. Очень важно, чтобы нравственно-этические нормы этих взрослых были идентичны общесоциальным нормам.
Социальное окружение подростка и юноши - это прежде всего родители и педагоги. И если трудно диагностировать и корректировать нравственную составляющую семейного окружения, то к личности педагога, находящегося рядом с молодым человеком, конечно же должна быть высоконравственной, развивающейся, стремящейся к реализации своих целей.
Подростки и юноши «впитывают» нормы тех людей, которые являются для них эталоном, которые могут научить эффективному взаимодействию и заинтересовать компетентным взглядом на окружающую действительность.
В связи с этим высокие требования предъявляются к подготовке будущих педагогов, психологов, которые планируют связать свою судьбу с воспитанием подрастающего поколения, научением молодых стремлению к саморазвитию и самоактуализации. Данный аспект должен быть учтен и при подборе кадров в высшие учебные заведения.
Исходя из того, что направленность личности, по мнению Б. Басса, может быть ориентирована на себя, на общение, на дело, можно заключить, что в подростковом и юношеском возрасте формирование ценностных взглядов необходимо начинать с развития коммуникативной компетентности.
Так как направленность на общение позволит молодым людям вступать в контакт с различными людьми, добиваться их расположения, взаимопонимания, достигать поставленных целей [4]. Эти факторы будут способствовать стабильности самооценки личности, достаточному владению им вербальными и невербальными средствами общения, высокому уровню личностной саморегуляции, умению активно слушать партнеров по общению, пониманию других людей. Реализация данных условий может сделать более эффективными процессы их коммуникации, что будет способствовать развитию личности и ее самоактуализации.

Список литературы
1. Городилова Е.Н. Самоактуализация и её связь с интегральной индивидуальностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Городилова. - Пермь, 2002. - 22 с.
2. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1998. - 480 с.
4. Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В., Перепелица Л.А. Научно-методический комплекс программы социально-психологического сопровождения развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Свидетельство о регистрации базы данных 2022620842, 18.04.2022. Заявка №2022620594 от 28.03.2022.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.