На главную Подросток Личностное развитие Специфика личностного развития в подростковом возрасте
Специфика личностного развития в подростковом возрасте
Подросток - Личностное развитие

Бостанова Светлана Николаевна канд. психол. наук, заведующая кафедрой Тетуева Марьям Курманбиевна старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г. Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика

Аннотация: подростковый возраст всегда вызывает интерес исследователей. В статье говорится о том, что этот возрастной период является наиболее остро проходящим, ярким, реактивным. Отмечается, что подростки находятся на переходном этапе: от детства к взрослости. Авторы раскрывают основные отличия подросткового возраста от других возрастных категорий: формирование новой социальной позиции, формирование поведенческой самостоятельности, построение определенного отношения к себе как к активному субъекту социальных взаимоотношений, определяющие развитие личности с самого рождения ребёнка.


Ключевые слова: психология, личность, подросток, самооценка, детство.


Один из наиболее изученных и в то же время вызывающий до сих пор интерес большинства учёных (психологов и педагогов) период человеческой жизни касается подросткового возраста. У В.С. Мухиной отмечено, что многое в жизни подростка будет зависеть от повседневных отношений и быта, от стиля и основных моментов воспитания, от того, кто или что будет в приоритете [8].
Первостепенной психологической задачей в данный период становится формирования самостоятельности [2; 3; 8; 14; 16]. Это касается всех аспектов жизни подростка, от принятия решений, от его суждений, до принятия ответственности за свои действия, которая указывает на более зрелую, более взрослую позицию по отношению к себе и своей жизни. Именно это позволяет личности подростка адаптироваться к тем новообразованиям, которые присущи данному возрасту, и формировать в себе черты, присущие взрослым. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:
1. Рефлексия. До начала подросткового возраста интерес детей находится во внешнем мире, который является для него источником познаний, обретения нового опыта, позволяющий на эмоциональном уровне формировать своё поведение, своё взаимодействие с окружающими, которые являются для него объектами подражания, фантазий. С приходом подросткового периода интерес к внешнему миру отходит на второй план, отдавая первенство внутренним переживаниям. Ребёнок начинает всё больше и больше уделять внимания своему внутреннему миру, прислушиваться к своим ощущениям и переживаниям, проявляя всё больше интерес к своему положению в социуме, формируя для себя представления о себе, как об уникальном существе.
2. Активное развитие критического мышления. Рассуждения теряют свою гибкость, становясь более жёсткими. Данное обстоятельство приводит к однозначности находимых она интересующие темы ответов, касающихся достаточно сложных вопросов бытия. Это приводит к возникновению у подростков максимализма, являющегося в совокупности с бурными эмоциональными проявлениями, причиной массы проблем как личностного характера и так и в сфере межличностных отношений. Связано это с тем, что формальная логика не может вписаться в человеческие отношения, насыщенные многообразием и противоречиями.
3. Особое место в данный период занимает общение со сверстниками. Общение становится ведущим видом деятельности в подростковый период. Оно становится фактором позволяющим осваивать подростку нормы, цели, средства социального взаимодействия, выработки критериев оценки себя и других.
4. Подростковый возраст - это период становления приоритетных интересов и мотивов. Большинство детей в этом возрасте задумываются о будущей профессии и выбирают конкретные траектории развития.


Новообразования подросткового возраста связаны не только с психологическими и социальными, но и с психофизиологическими изменениями. Взаимозависимость всех трёх этих сфер развития уже давно не вызывает сомнений учёных [5; 9; 13]. Являясь основополагающей триадой развития, она позволяет подростку осознавать свою уникальность, пережить внутренние противоречия, построить своё отношение к реальности. Поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
По мнению А.Е. Личко: «Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими» [7].
Для подростков характерно двойственное стремление. С одной стороны - это стремление к независимости от взрослых, с другой - стремление к положительной оценке своих действий со стороны взрослых. А это может привести к неоднозначности взаимоотношений между ними. Это своеобразный механизм вхождения во взрослую жизнь, с множеством противоречий и конфликтов. Отношение к подросткам как к детям их обижает, а требования быть ответственными за свои действия, вызывает негодование. При этом, раньше это начинает проявляться у девочек, в силу более раннего развития.
У подростков возникает критичность сознания, которая приводит к тому, что очень чётко прослеживают недостатки, недочёты в поведении и деятельности взрослых, особенно у значимых для них людей (родители, учителя). Они перестают воспринимать на веру те прописные истины, которые в доподростковый период не вызвали у них сомнений. Они требуют доказательств того, что то или иное «явление» правильное или нет [1; 2; 9].
Безусловно, содержательные индивидуально-психологические особенности и характеристики подросткового возраста, отличаясь собственной специфичностью, влияют на личностное развитие ребенка данного возраста.
Среди различных концепций современной психологической науки, изучающие личность и особенности ее развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова и другие).
Интерес к данному периоду жизни не утихал у исследователей прошлого, и не будет снижаться у исследователей будущего. Особенности личностного развития в данный период изучались в рамках различных зарубежных психологических концепций. Среди них выделялись: культурно-антропологическая концепция М. Мид и Р. Бенедикт, биогенетическая Х. Вернера, психоаналитическая теория З. Фрейда, А. Фрейд, когнитивная концепция Ж. Пиаже, социально-психологическая концепция развития А. Адлер, описательная теория Ш. Бюлер, «теория поля» К. Левина, концепция формирования идентичности Э. Эриксона и др.
Исследования отечественных психологов также внесли огромный вклад в изучение особенностей развития человека в подростковый период. Свой интерес к исследуемому возрасту проявляли и проявляют многие учёные, такие как: М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин, М.Р. Гинзбург, И.Б. Котова, Ф.О. Семенова, И В. Ткаченко, А.М. Урусова и другие [1; 2; 4; 6; 8; 12; 14; 15; 16]. Основным приоритетом в их исследованиях явилось определение задач развития детей-подростков, изучение и анализ качественных изменений в межличностном общении, препарирование особенностей развития интеллектуальной сферы, и, конечно, исследование субъективных проблем детей подросткового возраста.
По мнению Л.И. Божович, «важнейшей характеристикой каждого этапа онтогенетического развития человека составляют новообразования, результирующие задачи развития человека в данный возрастной период» [2].
У детей подросткового возраста самые важные изменения в развитии личности происходят при формировании Я-концепции. Психологический словарь «трактует» Я-концепцию как «относительно устойчивую, переживаемую как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе» [11].
По мнению А.Н. Леонтьева: «Главным психологическим приобретением подросткового возраста является открытие своего внутреннего мира. Период жизни до 18-ти лет является периодом постижения и изучения внешнего и внутреннего миров, в результате чего при нормальном развитии человек приходит к готовности принятия этих миров» [6, с. 146].
Постоянно усложняющийся значимый вид деятельность позволяет подростку самоутвердиться как личность, самоопределиться. Он получает удовлетворение от осознания своей социальной ценности. Именно в данной деятельности у ребёнка формируется адекватный мотив развития, проходящий путь от желания подростка показать и проявить себя, используя других как средство удовлетворения данной потребности, до мотива, которым они принесут пользу окружающим, где другие являются целью его деятельности.
Другими словами, с точки зрения психологии, у подростка имеется потребность в признании его «я» со стороны общества, которая удовлетворяется им в общественно полезной деятельности. Еще одна потребность, присущая данному возрасту, потребность в самореализации, возникает из реализации себя для других, что приводит к «повороту на себя», на построение личностной и профессиональной траектории, на создание и проработку собственных жизненных планов.
То есть, самоуважение, самопринятие, любовь и уважение к себе, самооценка, самоуверенность отражают феноменологию самоотношения ребенка подросткового возраста. Из перечисленных феноменов самоотношения больше всего исследований (как зарубежных, так и отечественных) посвящено самооценке.
Отечественный психолог, педагог, автор методов по исследованию самоопределения С.Н. Пряжников феномену «самооценка» дает следующее определение: «Самооценка - наиболее существенная сторона личности. Она в значительной мере определяет притязания личности, ее жизненные идеалы, направленность, взаимоотношения между людьми, эффективность деятельности и дальнейшее развитие» [10, с. 34]. Проведенные исследования показали зависимость от самооценки общительности, мотивации, тревожности, самоуверенности, доминантности, откровенности. Было установлено, что самооценка оказывает достаточно серьёзное влияние на общительность. Так, можно сделать вывод о том, что самооценка в подростковом возрасте носит многофункциональный характер.
В качестве еще одного центрального новообразования у подростка выступает переоценка системы жизненных ценностей. Именно этот процесс является ядром подросткового возраста - цели самоопределения, которая тесно связана с возможностями самореализации, с развитием личности в целом.
Подростковый возраст, как остропротекающий период перехода от детства к взрослости, включает в себя переплетение противоречивых тенденций социального развития.
Учёные отмечают, что, несмотря на то, что для данного периода характерна масса негативных проявлений, дисгармоничность и разрушительность личностного развития, протестующий характер его поведения к окружающим, можно выделить положительные аспекты подросткового возраста, позволяющие формировать зрелую личность: помимо самостоятельности можно выделить многогранность и содержательность взаимоотношений с окружающими, расширение интересов и смена траекторий развития, а так же формирование более ответственного отношения не только к себе, но и к другим людям.


Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2019.
2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология подростка. Хрестоматия / ред. Ю.И. Фролов. -М., 1997.
3. Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста: воспитание подростков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
4. Казалиева О.Р. К вопросу о взаимосвязи темперамента и черт характера у современных подростков/ О.Р. Казалиева, С.Н. Бостанова // Актуальные проблемы науки и техники - 2021. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Ростов н/Д., 2021. - С. 439-440.
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2009.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Academia, 2010.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. - С. 78.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
10. Пряжников С. Н. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Педагогика, 1996.
11. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
13. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. - Краснодар: Экоинвест, 2015.
14. Семенова Ф.О. Психологические особенности этнических структур интегральной индивидуальности подростков и юношей. Монография. - Карачаевск, 2009.
15. Ткаченко И.В. Состояние тревоги как фактор агрессивного поведение подростков / И.В. Ткаченко, Е. В. Евдокимова // Ломоносовские чтения - 2020. Материалы ежегодной научной конференции МГУ / под ред. О. А. Шпырко. - М., 2020. - С. 151-153.
16. Урусова А.М. Проблема поддержки родителями подростков в семье // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-1. - С. 478^81.
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.