Метод интерактивной игры Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом. Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- Педагог производит подбор конкретной интерактивной игры, которая, по его мнению, может быть эффективной применительно к данной группе или теме.
- Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит поработать, а также с целью, которую нужно достичь.
- Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах игры, дает им четкие инструкции о том, в каких пределах они могут действовать в процессе игры.
- Происходит непосредственно процесс игры, в ходе которого участники активно взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели. Игра может состоять из нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.
- По окончании игры, после небольшой паузы, призванной успокоить эмоции, происходит процесс рефлексивного анализа. В ходе рефлексии участники оценивают произошедшее с позиции участника игры, вместе с тем, стараясь абстрагироваться и проанализировать игру с точки зрения наблюдателя.
- Процесс анализа начинается с концентрации внимания на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в ходе игры и по ее окончании. Затем следует переход к содержательному аспекту: как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, какой результат был получен и т. д. Рефлексивный анализ заканчивается обобщающими выводами и умозаключениями, которые можно сделать по итогам процесса взаимодействия в ходе игры.
Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной игры могут быть изменения в восприятии участников, инсайт, который приводит к быстрому, немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. В данном случае возникновению такого нового понимания способствует погружение в процесс взаимодействия, дающее возможность исследовать проблему изнутри, пропустить ее через «себя», проанализировать собственное поведение и сделать необходимые выводы.
Игра «Пожарник»
Цель: продемонстрировать многопозиционность восприятия происходящего; научить понимать позицию другого человека.
Описание игры
Перед игрой ведущий выбирает небольшое помещение (холл, вестибюль, кабинет), которое в ходе игры будут наблюдать участники. Правила игры:
- Каждый участник получает карточку с ролью, которую следует сохранить в тайне от окружающих. Необходимо максимально идентифицироваться с ролью.
- Все участники одновременно выходят на территорию, предложенную для просмотра, и следующие 5 минут, в полной тишине, наблюдают за происходящим глазами своего персонажа.
- Вернувшись в исходную аудиторию, каждый берет лист бумаги и описывает все, что он видел. При этом важно не употреблять слов, прямо указывающих на конкретный персонаж, например, «я как ректор университета...» или «глазами артиста я увидел...»
- После того, как все участники закончили свои описания, вывешивается перечень ролей, которые присутствуют в данной аудитории. Лучше, если список будет включать в себя роли, имеющие отношение к тематике занятия. Так, для семинара по проблемам образования, список ролей может быть таким:
- Ректор университета
- Студент-первокурсник
- Художник
- Адвокат
- Сторож
- Архитектор
- Милиционер
- Пожарник
- Мальчик-подросток
- Девочка-подросток
|
- Продавец
- Министр образования
- Врач
- Учитель
- Спортсмен
- Повар
- Председатель колхоза
- Академик
- Журналист
- Уборщица
|
- Участники по очереди начинают зачитывать свои описания.
- После каждого прочтения делается небольшая пауза (30-40 сек.), во время которой участник самостоятельно, на отдельном листе, фиксирует свою версию о роли данного участника, которую он может выбирать из предоставленного перечня ролей.
- Когда все описания зачитаны, начиная с первого участника, по порядку представления, то остальные начинают высказывать свои версии относительно его роли. Когда все версии выслушаны и аргументированы, участник называет свою роль.
- Для рефлексии предлагаются следующие вопросы:
- Удалось ли Вам идентифицироваться со своей ролью? Что этому способствовало? Что мешало?
- Что из прочитанного другими участниками произвело на Вас наибольшее впечатление?
- Что помогало Вам определять роль другого? Что мешало?
Игра «14 предметов» Цель: создание условий для понимания разнообразия норм и взглядов, ценностей и позиций разных людей. Описание игры Предварительно педагог подготавливает и собирает вместе несколько предметов (в данном случае 14), которые можно встретить дома у каждого человека. При этом они не принадлежат к одной и той же сфере использования (учеба, работа, быт и т. п.). Таким образом, получается набор предметов, напрямую не связанных между собой, например: ножницы, тетрадь, маркер, фотопленка, зубная щетка, кнопки, бутылка, перочинный нож, магнит, пилка для ногтей, полиэтиленовый мешок, плоскогубцы, моток веревки, газета. Пред началом игры все 14 предметом хаотично разбрасываются вокруг стула, стоящего в центре комнаты.
Правила игры:
- Участники входят в комнату и садятся, размещаясь вокруг описанной выше композиции.
- Педагог поочередно задает вопрос: «Как вы считаете, что вы видите перед собой?», - при этом ответ должен быть получен от каждого из участников. Ответы на вопрос могут быть разными, но в них, как правило, обязательно звучат слова «хаос», «беспорядок».
- Педагог соглашается с тем, что это беспорядок и предлагает всей группе навести здесь порядок, соблюдая два условия:
- Участники не должны общаться вербально;
- На наведение порядка дается ровно 10 минут.
- При анализе игры необходимо детально восстановит ход событий. Затем педагог задает по кругу еще один вопрос: «Можно ли назвать порядком то, что вы видите перед собой?"»
- Для активизации дискуссии можно задать и другие вопросы:
- Почему конечная композиция выглядит именно так?
- Чем руководствовались участники при наведении порядка?
- Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение других?
|