Методы групповой работы
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Методы групповой работы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы кооперативного обучения:

  • позитивная взаимозависимость;
  • индивидуальная ответственность;
  • стимулирование успеха друг друга.

Количественный состав групп обычно колеблется в пределах до 6 человек. Исследования установили, что очень маленькая группа (2 –3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации. Слишком большая группа ( 8 – 9 и более человек ) плохо поддается управлению и в процессе нередко распадается на подгруппы. В парах лучше выполнять упражнения, в которых требуется достигнуть взаимопонимания.

Метаплан

Метод позволяет собрать идеи, структурировать мысли и искать решения.
Подготовка и проведение.
На специальных карточках определенного формата (лист А4 разделить пополам) участники высказываются по заданной теме. Затем педагог собирает все карточки и перемешивает их и только затем зачитывает. Это очень важный момент, так как позволяет добиться отсутствия идентификации карточки (а по сути дела, определенной проблемы) с конкретным человеком.
Затем все карточки прикрепляются скотчем к большому листу бумаги, учитывая их тематическую близость. В результате все высказывания группируются в определенные блоки, которые в дальнейшем подвергаются анализу.
Следующим шагом в работе с данным методом может стать поиск решений, поставленных и уже структурированных на первом этапе, проблем. Члены группы получают одинаковые взносы – клеящиеся точки, с помощью которых они выбирают проблему над которой им хотелось бы поработать и таким образом формируются группы для поиска возможных вариантов ее решения.

Мозаика

Метод позволяет обеспечить кооперативность групповых усилий в работе с текстом.

Этапы проведения:
1. Участники случайно объединяются в группы по 4-5 человек каждая для работы над материалом статьи. Текст поделен на части по количеству участников в группе (4-5), причем, каждая из них имела свою, определенную смысловую самостоятельность. Соответственно, каждый в группе получил свой отрывок статьи, работал с ним и становился экспертом в его содержании.

2. Затем члены разных групп, которые изучали одно и тоже содержание, встречаются в новых группах – «группах экспертов» – для обсуждения своей части. Экспертам необходимо сделать доступным содержание своего текста для других участников своих первоначальных групп, где таким содержанием никто не владеет.

3. После этого участники возвращаются в свои первоначальные группы и обучают коллег по группе своему «предмету».

Методы групповой работы-2
Интерактивная игра «Разбитые квадраты»
Метод позволяет понять смысл работы в группах, смоделировать принципы кооперативного обучения.
Подготовка: необходимо изготовить комплекты квадратов, изготовленных по схеме (сторона квадрата 14 – 16 см. ).

интерактивная игра

Проведение.

  • В работе принимают участие несколько групп по 5 человек. Каждая группа располагается вокруг отдельного стола и получает большой конверт, в котором находится 5 маленьких конвертов. В них находятся отдельные части, из которых квадрат сложить невозможно. В конверте А находятся части i, h, e; в конверте В – a, a, a, c; в С – a, j; в D – d, f и в Е – g, b, f, c. Таким образом, каждый член группы получил маленький конверт.
  • Задачей всех участников было собрать свои индивидуальные квадраты. Задание не считается выполненным, пока другие члены группы также не соберут свои квадраты. В конечном итоге, в группе должно быть собрано 5 одинаковых квадратов.
  • Во время работы необходимо выполнять следующие условия:
  • нельзя разговаривать;
  • нельзя просить нужные детали у других;
  • можно давать свои детали другим, и они не должны отказываться.
  • При анализе необходимо обратить внимание на эмоциональный и рациональный аспект произошедшего. Можно задать следующие вопросы:
  • Что вы чувствовали, когда выполняли задание?
  • Как происходила работа в группах?
  • Благодаря чему удалось решить поставленную задачу?

Цель кооперативного обучения состоит в том, чтобы сделать каждого индивидуально сильнее в его или ее собственной позиции. Участники изучают вместе то, что они могут в последующем лучше использовать индивидуально. Каждый участник понимает ,что он связан с другими таким образом, что один не может достичь успеха, пока другие не сделают свою работу.
«5 из 25»
Для эффективной работы ученику необходимо:

  • Интегрировать в обучение эмоции, интеллект, деятельность.
  • Разнообразные методы обучения.
  • Знать критерии оценок по разным предметам.
  • Комфортно чувствовать себя в классе, иметь поддержку.
  • Учиться оценивать себя объективно.
  • Получать отзывы на свою учебу.
  • Чувствовать безопасность, высказывая свое мнение.
  • Получать вознаграждение за свой вклад в учебный процесс.
  • Уметь видеть положительное в себе.
  • Быть в учебном процессе на равных с учителем.
  • Осознавать ответственность за результаты учебы.
  • Знать особенности своей учебной деятельности.
  • Чувствовать доверие к учителям.
  • Анализировать уровень своих достижений в учебе.
  • Уметь работать в команде.
  • Чтобы учебный процесс осуществлялся на принципах сотрудничества.
  • Получать признание результатов своей деятельности.
  • Развивать навыки межличностного взаимодействия.
  • Налаживать неформальные контакты с учителями и учениками.
  • Десятибальная система оценки.
  • Принимать участие в формулировании целей и планировании своей учебной деятельности.
  • Уметь брать на себя и выполнять лидерские функции в классе.
  • Уметь работать самостоятельно.
  • Иметь возможность обсуждать свои учебные проблемы с другими учениками.
  • Принимать участие в определении норм совместной деятельности в учебном процессе.

Определение роли в группе
Инструкция: предлагается 7 общих вопросов, каждый из которых включает в себя 8 подпунктов. Для каждого вопроса необходимо выделить пункты, относящиеся к Вам. Затем нужно распределить 10 баллов в каждом вопросе по степени выраженности у вас данного утверждения. Можно оценить одно утверждение в 10 баллов, но обычно это делается следующим образом: 2, 3, 2, 3 и 4 нуля или 6, 3, 1 и 5 нулей. Необходимо проверять сумму баллов в каждом вопросе (она должна быть = 10)

  • Как я полагаю, я могу внести следующий вклад в группу:
    • __ я думаю, что быстро нахожу и применяю новые возможности
    • __ я могу работать с широким кругом людей
    • __ созидание новых идей – мое ценное качество
    • __ я умею вытягивать людей на разговор, если обнаруживаю, что они могут внести ценный вклад своими идеями
    • __ моя способность анализировать зависит от моего личного опыта
    • __ я согласен потерпеть некоторую непопулярность, если это приведет к стоящему результату
    • __ обычно я чувствую, что реально будет работать на практике
    • __ я могу без предрассудков и предубеждений предложить новую альтернативу
  • Если у меня возможен недостаток при работе в группе, то он, наверное, заключается в том, что:
    • __ я не чувствую себя спокойно до тех пор, пока работа не организована должным образом и не находится под руководством
    • __ я склонен быть великодушным по отношению к тем, кто имеет устоявшуюся точку зрения, не получившую достаточной поддержки
    • __ я имею тенденцию говорить очень много, если у группы появилась новая идея
    • __ мой субъективный взгляд не дает мне легко, с энтузиазмом соглашаться с коллегами
    • __ если это необходимо, то я могу выглядеть сильным и авторитарным
    • __ я слишком влияю на атмосферу в группе
    • __ я склонен погружаться в идеи, которые приходят мне на ум и отключаться от происходящего
    • __ коллеги склонны считать, что я беспокоюсь о мелочах и о возможности неправильного решения
  • Если я вовлечен в проект с другими людьми:
    • __ я способен влиять на других людей, не оказывая давления
    • __ моя общая бдительность предотвращает возможные ошибки и оплошности
    • __ я готов взывать к действию, чтобы быть уверенным, что группа не тратит время и не теряет главной темы
    • __ я способен внести что-то оригинальное
    • __ я всегда готов вернуться к хорошей идее в общих интересах
    • __ я склонен возвращаться к прошлому опыту для достижения новой цели
    • __ я полагаю, что моя способность к рассуждениям способствует правильному принятию решений
    • __ я могу чувствовать себя уверенно, если вижу, что вся важная работа хорошо организована
  • Мой обычный вклад в групповую работу это то, что:
    • __ я заинтересован в том, чтобы лучше узнать своих коллег
    • __ я охотно подвергаю сомнению взгляды других и поддерживаю мнение меньшинства
    • __ я обычно могу найти ряд аргументов, чтобы опровергнуть необоснованные доводы
    • __ я думаю, что у меня есть талант заставлять действовать сразу же, как только план был разработан
    • __ я имею тенденцию избегать очевидного и прибегать к неожиданному
    • __ все, что я делаю, я стремлюсь доводить до совершенства
    • __ я готов прибегать к помощи со стороны
    • __ когда меня что-либо интересует, я без колебаний принимаю решение и не меняю его
  • Я получаю удовлетворение в работе потому, что:
    • __ мне нравится анализировать ситуацию и взвешивать все возможные решения
    • __ я заинтересован в практическом решении проблемы
    • __ я способствую созданию хороших отношений в группе
    • __ я имею стабильное влияние на принятие решений
    • __ я могу найти людей с новыми идеями
    • __ я могу заставить людей соглашаться с необходимым способом действия
    • __ я чувствую себя в своей стихии там, где могу в полной мере посвятить себя задаче
    • __ мне нравятся те сферы действий, которые возбуждают мое воображение
  • Если мне необходимо решить с незнакомыми людьми сложную задачу с ограничением времени решения:
    • __ я буду чувствовать себя загнанным в угол в поисках выхода из тупика прежде, чем найду решение
    • __ я буду готов работать с человеком, обнаружившим наиболее верный подход к решению
    • __ я попытаюсь сократить объем задачи, путем определения способностей каждого и разделив задачу между всеми индивидами
    • __ моя природная настойчивость гарантирует то, что решение не отходит от намеченного плана
    • __ я полагаю, что буду держаться хладнокровно и сохраню свои способности трезво рассуждать
    • __ я буду сохранять постоянство в цели, несмотря на давление
    • __ я буду готов занять позицию лидера, если почувствую, что группа не делает прогресса
    • __ я буду заводить дискуссии с целью стимулирования обсуждений новых идей и движения к цели
  • Относительно проблем, которыми я занимаюсь в группе:
    • __ я склонен быть нетерпимым к тем, кто препятствует прогрессу
    • __ другие могут критиковать меня за то, что я слишком увлекаюсь анализом и мне не хватает интуиции
    • __ мое желание обеспечивать выполнение работы должным образом, поддерживает процесс решения
    • __ мне скучно, если кто-то другой берет инициативу в свои руки
    • __ мне трудно начать работу до тех пор, пока я не уясню цель
    • __ иногда мне трудно объяснить сложные мысли, которые приходят мне на ум
    • __ меня беспокоит, когда я не могу выполнить все требования, выдвигаемые другими
    • __ я колеблюсь, когда мне необходимо изложить свою точку зрения серьезной оппозиции

Обработка результатов определения групповых ролей
Перенесите результаты всех ответов в соответствующие ячейки. Затем посчитайте общую сумму в каждой колонке.


1

2

3

4

1.7

1.4

1.6

1.3

2.1

2.2

2.5

2.7

3.8

3.1

3.3

3.4

4.4

4.8

4.2

4.5

5.2

5.6

5.4

5.8

6.6

6.3

6.7

6.1

7.5

7.7

7.1

7.6

Сумма

сумма

сумма

сумма

 

 

 

 

5

6

7

8

1.1

1.8

1.2

1.5

2.3

2.4

2.6

2.8

3.6

3.7

3.5

3.2

4.7

4.3

4.1

4.6

5.5

5.1

5.3

5.7

6.8

6.5

6.2

6.4

7.4

7.2

7.8

7.3

сумма

сумма

сумма

сумма

 

Обработка результатов определения групповых ролей
Перенесите результаты всех ответов в соответствующие ячейки. Затем посчитайте общую сумму в каждой колонке.


1

2

3

4

1.7

1.4

1.6

1.3

2.1

2.2

2.5

2.7

3.8

3.1

3.3

3.4

4.4

4.8

4.2

4.5

5.2

5.6

5.4

5.8

6.6

6.3

6.7

6.1

7.5

7.7

7.1

7.6

Сумма

сумма

сумма

сумма

 

 

 

 

5

6

7

8

1.1

1.8

1.2

1.5

2.3

2.4

2.6

2.8

3.6

3.7

3.5

3.2

4.7

4.3

4.1

4.6

5.5

5.1

5.3

5.7

6.8

6.5

6.2

6.4

7.4

7.2

7.8

7.3

сумма

сумма

сумма

сумма

 

Определение роли в группе

Тип

Персональные
характеристики

Вклад в группу

Допустимые слабости

1. Исполнитель

Консервативные,
дисциплинированныенадежные

Организаторы, приводят в исполнение планы и идеи

Несколько негибкие, медленно реагируют на новые идеи

2. Председатель

Зрелые, уверенные,
внушающие доверие

Уясняют цели и возможности, мотивируют коллег, способствуют принятию решений

Не отличаются интеллектом и творческими способностями

3. Возбудитель активности

Взвинченные люди, легко остывающие,
динамичные

Оспаривают что-либо, оказывают давление, находят обходные пути

Поддаются на провокации, мимолетные порывы горячности

4. Генератор идей

Умные, оригинальные,
развито воображение

Придумывают оригинальные идеи, решают трудные проблемы

Слабы в общении и руководстве ординарных людей

5. Исследователь ресурсов

Энтузиасты,
любопытные,
коммуникабельные

Исследуют новые возможности, развивают контакты, ведут переговоры

Теряют интерес к делу, как только исчезает энтузиазм

6. Критик-аналитик

Рассудительные,
интеллектуалы,
объективны, скучные

Видят все альтернативы, анализируют, тщательно обдумывают возможные результаты

Испытывают недостаток энергии и способности воодушевлять других

7. Командный игрок

Общительные,
кроткие, уступчивые,
восприимчивые

Слушают и накапливают опыт, предотвращают разногласия, сговариваются со сложными людьми

Нерешительны в критических ситуациях

8. Завершитель

Старательные, добросовестные, тревожные

Разыскивают ошибки, оплошности. Сосредотачивают себя и других на расписании и цели

Склонны чрезмерно беспокоится, неохотно берутся за что-либо

 

Методы групповой работы-3

Метод «1х2х4»
Метод позволяет создать условия для выработки общей формулировки из возможных вариантов путем дискуссии, предъявления аргументов.
Этапы проведения:

  • Первоначально каждому участнику необходимо самостоятельно подумать и письменно продолжить предложение: «Интерактивная игра – это...» (5-7 мин).
  • На следующем этапе участники объединяются по парам и на основании индивидуальных формулировок вырабатывают и записывают такое определение, которое устраивает каждого из партнеров (5-10 мин).
  • Затем каждые две пары объединяются в малые группы по четыре человека и из двух утверждений формулируют одно, принимаемое каждым в этой четверке (10-15 мин.).
  • Полученный результат фиксируется на большом листе бумаги и презентуется каждой группой.

Метод «Перекрестные группы: три по пять, пять по три»
Метод позволяет создать условия для открытого мышления, т.е. способности воспринимать разные позиции по одной и той же проблеме.
Этапы проведения:

  • Случайным образом участники делятся на три группы, по пять человек каждая.
  • Все группы на протяжении 20-30 минут обсуждают некую проблему, например, условия эффективного применения активных методов обучения. При этом важно, чтобы каждый участник в группе, принимая наработки всей группы, относился к ним, как к своим собственным.
  • После того как группы закончили работу, и каждый участник группы стал носителем группового знания об условиях эффективного применения активных методов обучения, участники объединяются в новые группы по три человека. Объединение осуществляется по принципу «один участник от каждой группы»: из трех групп по пять человек теперь получилось пять групп по три человека.
  • Для осуществления процедуры формирования новых групп, в прежних группах каждому из пяти участников необходимо присвоить порядковый номер: 1, 2, 3, 4, 5. Таким образом, оказалось три первых номера, три вторых и т.д. Всем одноименным номерам необходимо объединиться в группы.
  • Происходит сложная работа по дополнению знания каждого участника группы знаниями участников других групп.

 

Сложность этой работы заключается, прежде всего, в том, что за каждым участником «стоит» предыдущая группа – тот самый феномен «своих» и «чужих» социальной психологии. До тех пор, пока человек думает один, он допускает возможность, что он может ошибаться, но, так замечательно выработанные в предыдущей группе знания, вдруг оказываются не принятыми в новой группе! Непринятие в деловом аспекте влечет за собой социально-психологический дискомфорт. И вот уже часть участников замкнулась, кто-то старательно фиксирует рассказы других, отказавшись от опыта первой группы, а кто-то увлеченно пытается убедить остальных в единственно правильных условиях, выработанных его группой.
Суть использования активных методов в образовании состоит в том, чтобы уйти как от излишней восприимчивости (чтобы не сказать подавляемости), так и от чрезмерной активности (чтобы не сказать авторитарности). Занять позицию достаточно самостоятельную, осознанную, но слышащую (и не только ушами) другие мнения, другие аргументы, и просто других.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.