Методы групповой работы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы кооперативного обучения:
- позитивная взаимозависимость;
- индивидуальная ответственность;
- стимулирование успеха друг друга.
Количественный состав групп обычно колеблется в пределах до 6 человек. Исследования установили, что очень маленькая группа (2 –3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации. Слишком большая группа ( 8 – 9 и более человек ) плохо поддается управлению и в процессе нередко распадается на подгруппы. В парах лучше выполнять упражнения, в которых требуется достигнуть взаимопонимания.
Метаплан
Метод позволяет собрать идеи, структурировать мысли и искать решения. Подготовка и проведение. На специальных карточках определенного формата (лист А4 разделить пополам) участники высказываются по заданной теме. Затем педагог собирает все карточки и перемешивает их и только затем зачитывает. Это очень важный момент, так как позволяет добиться отсутствия идентификации карточки (а по сути дела, определенной проблемы) с конкретным человеком. Затем все карточки прикрепляются скотчем к большому листу бумаги, учитывая их тематическую близость. В результате все высказывания группируются в определенные блоки, которые в дальнейшем подвергаются анализу. Следующим шагом в работе с данным методом может стать поиск решений, поставленных и уже структурированных на первом этапе, проблем. Члены группы получают одинаковые взносы – клеящиеся точки, с помощью которых они выбирают проблему над которой им хотелось бы поработать и таким образом формируются группы для поиска возможных вариантов ее решения.
Мозаика
Метод позволяет обеспечить кооперативность групповых усилий в работе с текстом.
Этапы проведения: 1. Участники случайно объединяются в группы по 4-5 человек каждая для работы над материалом статьи. Текст поделен на части по количеству участников в группе (4-5), причем, каждая из них имела свою, определенную смысловую самостоятельность. Соответственно, каждый в группе получил свой отрывок статьи, работал с ним и становился экспертом в его содержании.
2. Затем члены разных групп, которые изучали одно и тоже содержание, встречаются в новых группах – «группах экспертов» – для обсуждения своей части. Экспертам необходимо сделать доступным содержание своего текста для других участников своих первоначальных групп, где таким содержанием никто не владеет.
3. После этого участники возвращаются в свои первоначальные группы и обучают коллег по группе своему «предмету».
Методы групповой работы-2 Интерактивная игра «Разбитые квадраты» Метод позволяет понять смысл работы в группах, смоделировать принципы кооперативного обучения. Подготовка: необходимо изготовить комплекты квадратов, изготовленных по схеме (сторона квадрата 14 – 16 см. ).
Проведение.
- В работе принимают участие несколько групп по 5 человек. Каждая группа располагается вокруг отдельного стола и получает большой конверт, в котором находится 5 маленьких конвертов. В них находятся отдельные части, из которых квадрат сложить невозможно. В конверте А находятся части i, h, e; в конверте В – a, a, a, c; в С – a, j; в D – d, f и в Е – g, b, f, c. Таким образом, каждый член группы получил маленький конверт.
- Задачей всех участников было собрать свои индивидуальные квадраты. Задание не считается выполненным, пока другие члены группы также не соберут свои квадраты. В конечном итоге, в группе должно быть собрано 5 одинаковых квадратов.
- Во время работы необходимо выполнять следующие условия:
- нельзя разговаривать;
- нельзя просить нужные детали у других;
- можно давать свои детали другим, и они не должны отказываться.
- При анализе необходимо обратить внимание на эмоциональный и рациональный аспект произошедшего. Можно задать следующие вопросы:
- Что вы чувствовали, когда выполняли задание?
- Как происходила работа в группах?
- Благодаря чему удалось решить поставленную задачу?
Цель кооперативного обучения состоит в том, чтобы сделать каждого индивидуально сильнее в его или ее собственной позиции. Участники изучают вместе то, что они могут в последующем лучше использовать индивидуально. Каждый участник понимает ,что он связан с другими таким образом, что один не может достичь успеха, пока другие не сделают свою работу. «5 из 25» Для эффективной работы ученику необходимо:
- Интегрировать в обучение эмоции, интеллект, деятельность.
- Разнообразные методы обучения.
- Знать критерии оценок по разным предметам.
- Комфортно чувствовать себя в классе, иметь поддержку.
- Учиться оценивать себя объективно.
- Получать отзывы на свою учебу.
- Чувствовать безопасность, высказывая свое мнение.
- Получать вознаграждение за свой вклад в учебный процесс.
- Уметь видеть положительное в себе.
- Быть в учебном процессе на равных с учителем.
- Осознавать ответственность за результаты учебы.
- Знать особенности своей учебной деятельности.
- Чувствовать доверие к учителям.
- Анализировать уровень своих достижений в учебе.
- Уметь работать в команде.
- Чтобы учебный процесс осуществлялся на принципах сотрудничества.
- Получать признание результатов своей деятельности.
- Развивать навыки межличностного взаимодействия.
- Налаживать неформальные контакты с учителями и учениками.
- Десятибальная система оценки.
- Принимать участие в формулировании целей и планировании своей учебной деятельности.
- Уметь брать на себя и выполнять лидерские функции в классе.
- Уметь работать самостоятельно.
- Иметь возможность обсуждать свои учебные проблемы с другими учениками.
- Принимать участие в определении норм совместной деятельности в учебном процессе.
Определение роли в группе Инструкция: предлагается 7 общих вопросов, каждый из которых включает в себя 8 подпунктов. Для каждого вопроса необходимо выделить пункты, относящиеся к Вам. Затем нужно распределить 10 баллов в каждом вопросе по степени выраженности у вас данного утверждения. Можно оценить одно утверждение в 10 баллов, но обычно это делается следующим образом: 2, 3, 2, 3 и 4 нуля или 6, 3, 1 и 5 нулей. Необходимо проверять сумму баллов в каждом вопросе (она должна быть = 10)
- Как я полагаю, я могу внести следующий вклад в группу:
- __ я думаю, что быстро нахожу и применяю новые возможности
- __ я могу работать с широким кругом людей
- __ созидание новых идей – мое ценное качество
- __ я умею вытягивать людей на разговор, если обнаруживаю, что они могут внести ценный вклад своими идеями
- __ моя способность анализировать зависит от моего личного опыта
- __ я согласен потерпеть некоторую непопулярность, если это приведет к стоящему результату
- __ обычно я чувствую, что реально будет работать на практике
- __ я могу без предрассудков и предубеждений предложить новую альтернативу
- Если у меня возможен недостаток при работе в группе, то он, наверное, заключается в том, что:
- __ я не чувствую себя спокойно до тех пор, пока работа не организована должным образом и не находится под руководством
- __ я склонен быть великодушным по отношению к тем, кто имеет устоявшуюся точку зрения, не получившую достаточной поддержки
- __ я имею тенденцию говорить очень много, если у группы появилась новая идея
- __ мой субъективный взгляд не дает мне легко, с энтузиазмом соглашаться с коллегами
- __ если это необходимо, то я могу выглядеть сильным и авторитарным
- __ я слишком влияю на атмосферу в группе
- __ я склонен погружаться в идеи, которые приходят мне на ум и отключаться от происходящего
- __ коллеги склонны считать, что я беспокоюсь о мелочах и о возможности неправильного решения
- Если я вовлечен в проект с другими людьми:
- __ я способен влиять на других людей, не оказывая давления
- __ моя общая бдительность предотвращает возможные ошибки и оплошности
- __ я готов взывать к действию, чтобы быть уверенным, что группа не тратит время и не теряет главной темы
- __ я способен внести что-то оригинальное
- __ я всегда готов вернуться к хорошей идее в общих интересах
- __ я склонен возвращаться к прошлому опыту для достижения новой цели
- __ я полагаю, что моя способность к рассуждениям способствует правильному принятию решений
- __ я могу чувствовать себя уверенно, если вижу, что вся важная работа хорошо организована
- Мой обычный вклад в групповую работу это то, что:
- __ я заинтересован в том, чтобы лучше узнать своих коллег
- __ я охотно подвергаю сомнению взгляды других и поддерживаю мнение меньшинства
- __ я обычно могу найти ряд аргументов, чтобы опровергнуть необоснованные доводы
- __ я думаю, что у меня есть талант заставлять действовать сразу же, как только план был разработан
- __ я имею тенденцию избегать очевидного и прибегать к неожиданному
- __ все, что я делаю, я стремлюсь доводить до совершенства
- __ я готов прибегать к помощи со стороны
- __ когда меня что-либо интересует, я без колебаний принимаю решение и не меняю его
- Я получаю удовлетворение в работе потому, что:
- __ мне нравится анализировать ситуацию и взвешивать все возможные решения
- __ я заинтересован в практическом решении проблемы
- __ я способствую созданию хороших отношений в группе
- __ я имею стабильное влияние на принятие решений
- __ я могу найти людей с новыми идеями
- __ я могу заставить людей соглашаться с необходимым способом действия
- __ я чувствую себя в своей стихии там, где могу в полной мере посвятить себя задаче
- __ мне нравятся те сферы действий, которые возбуждают мое воображение
- Если мне необходимо решить с незнакомыми людьми сложную задачу с ограничением времени решения:
- __ я буду чувствовать себя загнанным в угол в поисках выхода из тупика прежде, чем найду решение
- __ я буду готов работать с человеком, обнаружившим наиболее верный подход к решению
- __ я попытаюсь сократить объем задачи, путем определения способностей каждого и разделив задачу между всеми индивидами
- __ моя природная настойчивость гарантирует то, что решение не отходит от намеченного плана
- __ я полагаю, что буду держаться хладнокровно и сохраню свои способности трезво рассуждать
- __ я буду сохранять постоянство в цели, несмотря на давление
- __ я буду готов занять позицию лидера, если почувствую, что группа не делает прогресса
- __ я буду заводить дискуссии с целью стимулирования обсуждений новых идей и движения к цели
- Относительно проблем, которыми я занимаюсь в группе:
- __ я склонен быть нетерпимым к тем, кто препятствует прогрессу
- __ другие могут критиковать меня за то, что я слишком увлекаюсь анализом и мне не хватает интуиции
- __ мое желание обеспечивать выполнение работы должным образом, поддерживает процесс решения
- __ мне скучно, если кто-то другой берет инициативу в свои руки
- __ мне трудно начать работу до тех пор, пока я не уясню цель
- __ иногда мне трудно объяснить сложные мысли, которые приходят мне на ум
- __ меня беспокоит, когда я не могу выполнить все требования, выдвигаемые другими
- __ я колеблюсь, когда мне необходимо изложить свою точку зрения серьезной оппозиции
Обработка результатов определения групповых ролей Перенесите результаты всех ответов в соответствующие ячейки. Затем посчитайте общую сумму в каждой колонке.
1 |
2
|
3
|
4
|
1.7
|
1.4
|
1.6
|
1.3
|
2.1
|
2.2
|
2.5
|
2.7
|
3.8
|
3.1
|
3.3
|
3.4
|
4.4
|
4.8
|
4.2
|
4.5
|
5.2
|
5.6
|
5.4
|
5.8
|
6.6
|
6.3
|
6.7
|
6.1
|
7.5
|
7.7
|
7.1
|
7.6
|
Сумма
|
сумма
|
сумма
|
сумма
|
|
|
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.1
|
1.8
|
1.2
|
1.5
|
2.3
|
2.4
|
2.6
|
2.8
|
3.6
|
3.7
|
3.5
|
3.2
|
4.7
|
4.3
|
4.1
|
4.6
|
5.5
|
5.1
|
5.3
|
5.7
|
6.8
|
6.5
|
6.2
|
6.4
|
7.4
|
7.2
|
7.8
|
7.3
|
сумма
|
сумма
|
сумма
|
сумма
|
Обработка результатов определения групповых ролей Перенесите результаты всех ответов в соответствующие ячейки. Затем посчитайте общую сумму в каждой колонке.
1 |
2
|
3
|
4
|
1.7
|
1.4
|
1.6
|
1.3
|
2.1
|
2.2
|
2.5
|
2.7
|
3.8
|
3.1
|
3.3
|
3.4
|
4.4
|
4.8
|
4.2
|
4.5
|
5.2
|
5.6
|
5.4
|
5.8
|
6.6
|
6.3
|
6.7
|
6.1
|
7.5
|
7.7
|
7.1
|
7.6
|
Сумма
|
сумма
|
сумма
|
сумма
|
|
|
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.1
|
1.8
|
1.2
|
1.5
|
2.3
|
2.4
|
2.6
|
2.8
|
3.6
|
3.7
|
3.5
|
3.2
|
4.7
|
4.3
|
4.1
|
4.6
|
5.5
|
5.1
|
5.3
|
5.7
|
6.8
|
6.5
|
6.2
|
6.4
|
7.4
|
7.2
|
7.8
|
7.3
|
сумма
|
сумма
|
сумма
|
сумма
|
Определение роли в группе
Тип
|
Персональные характеристики
|
Вклад в группу
|
Допустимые слабости
|
1. Исполнитель
|
Консервативные, дисциплинированныенадежные
|
Организаторы, приводят в исполнение планы и идеи
|
Несколько негибкие, медленно реагируют на новые идеи
|
2. Председатель
|
Зрелые, уверенные, внушающие доверие
|
Уясняют цели и возможности, мотивируют коллег, способствуют принятию решений
|
Не отличаются интеллектом и творческими способностями
|
3. Возбудитель активности
|
Взвинченные люди, легко остывающие, динамичные
|
Оспаривают что-либо, оказывают давление, находят обходные пути
|
Поддаются на провокации, мимолетные порывы горячности
|
4. Генератор идей
|
Умные, оригинальные, развито воображение
|
Придумывают оригинальные идеи, решают трудные проблемы
|
Слабы в общении и руководстве ординарных людей
|
5. Исследователь ресурсов
|
Энтузиасты, любопытные, коммуникабельные
|
Исследуют новые возможности, развивают контакты, ведут переговоры
|
Теряют интерес к делу, как только исчезает энтузиазм
|
6. Критик-аналитик
|
Рассудительные, интеллектуалы, объективны, скучные
|
Видят все альтернативы, анализируют, тщательно обдумывают возможные результаты
|
Испытывают недостаток энергии и способности воодушевлять других
|
7. Командный игрок
|
Общительные, кроткие, уступчивые, восприимчивые
|
Слушают и накапливают опыт, предотвращают разногласия, сговариваются со сложными людьми
|
Нерешительны в критических ситуациях
|
8. Завершитель
|
Старательные, добросовестные, тревожные
|
Разыскивают ошибки, оплошности. Сосредотачивают себя и других на расписании и цели
|
Склонны чрезмерно беспокоится, неохотно берутся за что-либо
|
Методы групповой работы-3
Метод «1х2х4» Метод позволяет создать условия для выработки общей формулировки из возможных вариантов путем дискуссии, предъявления аргументов. Этапы проведения:
- Первоначально каждому участнику необходимо самостоятельно подумать и письменно продолжить предложение: «Интерактивная игра – это...» (5-7 мин).
- На следующем этапе участники объединяются по парам и на основании индивидуальных формулировок вырабатывают и записывают такое определение, которое устраивает каждого из партнеров (5-10 мин).
- Затем каждые две пары объединяются в малые группы по четыре человека и из двух утверждений формулируют одно, принимаемое каждым в этой четверке (10-15 мин.).
- Полученный результат фиксируется на большом листе бумаги и презентуется каждой группой.
Метод «Перекрестные группы: три по пять, пять по три» Метод позволяет создать условия для открытого мышления, т.е. способности воспринимать разные позиции по одной и той же проблеме. Этапы проведения:
- Случайным образом участники делятся на три группы, по пять человек каждая.
- Все группы на протяжении 20-30 минут обсуждают некую проблему, например, условия эффективного применения активных методов обучения. При этом важно, чтобы каждый участник в группе, принимая наработки всей группы, относился к ним, как к своим собственным.
- После того как группы закончили работу, и каждый участник группы стал носителем группового знания об условиях эффективного применения активных методов обучения, участники объединяются в новые группы по три человека. Объединение осуществляется по принципу «один участник от каждой группы»: из трех групп по пять человек теперь получилось пять групп по три человека.
- Для осуществления процедуры формирования новых групп, в прежних группах каждому из пяти участников необходимо присвоить порядковый номер: 1, 2, 3, 4, 5. Таким образом, оказалось три первых номера, три вторых и т.д. Всем одноименным номерам необходимо объединиться в группы.
- Происходит сложная работа по дополнению знания каждого участника группы знаниями участников других групп.
Сложность этой работы заключается, прежде всего, в том, что за каждым участником «стоит» предыдущая группа – тот самый феномен «своих» и «чужих» социальной психологии. До тех пор, пока человек думает один, он допускает возможность, что он может ошибаться, но, так замечательно выработанные в предыдущей группе знания, вдруг оказываются не принятыми в новой группе! Непринятие в деловом аспекте влечет за собой социально-психологический дискомфорт. И вот уже часть участников замкнулась, кто-то старательно фиксирует рассказы других, отказавшись от опыта первой группы, а кто-то увлеченно пытается убедить остальных в единственно правильных условиях, выработанных его группой. Суть использования активных методов в образовании состоит в том, чтобы уйти как от излишней восприимчивости (чтобы не сказать подавляемости), так и от чрезмерной активности (чтобы не сказать авторитарности). Занять позицию достаточно самостоятельную, осознанную, но слышащую (и не только ушами) другие мнения, другие аргументы, и просто других. |