На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Как создать ситуацию успеха для школьника и помочь ему поверить в себя
Как создать ситуацию успеха для школьника и помочь ему поверить в себя
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Наталья Подпалая, преподаватель ГБПОУ «Краевой индустриальный техникум», г. Пермь
Порекомендуйте учителям вашей школы в работе с учениками воспользоваться методикой А.С. Белкина. По его методике педагоги смогут создать для любого ученика ситуацию успеха.
Обсудите с учителями и классными руководителями, какие мероприятия помогут старшим подросткам пережить ситуацию успеха. Примеры в таблице 1. Воспользуйтесь приемами, которые помогут учителям создать ситуацию успеха. Приемы вы можете посмотреть в таблице 2.

Какие факторы учитывать, чтобы помочь ученику стать успешным

Педагоги могут помочь подростку пережить такую ситуацию успеха, когда он не нарушает этические нормы. Это важно потому, что, по данным опроса Института социологии Российской академии наук, 55 процентов российской молодежи готовы переступать через моральные нормы, чтобы достичь успеха.
Уровень самодостаточности, понимание собственной успешности для подростка связаны в том числе с эффективным и уверенным продвижением в социуме, достижением высоких результатов в определенной области учебной или досуговой деятельности.
У подростка еще небольшой жизненный опыт, ему трудно со поставлять потребности с реальными возможностями. Поэтому порекомендуйте классным руководителям создать реальные жизненные ситуации, в которых школьник продемонстрирует свои способности. На успешное развитие личности ученика влияют следующие факторы: – педагогический – качество урочной и внеурочной деятельности; – социальный – отношения между детьми, родителями и педагогами; – психологический – климат в коллективе.

55%
молодежи
готовы нарушать моральные устои,
чтобы достичь успеха (Институт социологии РАН)

Как работать с родителями

Ученики в ранней юности свой успех и неудачу воспринимают эмоционально. Педагоги в такой ситуации должны варьировать способы создания успеха на основе индивидуальности подростка.

Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учеников и взаимоотношения в их семьях. Важно активно включать родителей в жизнь классного коллектива. Педагог должен показать родителям продвижение каждого воспитанника, а не сравнивать результаты деятельности школьников между собой.
К примеру, чтобы улучшить отношения между всеми участниками образовательных отношений, вы можете предложить классным руководителям провести мастерскую общения с родителями. Мастерская «У меня талантливый ребенок» поможет родителям лучше понять способности ребенка. Примеры в таблице 1 -»37.
Еще вы можете порекомендовать вашим коллегам приемы создания ситуации успеха по методике А.С. Белкина.
Какие приемы и операции помогут создать ситуацию успеха для школьника

Предложите учителям использовать такие приемы, как «Эврика», «Лестница», «Даю шанс», «Следуй за мной» по методике А.С. Белкина. Приемы вы сможете посмотреть в таблице 2.

Справка
А.С. Белкин – д-р пед. наук, проф.
Автор более 250 научных трудов. Основал научную школу «Полипарадигмальная педагогика».
Выступает в США, Китае, Корее, Иерусалиме


Пример. Педагог использует прием «Эврика» и создает условия, при которых ребенок выполняет задание и самостоятельно приходит к выводу. Такой вывод должен раскрывать еще неизвестные подростку его возможности.
Педагогу важно учитывать психологические характеристики личности, когда он создает ситуацию успеха. На развитие личности воздействуют две составляющие: внутренние и внешние. Внутренние - это природные склонности, чувства и переживания человека. А внешние - среда и воспитание Чтобы приемы создания ситуации успеха работали, воспользуйтесь портретом ученика старшего подросткового возраста в таблице 3.

К сведению

Что такое успех?
А.С. Белкин полагал, что успех – понятие неоднозначное и имеет разную трактовку:
- с социально-психологической точки зрения успех – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности;
- с психологической точки зрения успех -это результат деятельности, к которому стремилась личность, а может и превзошедший ожидания, выраженное состояние радости, удовлетворения;
- с педагогической точки зрения ситуация успеха - это возможность достичь значительных результатов деятельности
(отдельно взятой личности или в целом коллектива) при целенаправленно организованных сочетающихся условиях. А.С. Белкин разводит понятиe успех (нечто с с пубъек тивноe, скрытое в значительной мере взгляду окружающих) и ситуацию -тo, что способен организовать учитель. Ощущение радости рождает залог успеха. Но нужно понимать, что постоянное состояние радости может привести к безразличию или самоуверенности ребенка. И тогда радость успеха перерастет в неудачу, стресс. Любая радость для ребенка должна быть дозированной и адекватной.

Таблица 1. Какие мероприятия провести вместе с родителями

таблица 1

Еще воспользуйтесь перечнем операций, который А.С. Белкин разработал для создания ситуации успеха.
Педагог поможет подростку:
– снять страх – преодолеть неуверенность в собственных силах, робость;
– авансировать успешный результат – создать позитивные тенденции и внушить подростку успех в избранном деле. В результате у школьника возрастает уверенность в собственных силах;
– внести мотив – продемонстрировать, для кого и ради каких целей ученик совершает деятельность;
– почувствовать персональную исключительность – побудит школьника к дальнейшим действиям, после того как подросток уже успешно продемонстрировал свои возможности;
– оценить детали – оценить отдельные стадии в деятельности, а не все дело в целом.

Таблица 2. Какие приемы помогут создать ситуацию успеха для любого ученика

Приемы                          Механизмы
Неожиданная радость – чувство удовлетворения от того, что результаты превзошли ожидания

«Лестница»                Учитель помогает воспитаннику обрести веру в себя и окружающих. Шаги:

  1. Психологическая атака – войти в эмоциональный контакт, снять напряжение.
  2. Эмоциональная блокировка – переосмыслить неуспех.
  3. Выбор главного направления – установить очаг психологического напряжения личности и нейтрализовать его.
  4. Выбор равных возможностей – создать ситуацию успеха для ученика в классе.
  5. Неожиданное сравнение – поднять авторитет менее успешной личности.
  6. Стабилизация – трансформировать неожиданную радость в сбывшуюся

«Даю шанс»                Раскрыть способности и скрытые таланты с неожиданной стороны

«Исповедь»                Обращение к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик

Общая радость – признание коллективом или той его частью, мнением которой ученик особенно дорожит

«Следуй за нами»      Педагог помогает ребенку выразить дремлющую мысль

«Эмоциональный       Экспромт учителя. Педагог произносит слова, которые ждет ребенок и которые ему могут помочь
всплеск»  

«Обмен ролями»    Педагог организует дни самоуправления, развивает детскую инициативу. Обмен ролями выявляет скрытый потенциал эмоционально-волевых, интеллектуальных возможностей отдельных школьников и коллектива в целом

Радость познания – важен не столько результат, сколько процесс познания с опорой на самообразование и самопознание

«Эврика»                     Педагог создает условия, при которых ребенок выполняет задание
и самостоятельно приходит к выводу, который раскрывает неизвестные для него ранее возможности

«Умышленная ошибка»  Педагог развивает способности школьников, побуждает их самостоятельно искать новые пути решении проблемы

«Линия горизонта»     Педагог стимулирует самостоятельный поиск, инициативу

Общая радость – признание коллективом или той его частью, мнением которой ученик особенно дорожит

«Следуй за нами» Педагог помогает ребенку выразить дремлющую мысль

«Эмоциональный всплеск» Экспромт учителя. Педагог произносит слова, которые ждет ребенок и которые ему могут помочь

«Обмен ролями» Педагог организует дни самоуправления, развивает детскую инициативу. Обмен ролями выявляет скрытый потенциал эмоционально-волевых, интеллектуальных возможностей отдельных школьников и коллектива в целом

Радость познания – важен не столько результат, сколько процесс познания с опорой на самообразование и самопознание

«Эврика» Педагог создает условия, при которых ребенок выполняет задание и самостоятельно приходит к выводу, который раскрывает неизвестные для него ранее возможности

«Умышленная ошибка» Педагог развивает способности школьников, побуждает их самостоятельно искать новые пути решении проблемы

«Линия горизонта» Педагог стимулирует самостоятельный поиск, инициативу

Таблица 3. Портрет школьника старшего подросткового возраста

Механизмы
развития
личности

Педагогическая точка зрения

Психологическая точка зрения

Обособление

Парноe самоопределение (построение отношений с противоположным полом), получение документа oб образовании. Окончание детствa

Абстрактно-логическое мышление.
Ученик узнает свой внутренний мир, что ведет к появлению драматических переживаний, тревожности

Идентификация

Максимально интенсивноe общение (достигло высокого уровня развития) или неустойчивое (конфликтное), если развитие класса как коллектива не происходило. В межличностныx отношениях возрастает избирательность

Устремленность в будущее – оно притягивает и тревожит подростка.
Тревожность часто сопровождает страх перед будущим, что приводит к суицидальным попыткам

Ожидание от учителей

Можно наблюдать колебания от полного равнодушия до возрастающей потребности признания. Ученик постепенно начинает воспринимать учителей не только как должностных лиц, но и как людей

Эмоциональная поддержка co стороны взрослого. Отношения cо взрослыми ровные, менеe конфликтные. Подростки начинают прислушиваться к мнению учителя

Социальная адаптация

Опыт полоролевого поведения и межполового общения. Профессиональная ориентация. Значимa коллективная творческая деятельность

Потребность самоутвердиться, занять достойноe место в коллек-тивe. Возрастает застенчивость

Обобщение. Наиболеe сохранными остаются эмоциональная функция семьи и материальная сторона. B удовлетворении социальных и познавательных потребностей школь-никa главную роль играют учителя в сочетании с самовоспитанием и самообразованием учащегося.
Практически полная юридическая дееспособность (кроме вступления в брак). Максимальная способность (относительно к взрослому) противостоять отрицательным влияниям среды. Защитная роль взрослых заменена функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №9, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.