Молодые специалисты часто теряются в догадках: куда направить свою энергию, каким образом выстроить работу, чтобы оказать квалифицированную психологическую помощь всем участникам образовательных отношений и чтобы результат был виден администрации образовательной организации?.. Не стоит ждать милостей от природы - проявите инициативу! Что делать? Приведем несколько рекомендаций.
О.Н. Рудякова, практический психолог
С чего начать? Выясните у администрации ожидания относительно вашей работы: для чего в образовательной организации нужен педагог-психолог, какой видится ваша деятельность, какие ожидаются результаты. Озвучьте основные направления своей деятельности и совместно с администрацией определите приоритетные направления, которые значимы «здесь и сейчас». Познакомьтесь с уставом, основными общеобразовательными программами, планом работы школы, обратите внимание на миссию, концепцию развития образовательной организации. Подумайте и предложите свои варианты ее раскрытия с точки зрения психологической составляющей. Сделайте пометки в плане работы школы. Подумайте, что вы готовы провести в рамках этих мероприятий. Например, в рамках месячника профилактики правонарушений среди несовершеннолетних вы проведете интерактивную интеллектуально-познавательную игру для учащихся 7-х классов «Последний герой», для учащихся 3-х классов «Психологический КВН». Запланируйте проведение недели психологии, где вы примете участие в классных часах, посетите родительские собрания, организуете, например, чайную церемонию для педагогического коллектива в рамках профилактики профессионального выгорания и т. п. Что это дает? При подготовке данных мероприятий вы будете взаимодействовать с администрацией, педагогическим коллективом, с детьми и родителями. Руководителю образовательной организации и его заместителям можно предложить участвовать в каких-либо мероприятиях - например, в качестве членов жюри. Затем, согласно нормативным документам, регламентирующим деятельность психолога, и той информации, которую вы получили ранее, составьте свой перспективный план работы на 6 месяцев. План обязательно должен содержать цель, которая созвучна миссии/концепции/программе развития образовательной организации и задачи, которые раскрывают суть - как психолог планирует достичь указанной цели. Два варианта, как составить план: 1) по направлениям деятельности; 2) по целевым группам (участникам образовательных отношений). Выбор за вами. Обратите внимание на форму плана работы школы. Желательно, чтобы ваша форма и школьная были подобными - это позволит администрации легко в нем ориентироваться. Предъявите готовый план на утверждение руководителю образовательной организации в двух экземплярах. Обсудите с администрацией вопрос организации своего рабочего места, и в частности оснащение кабинета. Проводя переговоры, помните о человеческом факторе и психологии менеджмента: все управленцы делают вложения тогда, когда есть обоснование (аргумент) и видимый результат. Учитесь говорить с руководителем на языке пользы/выгоды.
Схема проста: обозначьте, что необходимо вам I для чего это необходимо I что получит в результате школа Например: «(Имя, отчество руководителя), необходимо приобрести набор методических материалов (наименование) для организации коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников. Его использование в работе позволит нам повысить показатели успеваемости обучающихся ... классов и повысить уровень адаптации».
Важно!Формулируйте мысль позитивно, не используйте в речи частицу не, например: «Вы не могли бы...» - напрашивается ответ: «Нет». |
На двери кабинета разместите табличку с вашими Ф. И. О., ниже - циклограмму: режим работы кабинета (НЕ свой график!) - указываете те часы, когда вы в кабинете и к вам можно прийти, например на консультацию.
Информационные способы взаимодействия
Журналы учета видов работы. В них фиксируете ежедневные мероприятия, проводимые вами в течение года, проводите анализ проделанной за учебный год работы, получаете необходимые отчетные статистические данные. Журнал заводится на каждый вид деятельности: психодиагностику, консультирование, развивающую, коррекционную, просветительскую, экспертную и методическую работу. Допускается в одном журнале отвести определенное количество страниц на каждый вид деятельности.
Подсказки молодому психологу
1. Ваш начальник - руководитель образовательной организации. Ему вы подчиняетесь, ом дает указания. 2. Ознакомьтесь на сайте школы с правоустанавливающими документами, локальными актами. 3. Узнайте, какой видит вашу работу директор школы. 4. Детально оговорите с руководителем свои должностные обязанности. Предложите свой вариант деятельности. Например, с какой возрастной группой хотели бы работать. Обязательно - обоснуйте свое мнение. 5. Оговорите - кто и как будет контролировать вашу деятельность, сроки и формы текущей отчетности. 6. Обсудите распорядок работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы, 7. Обсудите свой годовой план работы с директором и его заместителями. 8. Руководитель образовательной организации обязательно заверяет подписью и печатью ваш годовой план и должностные обязанности.
|
Журнал - это документ, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога.
Как оформлять стенды?
Основной информационный стенд психолога в школе обновляется ежемесячно. Однако если он находится в самом отдаленном уголке школы, то кто его будет видеть, а уж тем более изучать размещенную на нем информацию... Чтобы о вас и вашей работе знали администрация, педагоги, учащиеся, родители, необходимо использовать те стенды, которые есть на территории образовательной организации. Например, есть стенд на первом этаже в холле. Договоритесь, чтобы один вкладыш выделили под «страничку психолога». Здесь вы разместите информацию для родителей о том, что в школе есть педагог-психолог - Ф. И. О., № кабинета, краткий план мероприятий, которые вы проводите с детьми в данном месяце, приглашение родителей на консультации в определенные время и дни недели. На стенде рядом с учительской, по договоренности с администрацией, вы можете размещать информацию для педагогического коллектива, например рекомендации по применению интерактивных методов на уроке, которые позволят активизировать познавательную деятельность учащихся среднего звена. Можно использовать стенды в кабинетах. Обсудив с классным руководителем, создайте страничку психолога и размещайте на ней информацию для учащихся, например рекомендации по психологической подготовке к экзаменам.
Алгоритм взаимодействия по направлениям деятельности
Рассмотрим несколько направлений - алгоритм идентичен. Если говорить о диагностической работе и вашем взаимодействии с администрацией, вы также занимаете активную позицию. Но прежде для определения возрастных категорий и количества групповых диагностических срезов полезно ознакомиться с положением о профилактических осмотрах детей, посещающих общеобразовательные учреждения, и внести в план работы именно эти срезы. Следует уточнить, есть ли необходимость в проведении тематических исследований с опорой на программу развития школы. На подготовительном этапе вы определяете: с кем проводите диагностику, что диагностируете, составляете диагностический пакет методик или пользуетесь уже готовыми и определяете, когда вы все проводите. Перед проведением диагностических мероприятий согласовываете день и время с педагогом (классным руководителем). Говорите с ним о пользе/выгоде данной процедуры и той поддержке, которую он получит по итогам: результаты и рекомендации, а также ваше участие в родительском собрании - чтобы проинформировать родителей. По итогам диагностических срезов вы проводите коррекционно-развивающую работу, повторный диагностический срез, чтобы проследить динамику изменений и каждый раз формируете отчеты для администрации.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ БУДЕТ ДАВАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ О ВАШЕЙ РАБОТЕ, ТЕМ САМЫМ ОКАЗЫВАЯ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У АДМИНИСТРАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ВАМ КАК К СПЕЦИАЛИСТУ
|
К отчетам прилагаете: рекомендации, план-конспект своих выступлений на родительских собраниях, результаты коррек- ционно-развивающей работы. Информировать администрацию вы можете лично и в письменной форме посредством деловой переписки.
Правила этического взаимодействия педагога-психолога с администрацией
Правило 1. Сообщать о сохранении профессиональной тайны в ситуации психодиагностического обследования. Администрации необходимо предоставлять результаты в общем виде. Правило 2. Руководствоваться нормами этического кодекса в случае расхождения между должностными обязанностями и нормами кодекса. Правило 3. Содействовать й оказывать помощь администрации образовательной организации. Правило 4. Строить взаимодействие с администрацией на основе уважения к работе других специалистов, независимо от их методических или теоретических предпочтений. Правило 5. По запросу администрации выполнять диагностическую, консультативную, коррекционную работу. Правило 6. Совместно с администрацией оптимизировать образовательный процесс, создавать комфортные условия для различной деятельности других участников образовательных отношений. Правило 7. Содействовать администрации в оптимизации стиля деятельности и управления, диагностики учащихся и педагогов, аттестации кадров, в учете возрастных и психологических особенностей для сохранения благоприятного микроклимата и психического здоровья.
|
К сведению
Лучше воспринимаются отчеты в краткой форме с использованием диаграмм и конкретных цифр, а все остальное переносится в приложения.
|
Итоги проведенной работы вы представляете учителям на методическом объединении или педагогическом совете. Спросите, а при чем здесь учителя? А кто как не они - люди, с которыми вы взаимодействуете чаще всего. Педагогический коллектив будет делиться своими впечатлениями о вас как о профессионале, давать руководителю обратную связь о вашей работе, тем самым оказывая определенное влияние на формирование у администрации отношения к вам как к специалисту в частности и человеку в целом.
Особенности составления отчетности
По итогам своей работы вы оформляете два документа: статистическую справку и аналитический отчет. Приведем рекомендации по их составлению.
Как оформить аналитический отчет и статистическую справку:
■ отразите все виды своей деятельности в соответствии с годовым планом работы и журналом учета; ■ включите качественно-количественные показатели по направлениям деятельности; ■ проанализируйте выполнение поставленных на год задач, укажите возникшие проблемы, считая их задачами следующего учебного года; ■ пропишите перспективы дальнейшей работы с учетом новых инструментально-методических средств, которыми вы овладели за отчетный период; ■ строго соблюдайте принцип анонимности и конфиденциальности - предоставляйте только общие результаты и сравнительные характеристики.
|
Будьте готовы к тому, что результаты своей работы вам необходимо будет представить не только в письменной форме но и подготовить выступление на педагогическом совете с красочной презентацией. Поэтому часть проведенных мероприятий запечатлите в виде фотоматериалов. Приложите их к отчету, используйте в презентации.
Резюме
Анализируя план работы школы, согласовывая свой перспективный план с концепцией развития образовательной организации I активно включаясь в работу, презентуя себя и свою профессию в пространстве образовательной организации I проводя переговоры с администрацией, педагогическим коллективом и родительской общественностью на языке пользы/выгоды I предоставляя своевременно отчетность в тех вариантах, которые были раскрыты ранее I ВЫ СМОЖЕТЕ I 1) влиться в новый педагогический коллектив как специалист; 2) вести переговоры с администрацией, достигая поставленной цели; 3) создать свой имидж профессионала в условиях данной образовательной организации среди участников образовательных отношений. Статья по теме Занятие с элементами тренинга для молодых специалистов на тему: «Повышение уверенности в себе»
|