На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома психоэмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома психоэмоционального выгорания»
Работа психолога с педагогическим коллективом - Тренинги с педагогами

Цель:
Профилактика психологического здоровья педагогов.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов..
2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.


Используемый материал:

Разноцветные листья деревьев, картина - ствол дерева, салфетки бумажные, веревочка, листы с изображением геометрических фигур, бланки для тестирования, мяч, банка стеклянная, камни, горох, песок, вода.


Ход тренинга:

Вводное слово психолога, разминка.
Тренер: Тренинг - это безопасное пространство для обучения. Важным фактором безопасности являются доверительная атмосфера, а также понятность всего происходящего. Для этого нам и нужны правила, которые позволяют задать формат, регламентировать и контролировать внутригрупповые процессы, происходящие во время тренинга. В каждой тренинговой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга. Основные правила представлены на следующем слайде.
Первое правило - Единая форма обращения друг к другу на "ты" (по имени). Для создания климата доверия в группе, предлагаю обращаться друг к другу на "ты", включая и меня.
Второе правило - Общение по принципу —здесь и теперь". Во время тренинга все говорят только о том, что волнует вас именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с вами в группе.
Третье правило - Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
Четвертое правило - Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа "Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..." заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении.
Пятое правило - Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
Шестое правило - «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
После того как вы услышали все правила, прошу вас рассаживайтесь поудобнее.
Игра - вступление «Укрась дерево»
Тренер: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
- Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
- Или Вы чувствуете усталость?
- Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Чтобы начать плодотворную работу, давайте посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.
(Я предлагаю взять по одному листочку)
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я прошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Первым может начать любой желающий.
(После того как все участники приклеят листочки к дереву тренер комментирует значение выбранного цвета).
Тренер: Теперь, когда все участники приклеили листочки, я вам
прокомментирую значение цвета, который каждый из Вас выбрал.
Синий цвет - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.
Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый - цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте. Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья. Серый - тревожность и негативное состояние.
Чёрный - защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир». Но главное помните, что красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий. Все в ваших руках!


Упражнение «Возьми салфетки»
Тренер: А сейчас давайте мы познакомимся с вами поближе.
Я передам по кругу пачку бумажных салфеток, возьмите, пожалуйста, себе немного.
Тренер: У всех в руках салфетки? Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, предлагаю на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас нужно представиться, называя себя только по имени, и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
Замечательно!
2. Сплочение группы, формирование доверия Упражнение —Порядковый счет"
Тренер: А сейчас давайте немного расслабимся, поиграем и проверим насколько участники доверительно относятся друг к другу.
Все сидят в кругу, один человек говорит "один" и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит "два" и смотрит на другого. Итак, пока счет не дойдет до 30.
Рефлексия:
Легко ли было установить зрительный контакт?
Как вы думаете человек, к которому вы передавали счет легко вас понимал?


Упражнение «Фигуры»
Тренер: Зрительный контакт мы установили. А сейчас мы проведем эксперимент, и узнаем умеем ли мы друг друга слушать.
Вся группа должна встать в круг. Берем в руки веревку и встаем так чтобы образовался правильный круг. Теперь закрывайте глаза и не подглядывайте. Постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать.
Тренер: Задание выполнено? Открывайте глаза. Как вы считаете вам удалось выполнить задание? (Выслушиваем ответы, но не комментируем их). Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Рефлексия:
Вы довольны результатом группы?
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
Какие выводы вы сделали из упражнения?


Упражнение «Арифметические действия»
Тренер: Сейчас я хочу вам показать плюсы партнерских отношений, сплоченной команды.
Все мы учились в школе и помним, что такое арифметические действия. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно будет по кругу делать арифметические действия, т.е. первый участник называет какое-либо число. Следующий по кругу должен назвать одно из четырех арифметических действий: мину, плюс, умножить, разделить.
Следующий за ним участник должен назвать какое - либо число. Следующий участник должен в уме посчитать результат и к получившемуся числу применить какое-либо арифметическое действие. Упражнение идет по кругу до тех пор, пока я не остановлю кого - нибудь и не спрошу: «Какое число получилось в результате всех предыдущих действий?» Начнем.
Рефлексия:
Скажите легко ли для вас прошло это упражнение? Почему?
Как вы думаете участники старались облегчить задачу друг другу?
А для чего это делалось
Значит ли это, что из нас получилась неплохая команда?


Упражнение «Фигуры»
Нужно написать свои положительные качества внутри каждой фигуры, изображенной на листе.
Интерпретация:
Прямоугольник - это качество придает устойчивость;
Овал - это качество нарисовано на лице;
Большой овал - это качество свойственно в наибольшей степени; Прямоугольник со скругленными углами - это качество помогает сглаживать острые углы во взаимоотношениях;
Растянутый узкий овал - это качество растягивается во все сферы жизни; Квадрат - это качество придает индивидуальность;
Вертикальный прямоугольник - это качество помогает расти;
Треугольник - качество, которое вы применяете по-разному;
Круг - качество, придающее внутреннюю гармонию;
Шестиугольник - ... На что похожа эта фигура? Какие ассоциации? Если алмаз, бриллиант - самое дорогое, ценное качество.
Комментарий: здесь можно порассуждать над тем, какое качество было написано первым, на какой фигуре возникли сложности, кто не заполнил одну или несколько фигур, почему и т.д.
Осознание и принятие своих чувств.


Упражнение «Мозговой штурм»
Тренер: Уважаемые участники, предлагаю Вам подумать и ответить на вопрос «Что нас всех объединяет?» (ответы участников тренинга)
Тренер: Действительно, все, что вы назвали, нас объединяет, но самое главное, что есть общего у нас это наша работа. А какие ассоциации вызывает у Вас слово "работа"? (ответы участников)
Тренер: Действительно, в коллективе есть педагоги, у которых эмоциональное состояние подходит к критической точке.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Простыми словами: Много работал, заболел и умер (умер не физически, а умер эмоционально).
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют некоторые известные вам признаки. Как в области чувств, так и в области мыслей и действий.
Этому феномену чаще подвержены всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Я наблюдала ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека. Сейчас предлагаю пройти тест на определение индекса психоэнергети ческой опустошённости.
Тренер: Обведите кружком цифру, соответствующую вашему отношению к каждому из высказываний. Подсчитайте количество набранных баллов.
Я вижу, что с тестом все закончили, посчитали свои балы, посмотрели внимательно интерпретацию.
Были ли вопросы, на которые вам сложно было ответить или наоборот, у вас нестабильное состояние, а здесь вы увидели ответ, почему это с вами происходит. Поделитесь с нами. (Высказывания участников).
Тренер: Вы поняли, что вас беспокоит. И вам срочно нужна помощь в преодолении стресса.


Упражнение «Выбор»
Тренер: Представьте, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент - повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Кто определился с ответом на вопрос, попрошу занять свои места рядом с соответствующими цифрами.
Интерпретация:
Если вы выбрали первый вариант, то вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства - уж вы - то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Каждый по - разному воспринял ситуацию с пончиком.
4.Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.
Тренер: Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:
^ С управлением дыхания
^ С управлением тонусов мышц, движением
^ С воздействием слова
^ С использованием образов

Естественные способы регуляции организма.
• длительный сон,
• вкусная еда,
• общение с природой и животными,
• движение,
• танцы,
• музыка,
• рисование,
• баня, сауна, массаж;
• горячая ванна с пеной;
• SPA-процедуры.
Тренер: Теперь хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. И люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».
Следующий способ - это самовнушение и самопоощрение.
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Тренер: «И сейчас уважаемые педагоги мы будем хвалить себя.


Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Тренер: Встаем в круг и бросаем соседнему участнику мяч со словами «Я хвалю себя за то, что ...» Итак пока мяч не вернется первому участнику. Кто желает начать?
Рефлексия:
Легко ли было подобрать качество, за которое вы себя можете похвалить? Понравилось ли вам это делать?
Все, кто желал высказались.
Тренер: Теперь я порошу вас занять свои места, сесть, успокоится, выдохнуть. Ведь не зря же во всех приемах на снятие эмоционального напряжения особое внимание уделяется своему дыханию.
Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Каждому человеку необходимо овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».


Упражнение «Полное дыхание»
Тренер: Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.
Задержите дыхание.
Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.
Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.
Повторяем упражнение пять раз.
Закончили. Скажите одним словом, что вы почувствовали, выполнив дыхательное упражнение. (Участники высказываются по кругу).
Тренер: Действительно, медленное и глубокое дыхание понижает
возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения. Совет: Начинайте свой день с дыхательной
гимнастики!
Развитие чувства собственной значимости.
Рефлексия «Мне сегодня...»
Каждый участник группы должен завершить фразу: "Мне сегодня...",
оправдались ли ваши ожидания?
Тренер: Сейчас я хотела бы чтобы вы все посмотрели на меня внимательно, я возьму стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (Ответили: да, полна) Сейчас я возьму банку гороха и высыплю её содержимое в большую банку, немного потрясу её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (Ответили: да, полна.)
Тогда я взяла коробку, наполненную песком, и насыпала его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.) Тогда из-под стола я достала кружку с водой и вылила её в банку до последней капли, размачивая песок.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
(Пожелание).
И на последок хотелось бы сказать, что в сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру и тогда гармония будет внутри вас. И не наступит эмоционального выгорания.
Берегите себя для себя! Благодарю всех за работу!
Источник: Сборник практических форм сопровождения педагогов и родителей ДОУ, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья и создания благоприятного психологического климата.
Часть 1. Оренбург, 2022

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.