Семинар-практикум с элементами тренинга планируется как первичный для учителей начальных классов. Количество участников - не более 15 человек, время проведения - 1час 40 минут.
Цель: профилактика буллинга в среде детей в образовательных организациях.
Задачи: 1. Ознакомление педагогов образовательных организаций с теоретическими основами такого явления, как буллинг. 2. Разработка алгоритма действий классного руководителя в ситуации определения буллинга. Оборудование: мультимедийное оборудование, мягкая игрушка. Ход семинара:
Вводное слово: сегодняшний семинар - практикум посвящен актуальной теме буллинга. Что это, как его определить и что дальше делать Вам, как педагогам, мы попробуем понять на сегодняшнем семинаре - практикуме. Наш семинар будет длиться 1 час 40 минут.
Упражнение «Ассоциации» (в кругу). Подобрать ассоциации к слову «буллинг». Назвать первое, что приходит в голову, когда слышите это слово. Игрушка передается по часовой либо против часовой стрелки. У кого игрушка в руках, тот называет ассоциацию. Некоторые педагоги могут ответить «просто иностранное слово», либо «затрудняюсь ответить». В этом случае не нужно пояснять, что это такое. При изучении теории используем презентацию (прил. 1). После просмотра презентации задаем вопросы по кругу: - Сталкивались ли вы когда-нибудь с буллингом, в тот период, когда были ребенком? - Что вы помните о том времени? - Какие чувства и эмоции ситуация вызывала у вас тогда? Предположительно большинство педагогов ответят «нет», но 2-3 человека обязательно вспомнят подобные ситуации, в которых сами были либо жертвой, либо наблюдателем. Если группа не идет на контакт, можно начать с себя (своя история может быть придумана). Основное упражнение. Участники делятся на мини-группы. В каждой группе по 3 человека. Один из участников группы - жертва, другой - преследователь, третий - наблюдатель. Кто и кем будет - участники выбирают сами (предлагаются перевернутые листочки с определенными ролями, педагоги вытягивают, не зная какая роль достанется). Группе необходимо придумать и разыграть ситуацию буллинга по тем ролям, которые им достались. Задача участников - обсудить ситуацию в мини-группе (5-7 минут). Каждая мини-группа представляет ассоциацию от лица каждого участника, определяет вид буллинга. Каждый участник, кроме объяснения своей роли в ситуации, говорит, какие чувства он испытывает. Это упражнение является основным в семинаре. В случае, если участникам сложно описать свою роль, необходимо помочь с помощью вопросов. Например: Вы в этой ситуации жертва, вам нравится быть жертвой?Почему? Вы в этой ситуации преследователь? Вас устраивает, что вы травите жертву? Почему? Вы в этой ситуации наблюдатель? Вам комфортно от того, что вы видите? Вы хотите что-то изменить? Как вы думаете, каким образом это можно сделать? Не во всех ситуациях прописан «наблюдатель», но он несомненно есть, в этом случае участник сам определяет, какой он из наблюдателей, на этом необходимо сделать акцент при раздаче ситуаций. Цель упражнения - помочь педагогам понять (почувствовать) причины поведения жертвы, наблюдателя, преследователя.
Разминка «Гражданская оборона». Способствует повышению групповой динамики. Участники прогуливаются по помещению. Ведущий выкрикивает фразу: «Внимание! На нас напали пираты (икота, угрызения совести и т.п.)». После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину маленьких ростом (женщин, блондинов и т.д.) и сказать хором: «Дадим отпор пиратам (икоте, угрызениям совести и т.п.)». Группа опять разбредается по помещению, и игра продолжается. Для использования в работе с классом можно предложить педагогам это упражнение, как направленное на сплочение коллектива).
После разминки - работа в круге: - Как вы считаете, какие сложившиеся ситуации в вашем классе могут привлечь ваше внимание? - По каким симптомам вы можете предположить, что в классе имеет место буллинг? В обсуждении желательно выйти на то, что педагог (классный руководитель) в первую очередь может определить проблему в классе методом наблюдения. В итоге обсуждения нужно сделать выводы. Возможно предложить на обсуждение варианты фиксирования наблюдений и временные рамки (2либо 4раза в год и т.д.)).
Работа в группах. Участники делятся на две группы. Первая группа предлагает варианты действий педагога после того, как определилось, что в классе существует буллинг. Вторая группа предлагает варианты действий, которые ни в коем случае не должен осуществлять педагог после того, как определилось, что в классе существует буллинг. Варианты двух групп записываются на доске (ватмане) и обсуждаются со всеми участниками. Ведущий подводит итог семинара. Рефлексия - Считаете ли вы информацию, которая представлена на семинаре нужной для себя? - Пригодится ли Вам эта информация в дальнейшей работе? - Прокомментируйте саму организацию и проведение семинара (по желанию). Источник: Профилактика буллинга с учетом индивидуально-личностных особенностей младших школьников: методические рекомендации / сост. К.И. Шишкина, Усенко Ю.С. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2021. - 84 с.
|