На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Как помочь педагогам преодолеть кризисные ситуации в общении
Как помочь педагогам преодолеть кризисные ситуации в общении
Работа с родителями - Тренинги для родителей

Программа занятий

Светлана Азарова, педагог-психолог высшей категории, МБУ «Школа № 94», г. о. Тольятти

В статье - тематический план программы. Программа занятий поможет педагогам сохранить собственное психологическое здоровье, развить умения конструктивно преодолевать кризисные ситуации.

В последнее время в СМИ все больше появляется информации, в которой учителя замечены в конфликтах. Работа педагога требует общения с родителями, школьниками, коллегами и администрацией. Эмоциональная включенность и одновременно контроль своих эмоций, требуют усилий, чтобы защитить психику от конфликтных ситуаций. Как педагог-психолог может помочь учителям предотвратить эмоциональное выгорание и сохранить психологическое здоровье? Рекомендуем проводить профилактические мероприятия и включить их в годовой план работы.
Предлагаем вам реализовать комплексную профилактическую программу для педагогов. Цель: оказать психолого-педагогическую поддержку в сохранении здоровья педагогов, развить умение конструктивно преодолевать кризисные ситуации.
План программы подразумевает три блока-направления: «Счастливый учитель - счастливый ученик», «С любовью к себе и делу», «Лабиринты конфликтов: тупики и решения». Каждый блок имеет свою цель и оценку эффективности, которая поможет проконтролировать усвоение педагогами программы -» 69. Вы можете реализовать один из блоков в зависимости от запроса на профилактическую работы.

Три блока-направления занятий по программе

1 блок

«Счастливый учитель — счастливый ученик»

Цель — повысить самооценку и самопринятие, развить самосознание педагогов, умение осознать и переживать положительные эмоции и чувства. Проведите данный блок в формате семинара-тренинга, чтобы сформировать позитивное отношение к себе и профессии, развить гибкость эмоционально-чувственной сферы педагогов. Рекомендуем провести этот блок первым, так как он дает возможность «снять» защитные барьеры и сопротивления для работы.
Оцените эффективность для педагога по критериям:
• активно участвует в семинаре-тренинге;
• принимает предлагаемые упражнения;
• позитивно высказывается во время обсуждения и рефлексии;
• сообщает о произошедших изменениях в отношениях и самосознании.

2 блок

«С любовью к себе и делу»

Цель — обучить подходам к самораскрытию, творческому выражению себя
в работе; овладеть способам разрешать конфликты. Проведите блок в формате
семинара-тренинга.
Оцените эффективность для педагога по критериям:
• педагог осознает собственные психологические защиты;
• проявляет открытость в общении;
• нормализуется уровень тревожности в общении;
• повышается уровень самооценки, проявляется гибкость в поведении.

3 блок

«Лабиринты конфликтов: тупики и решения»

Цель — научить педагогов диагностировать конфликт, его вид, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях, находить приемлемые пути разрешения конфликта. В теоретической части расскажите о причинах, по которым возникают конфликты, видах конфликтов и стилях поведения. В практической части обучите педагогов проводить мониторинг собственных эмоций и чувств в общении, составлять карту конфликтов. Проведите диагностику «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас).
Оцените эффективность для педагога по критериям:
• различает стиль поведения в конфликтных ситуациях;
• использует техники эффективного общения;
• проявляет эмпатию и эффективное слушание в общении, понимает значимость использования техник в профессиональной деятельности.

Образец плана

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

п/п

Тема

Всего часов

Форма контроля

Блок 1. Счастливый учитель - счастливый ученик

1.

Гигиена и экология души учителя как условие психологический безопасности образовательной среды. Реальность переживания чувства счастья

1

Беседа

1.1

Психологическая безопасность взаимодействия субъектов педагогического процесса как условие комфортности образовательной среды

0,3

1.2

Счастье как собственное понимание жизни. Реальность переживания чувства счастья: пять принципов и три кита счастья

0,7

2.

Техники и упражнения осознания ожиданий от жизни

2,5

Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений

2.1

Рефлексивные алгоритмы

0,5

2.2

Понятие «карта» и «территория». Мой вымысел, социальные стереотипы и реальность

2

3.

Техники и упражнения создания позитивного настроения -переживания счастья

2

Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений

3.1

Мониторинг эмоций и техники создания позитивного настроения (изнутри и извне)

0,8

3.2

Экзистенциальные переживания - единство с миром и с собой

0,7

3.3

Иерархия ценностей, мотивов, создание целостной картины реализованных и нереализованных потребностей как источников фрустрации

1

4.

Техники и упражнения осознания собственного жизненного потенциала

2

Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений

4.1

Самооценка и декларация самоценности

0,7

4.2

Жизненные устойчивость и гибкость

0,7

4.3

Место силы, мысли силы, убеждения силы как составляющие потенциала счастья

0,6

5.

Итоговый контроль

0,5

Рефлексивный отчет

Блок 2. С любовью к себе и делу

1.

Защитные механизмы человеческой психики

2

Зачетная беседа

1.1

Закономерности психологических механизмов защиты психики в особых, эксвизитных ситуациях, виды психологических защит, их природа, роль в развитии, деятельности и поведении личности человека в процессе его социализации

1

 

 

 

 

1.2

Формирование и особенности функционирования психологических защит, их бессознательным действием на основе первичных и вторичных механизмов, конфликта между «Я и мир», «Оно-Я-Сверх-Я»

0,5

 

1.3

Плюсы и минусы последствий использования психологических защит

0,5

 

2.

Особенности проявления и диагностики психологических защит

4

Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений

2.1

Признаки проявления защитных механизмов и отдельных техник психологической защиты в поведении и деятельности человека

1

2.2

Самодиагностика и экспертная диагностика проявления защит, «болевых точек» и индивидуально-типичных ситуаций

3

3.

Переоценка позиций и отношений с субъектами педагогического взаимодействия

4,5

Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений

3.1

Анализ причин «болевых точек» и индивидуально-типичных ситуаций

2,5

3.2

Переоценка отношений с субъектами педагогического взаимодействия и формирование новых убеждений и отношений

2

4.

Копинг-стратегии и компетентностный подход к защите психики в сложных ситуациях взаимодействия

5

Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений

4.1

Отличие психологических защит и копинг-стратегий

0,5

4.2

Коррекция негативных последствий запуска и действия неосознанных психологических защит

1,5

4.3

Формирование компетентностей по защите психики педагога в связи с особенностями профессионального взаимодействия, связанными с высокой энерго, психозатратной, стрес-соопасной деятельностью

2,5

5.

Итоговый контроль

0,5

Рефлексивный отчет

Блок 3. Лабиринты конфликтов: тупики и решения

1.

Конфликты, причины их возникновения и виды конфликтов

3

Зачетная беседа

1.1

Причины конфликтов как рассогласование между желаемым и действительным в реальном взаимодействии с другими

1

1.2

Виды конфликтов: реальные, нереальные, горизонтальные, вертикальные, межличностные, производственные

1

1.3

Ошибки учителя, приводящие к конфликту

1

2

Стили поведения в конфликтных ситуациях, их диагностика, возможности и последствия

4

Зачетная беседа

2.1

Стили поведения в конфликтных ситуациях: соперничество (конфронтация), приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. «Сетка К. Томаса»

2

 

2.2

Тест К. Томаса. Возможности и недостатки каждого из стилей. Особенности проявления каждого стиля в педагогическом взаимодействии со всеми субъектами

2

 

 

 

 

 

3.

Техники анализа конфликтных ситуаций

3

Анализ рефлексив­ных отчетов о выполне­нии упражне­ний

3.1

Картография конфликтов

1

3.2

Расширение кругозора (снятие «шор», обозначение стереоти­пов поведения: конфликт с разных точек зрения и в долго­срочной перспективе)

2,5

3.3

Определение стиля поведения в конфликте и его причины

0,5

4.

Позитивное разрешение конфликтов с применением техник эффективного общения

5,5

Анализ рефлексив­ных отчетов о выполне­нии упражне­ний

4.1

Творческие возможности конфликта: позиция «выиграть -выиграть», конфликт как новая возможность

1

4.2

Эмпатия, мониторинг эмоций и управление эмоциями. Готовность разрешать конфликты

0,5

4.3

Понимание истинной сущности конфликта (активное слуша­ние). Выработка альтернатив: совместный творческий поиск (переговоры)

2

4.4

Техники противостояния влиянию. Техники «Я-сообщение»

2

5

Итоговый контроль

0,5

Рефлексивный отчет

Итого часов

40

 

Источник: Справочник педагога-психолога, №3, 2019г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.