Программа занятий
Светлана Азарова, педагог-психолог высшей категории, МБУ «Школа № 94», г. о. Тольятти
В статье - тематический план программы. Программа занятий поможет педагогам сохранить собственное психологическое здоровье, развить умения конструктивно преодолевать кризисные ситуации.
В последнее время в СМИ все больше появляется информации, в которой учителя замечены в конфликтах. Работа педагога требует общения с родителями, школьниками, коллегами и администрацией. Эмоциональная включенность и одновременно контроль своих эмоций, требуют усилий, чтобы защитить психику от конфликтных ситуаций. Как педагог-психолог может помочь учителям предотвратить эмоциональное выгорание и сохранить психологическое здоровье? Рекомендуем проводить профилактические мероприятия и включить их в годовой план работы. Предлагаем вам реализовать комплексную профилактическую программу для педагогов. Цель: оказать психолого-педагогическую поддержку в сохранении здоровья педагогов, развить умение конструктивно преодолевать кризисные ситуации. План программы подразумевает три блока-направления: «Счастливый учитель - счастливый ученик», «С любовью к себе и делу», «Лабиринты конфликтов: тупики и решения». Каждый блок имеет свою цель и оценку эффективности, которая поможет проконтролировать усвоение педагогами программы -» 69. Вы можете реализовать один из блоков в зависимости от запроса на профилактическую работы.
Три блока-направления занятий по программе
1 блок
«Счастливый учитель — счастливый ученик»
|
Цель — повысить самооценку и самопринятие, развить самосознание педагогов, умение осознать и переживать положительные эмоции и чувства. Проведите данный блок в формате семинара-тренинга, чтобы сформировать позитивное отношение к себе и профессии, развить гибкость эмоционально-чувственной сферы педагогов. Рекомендуем провести этот блок первым, так как он дает возможность «снять» защитные барьеры и сопротивления для работы. Оцените эффективность для педагога по критериям: • активно участвует в семинаре-тренинге; • принимает предлагаемые упражнения; • позитивно высказывается во время обсуждения и рефлексии; • сообщает о произошедших изменениях в отношениях и самосознании.
2 блок
«С любовью к себе и делу»
|
Цель — обучить подходам к самораскрытию, творческому выражению себя в работе; овладеть способам разрешать конфликты. Проведите блок в формате семинара-тренинга. Оцените эффективность для педагога по критериям: • педагог осознает собственные психологические защиты; • проявляет открытость в общении; • нормализуется уровень тревожности в общении; • повышается уровень самооценки, проявляется гибкость в поведении.
3 блок
«Лабиринты конфликтов: тупики и решения»
|
Цель — научить педагогов диагностировать конфликт, его вид, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях, находить приемлемые пути разрешения конфликта. В теоретической части расскажите о причинах, по которым возникают конфликты, видах конфликтов и стилях поведения. В практической части обучите педагогов проводить мониторинг собственных эмоций и чувств в общении, составлять карту конфликтов. Проведите диагностику «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас). Оцените эффективность для педагога по критериям: • различает стиль поведения в конфликтных ситуациях; • использует техники эффективного общения; • проявляет эмпатию и эффективное слушание в общении, понимает значимость использования техник в профессиональной деятельности.
Образец плана
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
п/п
|
Тема
|
Всего часов
|
Форма контроля
|
Блок 1. Счастливый учитель - счастливый ученик
|
1.
|
Гигиена и экология души учителя как условие психологический безопасности образовательной среды. Реальность переживания чувства счастья
|
1
|
Беседа
|
1.1
|
Психологическая безопасность взаимодействия субъектов педагогического процесса как условие комфортности образовательной среды
|
0,3
|
1.2
|
Счастье как собственное понимание жизни. Реальность переживания чувства счастья: пять принципов и три кита счастья
|
0,7
|
2.
|
Техники и упражнения осознания ожиданий от жизни
|
2,5
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
2.1
|
Рефлексивные алгоритмы
|
0,5
|
2.2
|
Понятие «карта» и «территория». Мой вымысел, социальные стереотипы и реальность
|
2
|
3.
|
Техники и упражнения создания позитивного настроения -переживания счастья
|
2
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
3.1
|
Мониторинг эмоций и техники создания позитивного настроения (изнутри и извне)
|
0,8
|
3.2
|
Экзистенциальные переживания - единство с миром и с собой
|
0,7
|
3.3
|
Иерархия ценностей, мотивов, создание целостной картины реализованных и нереализованных потребностей как источников фрустрации
|
1
|
4.
|
Техники и упражнения осознания собственного жизненного потенциала
|
2
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
4.1
|
Самооценка и декларация самоценности
|
0,7
|
4.2
|
Жизненные устойчивость и гибкость
|
0,7
|
4.3
|
Место силы, мысли силы, убеждения силы как составляющие потенциала счастья
|
0,6
|
5.
|
Итоговый контроль
|
0,5
|
Рефлексивный отчет
|
Блок 2. С любовью к себе и делу
|
1.
|
Защитные механизмы человеческой психики
|
2
|
Зачетная беседа
|
1.1
|
Закономерности психологических механизмов защиты психики в особых, эксвизитных ситуациях, виды психологических защит, их природа, роль в развитии, деятельности и поведении личности человека в процессе его социализации
|
1
|
|
|
|
|
1.2
|
Формирование и особенности функционирования психологических защит, их бессознательным действием на основе первичных и вторичных механизмов, конфликта между «Я и мир», «Оно-Я-Сверх-Я»
|
0,5
|
|
1.3
|
Плюсы и минусы последствий использования психологических защит
|
0,5
|
|
2.
|
Особенности проявления и диагностики психологических защит
|
4
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
2.1
|
Признаки проявления защитных механизмов и отдельных техник психологической защиты в поведении и деятельности человека
|
1
|
2.2
|
Самодиагностика и экспертная диагностика проявления защит, «болевых точек» и индивидуально-типичных ситуаций
|
3
|
3.
|
Переоценка позиций и отношений с субъектами педагогического взаимодействия
|
4,5
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
3.1
|
Анализ причин «болевых точек» и индивидуально-типичных ситуаций
|
2,5
|
3.2
|
Переоценка отношений с субъектами педагогического взаимодействия и формирование новых убеждений и отношений
|
2
|
4.
|
Копинг-стратегии и компетентностный подход к защите психики в сложных ситуациях взаимодействия
|
5
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
4.1
|
Отличие психологических защит и копинг-стратегий
|
0,5
|
4.2
|
Коррекция негативных последствий запуска и действия неосознанных психологических защит
|
1,5
|
4.3
|
Формирование компетентностей по защите психики педагога в связи с особенностями профессионального взаимодействия, связанными с высокой энерго, психозатратной, стрес-соопасной деятельностью
|
2,5
|
5.
|
Итоговый контроль
|
0,5
|
Рефлексивный отчет
|
Блок 3. Лабиринты конфликтов: тупики и решения
|
1.
|
Конфликты, причины их возникновения и виды конфликтов
|
3
|
Зачетная беседа
|
1.1
|
Причины конфликтов как рассогласование между желаемым и действительным в реальном взаимодействии с другими
|
1
|
1.2
|
Виды конфликтов: реальные, нереальные, горизонтальные, вертикальные, межличностные, производственные
|
1
|
1.3
|
Ошибки учителя, приводящие к конфликту
|
1
|
2
|
Стили поведения в конфликтных ситуациях, их диагностика, возможности и последствия
|
4
|
Зачетная беседа
|
2.1
|
Стили поведения в конфликтных ситуациях: соперничество (конфронтация), приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. «Сетка К. Томаса»
|
2
|
|
2.2
|
Тест К. Томаса. Возможности и недостатки каждого из стилей. Особенности проявления каждого стиля в педагогическом взаимодействии со всеми субъектами
|
2
|
|
|
|
|
|
3.
|
Техники анализа конфликтных ситуаций
|
3
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
3.1
|
Картография конфликтов
|
1
|
3.2
|
Расширение кругозора (снятие «шор», обозначение стереотипов поведения: конфликт с разных точек зрения и в долгосрочной перспективе)
|
2,5
|
3.3
|
Определение стиля поведения в конфликте и его причины
|
0,5
|
4.
|
Позитивное разрешение конфликтов с применением техник эффективного общения
|
5,5
|
Анализ рефлексивных отчетов о выполнении упражнений
|
4.1
|
Творческие возможности конфликта: позиция «выиграть -выиграть», конфликт как новая возможность
|
1
|
4.2
|
Эмпатия, мониторинг эмоций и управление эмоциями. Готовность разрешать конфликты
|
0,5
|
4.3
|
Понимание истинной сущности конфликта (активное слушание). Выработка альтернатив: совместный творческий поиск (переговоры)
|
2
|
4.4
|
Техники противостояния влиянию. Техники «Я-сообщение»
|
2
|
5
|
Итоговый контроль
|
0,5
|
Рефлексивный отчет
|
Итого часов
|
40
|
|
Источник: Справочник педагога-психолога, №3, 2019г |