Белявцева Л.В., Ахновская Л.Н. воспитатели МБДОУДС №22 « Улыбка» Белгородская область, г. Старый Оскол Цель: Познакомить родителей с технологией «Мнемотехника», которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Задачи: • Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений; • познакомить родителей с «мнемотехникой»; • показать приемы использования «мнемотехники» в процессе заучивания стихотворений с дошкольниками в условиях семейного воспитания.
Участники: родители детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Оборудование: ноутбук, презентация «Мнемотехника для дошкольников», микрофон, образцы мнемоквадрата, мнемодорожки и мнемотаблицы, 2 листа формата А-3, цветные карандаши, нарисованные детьми две мнемотаблицы, «смайлики», ручки. Предварительная работа: анкетирование родителей по вопросам выбора способа заучивания стихотворения с ребенком.
Ход мастер-класса
1. Подготовительный этап. Все когда-то сталкивались с проблемой заучивания стихотворения с ребенком. Для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низким уровнем внимания, трудностями запоминания, быстрой утомляемостью, истощаемостью, постоянной отвлеченностью, гиперактивностью, заучивание наизусть особенно актуально. По результатам анкетирования выявлено, что при заучивании стихотворения с ребенком большинство из Вас ограничиваются многократным повторением текста, а в итоге дети теряют интерес к этой деятельности. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Чтобы заученное стихотворение запомнилось быстро и надолго, необходимо использовать стимулирующие приемы. Сегодня предлагаем обратить внимание на приемы «мнемотехники», которые можно использовать при заучивании стихотворения с детьми дома, что особенно важно для детей с ТНР. Как превратить процесс заучивания стихотворения в непринужденную игру, в интересную для ребенка деятельность? Об этом мы сегодня и поговорим. 2. Основной этап. Что же такое «мнемотехника»? Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Данная технология используется с детьми дошкольного возраста как система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Вариант мнемотехники - мнемотаблица. Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Презентация поможет нам с Вами всё узнать о мнемотаблице (просмотр презентации). Виды мнемотаблиц от самой простой до самой сложной: • мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом; • мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию; • мнемотаблица - более сложная конструкция из множества мнемоквадра- тов, состоящая из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текста, например, стихотворения. Начинается работа с простейших мнемоквадратов (рисунка-символа). Так проводится работа над словом. Например, дается слово «девочка», ее символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать». Далее можно предложить выстроить мнемодорожку-зрительный ряд, составленный по тексту стихотворения. Это является мощным активизатором для запоминания стихотворения и помогает устанавливать связь между словом и картинкой, вспомнить рифмованные слова, удержать в памяти последовательность событий. Для малышей используются иллюстрации, изображающие сюжеты или героев стихотворения. А для детей старшего возраста можно использовать графические изображения или ассоциативные символы-образы, которые придумывают сами дети (приём мнемотехники). Можно «перепутать» картинки для того, чтобы дети сами воспроизвели ряд в соответствии с необходимой последовательностью. И самая сложная структура - это мнемотаблица. Для детей до 5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток, а со старшими дошкольниками можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Уважаемые родители, попробуем с Вами применить приемы «мнемотехники» на практике. 1. «Рисунок-символ» Предлагаем каждому из Вас нарисовать свои ассоциативные рисунки- символы на слова: «дом», «деревня», «снег», «санки», «гора», «сугроб», «снег», «смех» ... (из стихотворения И. Сурикова «Детство»). 2. «Зрительный ряд» Предлагаем каждому из Вас составить свою мнемодорожку на строки стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом. 3. «Зашифрованное стихотворение» Предлагаем Вам разделиться на две группы по цвету эмблем, лежащих рядом с Вами. Каждой группе мы даем по одной мнемотаблице, нарисованной вашими детьми. Теперь ваша задача - определить, что это за стихотворение и выразительно прочитать его по мнемотаблице. В результате творческой работы родителей в группах определяются стихотворения: «Наша Таня громко плачет» и «Зайку бросила хозяйка» А. Барто. 4. «Рисуем стихотворение» Каждой группе родителей дается по одному стихотворению: «Посидим в тишине» Е. Благинина и «Котенок» С. Г ородецкий). Задача родителей - попробовать составить к стихотворению мнемотаблицу. Мнемотаблица может состоять из 8-16 мнемоквадратов. Затем одна группа родителей определяет, что это за стихотворение по составленной другой группой родителей мнемотаблице и наоборот. Рефлексия. Уважаемые родители, нам было приятно с Вами сотрудничать! А Вам? Выберите, пожалуйста, соответствующий вашему настроению «смайлик» и на обратной стороне напишите нескольких словах.
ЛИТЕРАТУРА 1. Гурьева, Н.А. Год до школы. Развиваем память / Н.А. Гурьева. - СПб.: Светлячок, 2000. - 109 с. 2. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам / Н. Чохонелидзе. - М.: Карапуз, 2006. - 24 с. Источник : Современная образовательная организация от «А» до «Я» : сборник С 56 методических материалов. Серия № 2 / под общ. ред. А.А. Жерновой. - Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. - 404 с.
|