На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Мастер-класс для родителей «Заучивание стихотворений с ребенком»
Мастер-класс для родителей «Заучивание стихотворений с ребенком»
Работа с родителями - Тренинги для родителей

Белявцева Л.В., Ахновская Л.Н.
воспитатели МБДОУДС №22 « Улыбка» Белгородская область, г. Старый Оскол
Цель: Познакомить родителей с технологией «Мнемотехника», которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
• Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений;
• познакомить родителей с «мнемотехникой»;
• показать приемы использования «мнемотехники» в процессе заучивания стихотворений с дошкольниками в условиях семейного воспитания.

Участники: родители детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Оборудование: ноутбук, презентация «Мнемотехника для дошкольников», микрофон, образцы мнемоквадрата, мнемодорожки и мнемотаблицы, 2 листа формата А-3, цветные карандаши, нарисованные детьми две мнемотаблицы, «смайлики», ручки.
Предварительная работа: анкетирование родителей по вопросам выбора способа заучивания стихотворения с ребенком.

Ход мастер-класса

1. Подготовительный этап.
Все когда-то сталкивались с проблемой заучивания стихотворения с ребенком. Для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низким уровнем внимания, трудностями запоминания, быстрой утомляемостью, истощаемостью, постоянной отвлеченностью, гиперактивностью, заучивание наизусть особенно актуально. По результатам анкетирования выявлено, что при заучивании стихотворения с ребенком большинство из Вас ограничиваются многократным повторением текста, а в итоге дети теряют интерес к этой деятельности. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Чтобы заученное стихотворение запомнилось быстро и надолго, необходимо использовать стимулирующие приемы. Сегодня предлагаем обратить внимание на приемы «мнемотехники», которые можно использовать при заучивании стихотворения с детьми дома, что особенно важно для детей с ТНР. Как превратить процесс заучивания стихотворения в непринужденную игру, в интересную для ребенка деятельность? Об этом мы сегодня и поговорим.
2. Основной этап.
Что же такое «мнемотехника»? Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Данная технология используется с детьми дошкольного возраста как система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Вариант мнемотехники - мнемотаблица. Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Презентация поможет нам с Вами всё узнать о мнемотаблице (просмотр презентации). Виды мнемотаблиц от самой простой до самой сложной:
• мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом;
• мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию;
• мнемотаблица - более сложная конструкция из множества мнемоквадра- тов, состоящая из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текста, например, стихотворения.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов (рисунка-символа). Так проводится работа над словом. Например, дается слово «девочка», ее символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать». Далее можно предложить выстроить мнемодорожку-зрительный ряд, составленный по тексту стихотворения. Это является мощным активизатором для запоминания стихотворения и помогает устанавливать связь между словом и картинкой, вспомнить рифмованные слова, удержать в памяти последовательность событий. Для малышей используются иллюстрации, изображающие сюжеты или героев стихотворения. А для детей старшего возраста можно использовать графические изображения или ассоциативные символы-образы, которые придумывают сами дети (приём мнемотехники). Можно «перепутать» картинки для того, чтобы дети сами воспроизвели ряд в соответствии с необходимой последовательностью. И самая сложная структура - это мнемотаблица. Для детей до 5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток, а со старшими дошкольниками можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей ребенка.
Уважаемые родители, попробуем с Вами применить приемы «мнемотехники» на практике.
1. «Рисунок-символ»
Предлагаем каждому из Вас нарисовать свои ассоциативные рисунки- символы на слова: «дом», «деревня», «снег», «санки», «гора», «сугроб», «снег», «смех» ... (из стихотворения И. Сурикова «Детство»).
2. «Зрительный ряд»
Предлагаем каждому из Вас составить свою мнемодорожку на строки стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
3. «Зашифрованное стихотворение»
Предлагаем Вам разделиться на две группы по цвету эмблем, лежащих рядом с Вами. Каждой группе мы даем по одной мнемотаблице, нарисованной вашими детьми. Теперь ваша задача - определить, что это за стихотворение и выразительно прочитать его по мнемотаблице. В результате творческой работы родителей в группах определяются стихотворения: «Наша Таня громко плачет» и «Зайку бросила хозяйка» А. Барто.
4. «Рисуем стихотворение»
Каждой группе родителей дается по одному стихотворению: «Посидим в тишине» Е. Благинина и «Котенок» С. Г ородецкий). Задача родителей - попробовать составить к стихотворению мнемотаблицу. Мнемотаблица может состоять из 8-16 мнемоквадратов. Затем одна группа родителей определяет, что это за стихотворение по составленной другой группой родителей мнемотаблице и наоборот.
Рефлексия. Уважаемые родители, нам было приятно с Вами сотрудничать! А Вам? Выберите, пожалуйста, соответствующий вашему настроению «смайлик» и на обратной стороне напишите нескольких словах.


ЛИТЕРАТУРА
1. Гурьева, Н.А. Год до школы. Развиваем память / Н.А. Гурьева. - СПб.: Светлячок, 2000. - 109 с.
2. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам / Н. Чохонелидзе. - М.: Карапуз, 2006. - 24 с.

Источник : Современная образовательная организация от «А» до «Я» : сборник С 56 методических материалов. Серия № 2 / под общ. ред. А.А. Жерновой. - Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. - 404 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.