На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Рекомендации по психологической работе с неблагополучными семьями разного типа
Рекомендации по психологической работе с неблагополучными семьями разного типа
Работа с родителями - Неблагополучная семья

1. Алкогольная семья


Процесс налаживания контакта с алкогольной семьей
Здесь необходимо помнить о следующем: к сожалению, далеко не всегда семья просит о помощи и мотивирована на принятие помощи извне. Часто приходится затрачивать много ресурсов, работая с немотивированной семьей. На вопрос о проблемах в такой семье ее члены отвечают, что проблем нет. Либо не считают их достаточно серьезными, либо просто не желают их разрешать, или не знают, как это сделать. Признаки такой семьи:


- отрицание проблем;
- отказ от помощи;
- нежелание сотрудничать.
Общие принципы подхода следующие:
- выяснить, может ли сама семья определять необходимость в помощи;
- исходить из простого принципа: «Не навреди!». Сотрудничество - это взаимный процесс;
- быть «активным», но не агрессивным в предложении семье своей помощи;
- помнить, что у семьи могут быть веские причины для такого поведения. Причины должны быть понятными для специалиста, хотя и не обязательно он должен с ними соглашаться.
Семья, как правило, находится в состоянии психологической защиты, что проявляется по-разному. Иногда можно даже не разобраться, что за агрессивностью, «отсутствием мамы дома» скрывается обычная реакция психологической защиты. Необходимо помнить, что для семьи - это наиболее приемлемый способ справиться с ситуацией. Поэтому данную реакцию следует принять, а не воевать с ней. В данной ситуации не лучший способ налаживания контакта с семьей - объяснять истинное положение вещей и ситуацию, в которой оказалась семья. Все это, конечно, нужно и важно далее. Но только позже:
- когда семья начнет вам доверять;
- когда будет согласна с вами сотрудничать.
Итак, самое важное в начале работы с семьей - это налаживание контакта. При первой встрече с семьей следует:
- объяснить, что хорошего может получить семья от вашего взаимодействия. Семья может принять объяснение, а может - нет;
- спросить, в какой помощи семья нуждается и согласна ли она сотрудничать. Необходимо помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
- проверить, как члены семьи поняли и восприняли информацию;
- узнать, каким семья видит ваше сотрудничество;
- оценить качество контакта с семьей.
Цель этой встречи - показать семье, что вы не являетесь для нее опасными и настроены на сотрудничество. Во время первой встречи не стоит:
- сосредоточивать особое внимание на проблемах семьи, если семья сама не готова о них говорить;
- говорить, что правильно, а что не правильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;
- форсировать события: семья может оказаться неготовой и будет защищаться.
Встреча с семьей - не одноразовая акция, а долгая систематическая работа, которую следует довести до логического завершения (в том числе и с точки зрения семьи). Поэтому предлагается следующая схема планирования работы с алкогольной семьей.
Планирование работы с семьей, отягощенной алкогольной зависимостью
При исследовании функционирования семьи стоит обратить внимание:
- на гомеостаз семьи (неизменность, уравновешенность семейной системы);
- на семейные правила и нормы (касающиеся прав и обязанностей, поведения членов семьи);
- на гибкость семьи (насколько семья способна принимать изменения);
- на семейную динамику (внешние и внутренние границы, структуру власти, эмоциональность, ценности и убеждения, роли в семье, стиль общения, сильные стороны семьи).
Планирование работы с семьей. В работе с семьей следует исходить из принципа, что вмешательство должно быть спланировано. Планирование помогает двигаться в нужном направлении. Элементы планирования:
- Цель работы: формулирование ожидаемого результата; формулирование общего направления.
- Задачи работы: конкретны, их возможно измерить; необходимы для достижения цели; описывают, что должно быть выполнено.
- План вмешательства: описывает необходимые ступени и конкретную деятельность для достижения поставленных целей и задач.
- Действия (кто, что будет делать).
- Время выполнения действия.
В процессе работы уже на ранних этапах выявляется необходимость обучения семьи новым навыкам. Алкогольная семья чаще всего сталкивается со следующими социальными проблемами:
- гигиена жилища и места обитания;
- уход за детьми;
- воспитание детей;
- поиск работы;
- оформление документов;
- алкогольная зависимость;
- умение решать проблемы.
Специалисту на данном этапе работы необходимо помочь семье обрести социальные навыки в русле вышеуказанных социальных проблем. Для этого ему необходимо самому обладать информацией по возможности решения данных проблем. Например, он должен разъяснить членам семьи возможные варианты борьбы с алкогольной зависимостью и созависимостью, посоветовать, куда с данными проблемами можно обратиться, предоставить выбор различных методов.
При анализе эффективности достигнутых результатов постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Достигнуты ли цели, определенные в плане?
- Какие цели достигнуты?
- Стабильны ли изменения?
- Может ли семья в дальнейшем самостоятельно справляться со своими проблемами?
- Выражает ли семья еще потребность в помощи?
При закрытии работы с семьей следует учитывать следующие моменты:
- Подведение итогов вместе с семьей.
- Положительная обратная связь: констатация того, что семья проделала большую работу.
- Перечисление достижений семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.
- Возможность обращаться за помощью в последующем.
- Существующие системы поддержки семьи (где и в каких случаях возможно получить помощь, поддержку).
Общая схема планирования работы с алкогольной семьей представлена на рис. 2.

 

алкоголизм

Рис. 2. Схема планирования работы с алкогольной семьей

Помимо работы с семьей, отягощенной алкогольной зависимостью, необходимо оказывать особую психологическую поддержку детям алкогольно-зависимых родителей.
Детей из алкогольной семьи необходимо окружить заботой и вниманием. Необходимо помнить, что даже если они хорошо себя ведут и учатся, их психика, безусловно, травмирована и постоянно подвержена перенапряжениям. Поэтому любое неосторожное замечание, нетактичное обращение, даже жалость и сочувствие окружающих могут тяжело переживаться ими, вызывая непредсказуемые поступки.
Педагогам нужно постараться, чтобы такой ребенок имел дело по душе (в кружках, секциях); помочь ему занять достойное место в коллективе класса - дать интересное общественное поручение; следить, чтобы он не отставал в учебе (организовать помощь или, если надо, предоставить возможность готовить уроки в школе), нормально питался и т.п.
Особое внимание следует уделять этим детям во время школьных каникул, в праздники. Например, организатор по воспитательной работе может объединить таких ребят из разных классов для совместных экскурсий, походов, развлечений, чтобы отвлечь от тягостных домашних впечатлений. Школе необходимо заботиться о летнем отдыхе детей из семей, где существует проблема алкоголя [30].


2. Криминальная семья


Криминогенное влияние со стороны семьи
Дефекты правовой социализации наблюдаются «по вине» семьи в следующих случаях:
1) родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или асоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение детьми норм асоциального поведения;
2) родители словесно придерживаются нравственных общепринятых норм поведения, но совершают действия, им противоречащие. В этом случае у детей воспитываются аморальные установки;
3) родители применяют неправильные методы воспитания.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.
Криминогенная семья - семья, члены которой совершают преступления. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал.
Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.
Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а также драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психическую травму.
Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоционального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам. Оказавшись в позиции изолированных, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях.
В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения, когда практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации.
В итоге формируется асоциальная личность. Формирование такой личности происходит в виде реакции протеста и связанным с ней отрицанием общепринятых нравственно-правовых норм [34].


Психологическая работа с криминальными семьями


Помощь криминальным семьям должна быть направлена на изменение психологической атмосферы в семьях, улучшение условий проживания, воспитания и развития несовершеннолетнего, ослабление отрицательного психологического воздействия семейного неблагополучия, обеспечение необходимых условий для успешной социализации ребенка в обществе.
Для решения проблем криминальных семей требуется:
- осознание важности и необходимости работы с неблагополучными семьями;
- междисциплинарный, системный подход к проблеме;
- профессионализм сотрудников, работающих с неблагополучными семьями;
- знание специалистами по работе с неблагополучной семьей основных принципов этой работы: сохранение целостности семьи, необвинительный подход, доверительный контакт с подопечными, сбор точной и объективной информации о семье (анализ семейного окружения), выяснение позитивного потенциала семьи и опора на него, рост жизнеспособности и социальной компетентности семьи, ответственность за результаты своей работы.
Этапы работы психолога с неблагополучной семьей представлены ниже.
1. Сбор информации о семье: состав семьи, характеристика внешних и внутренних контактов, нормы, ценности, представления семьи, способности и возможности семьи, уровень материального обеспечения, особенности организации быта, состояние здоровья, образ жизни семьи. Отнесение неблагополучной семьи к определенному типу. На этом этапе активно используется экспертный опрос воспитателя, педагога, классного руководителя, соседей, а также лиц, знакомых с положением дел в семье. Анализ полученных данных о неблагополучной семье проводится методом обобщения независимых характеристик.
2. Знакомство с неблагополучной семьей. Выяснение объективных причин семейного неблагополучия. Определение основных семейных проблем с учетом объективных данных и ранее имеющихся. Объяснение родителям со стороны специалиста некоторых определяющих основ межчеловеческих взаимоотношений. Данное объяснение необходимо потому, что внешние признаки поведения ребенка - гнев, раздражительность, агрессия, страх, обида, плач, а также связанные с ними переживания, поступки детей, курение, употребление ПАВ, наркотизация, пьянство, бродяжничество, проституция и т.п. - часто являются вторичными. Истинная причина нередко кроется гораздо глубже - в семье. Следовательно, за каждым деструктивным поступком необходимо искать нереализованную потребность.
3. Создание позитивной мотивации по выходу из кризиса (осознание семьей необходимости перемен, выдвижение реально достижимых целей, продвижение в разрешении проблем, укрепление семьей веры в собственные цели, движение в русле позитивных стремлений подопечных).
4. Психолого-педагогическая поддержка неблагополучной семьи.


Практические рекомендации по работе с криминальными семьями
1. Наблюдение за семьей и беседа с ее членами психолога, социального педагога, классного руководителя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних.
2. В случае отклонений в поведении родителей - постановка семьи на учет в ИДН, ОВД.
3. Оказание психологической и психиатрической помощи отбывшему
наказание члену семьи: семейное консультирование, социально
психологический тренинг, музыкотерапия, позитивная психотерапия, когнитивная психотерапия, логотерапия, психодрама.
4. В случае привлечения несовершеннолетнего к криминалу и неэффективности проделанной работы - лишение родительских прав [5].


3. Неполная семья

Обычно мать или отец вынуждены воспитывать ребенка в одиночку, пройдя через развод, овдовев или оказавшись брошенным своим супругом. И самым тяжелым в произошедших переменах кажется гнет ответственности: теперь она целиком ложится на одни плечи. Роль оставшегося с детьми родителя стремительно меняется, ведь у единого во всех лицах воспитателя и защитника возникает целый ряд новых обязанностей. Как справиться с этими обязанностями, как помочь детям приспособиться к новым условиям? Очевидно, что только упорно и терпеливо двигаясь вперед, преодолевая трудности переходного периода, можно успешно совершить путь из старой семьи в новую, на который уйдет не один год. Понимание природы переходного периода может помочь родителю-одиночке подготовиться и достойно переносить трудности, с которыми и ему, и детям, скорее всего, придется столкнуться.
Первый этап адаптации - самый болезненный, когда нужно свыкнуться с мыслью, что прежние родственные связи безвозвратно утеряны. Ядро семьи, разрушенное разводом, любимый супруг и родитель, унесенный смертью, мужчина, обещавший вечную любовь и внезапно исчезнувший, - эта боль еще долго будет напоминать о себе. Разрыв сильных эмоциональных связей не происходит сразу и легко. Потребуются время и силы.
Прощание с прошлым - первая половина переходного периода. Это осознание перемен, освобождение от боли, оплакивание утраты. Вслед за ней наступает вторая - вживание в новое. От детей, у которых умер один из родителей, эта вторая фаза требует принять жизнь на совершенно отличных от прежних условиях. Так как условия эти нежелательны, дети часто продолжают искать опору в сопротивлении, чтобы отдалить необходимость приспосабливаться к переменам. Вначале они могут отрицать эти условия, отказываясь принимать новые требования, которые предъявляют к ним взрослые. Отказ дает возможность выиграть время, пока дети не почувствуют себя достаточно сильными, чтобы начать выбираться из скорлупы отчуждения, устанавливать связи и выстраивать новую жизнь взамен навсегда утраченной.
Принимая, хотя и неохотно, новую реальность, они, тем не менее, часто отказываются полностью подчиниться ей, упорно продолжая тосковать по прошлому. Нередко дети с полным равнодушием относятся к требованиям, предъявляемым к ним дома, в школе и в обществе. Такое поведение позволяет им привыкать к новому, не связывая себя до поры какими-либо обязательствами.
И, наконец, приняв необходимость жить в изменившихся условиях, дети приспосабливаются к новым обстоятельствам. Но пройдет еще немало времени, прежде чем они начнут исследовать новые возможности, возникшие в их жизни, экспериментируя со свободами, которых прежде в ней не было. Адаптация к новой реальности - это вторая фаза переходного периода. Ребенок соглашается взять на себя определенные обязательства и детально исследует перемены, происшедшие в его жизни. И в первой, и во второй фазе родитель-одиночка должен быть готов к сопротивлению переменам со стороны детей и относиться к нему с пониманием.
Во время первой фазы мама (или папа) сочувствует ребенку в его утрате, помогает понять, с чем из прошлого ему тяжелее всего расстаться. Проговаривая вслух то, что его тревожит сильнее всего, ребенок освобождается от негативных эмоций, страха и боли. Во время второй стадии родитель мягко, но последовательно ставит ребенка перед новой реальностью, акцентируя обсуждение на том, с чем ему труднее всего справиться в изменившейся ситуации. Родитель-одиночка рассказывает о проблемах, о том, как их разрешать. Каждый человек идет своим путем, борясь с собственными трудностями. То, что сложно одному, например, завести новых друзей, другому дается без труда. В то же время этот другой может продолжать плакать по ночам, тогда как первый давно уже справился со своим горем. Каждый член семьи должен иметь возможность прокладывать свою дорогу в переходный период. Но если и через два-три года кто-то из членов семьи никак не может адаптироваться к изменившимся условиям жизни, значит, скорее всего, самому ему не справиться. Тогда лучше обратиться за консультацией к специалисту, который поможет завершить переходный процесс.
Переход к жизни в неполной семье ставит перед необходимостью, во- первых, освободиться от оберегаемых дорогих связей с прошлым и, во- вторых, встретить новое. Расставание с прошлым часто причиняет страдания, а будущее страшит, вызывая чувство неуверенности.
Чтобы смягчить страх перед неизвестностью, родитель-одиночка и ребенок должны вместе сформулировать свои ожидания, попробовать заглянуть в будущее, ответить на вопрос: «Какой будет наша новая жизнь?»


Психологическая помощь ребенку в ситуации развода родителей


Сталкиваясь с переменами, связанными с разводом родителей, дети должны знать, на что могут рассчитывать во время долгого периода замешательства, чего ждать от матери и отца. Вот почему родитель-одиночка должен установить четкие границы дозволенного поведения и режим, которые будут служить ребенку опорой и обеспечат чувство защищенности. Налаженное (чем скорее, тем лучше) родителем, ушедшим из семьи, регулярное общение идет ребенку только на пользу. Когда в семье происходят перемены, ребенок хочет знать, что его ждет.
Родителю-одиночке полезно до конца осознать совершившиеся в его жизни перемены, связанные с новой ситуацией и бывшим супругом. Это означает необходимость смириться с переменами, на которые, как это ни прискорбно, он не может повлиять. Поддерживать в себе нереалистичные ожидания в сложившихся обстоятельствах очень вредно. Это может привести к стрессу, а в жизни и без того хватает проблем. Дополнительная эмоциональная травма совершенно нежелательна. Родитель-одиночка обязательно должен помочь детям осознать реальные факты и не надеяться на невозможное. Это легко сделать, предложив детям ответить три простых вопроса:
1. Как ты думаешь, как мы будем жить теперь, после развода?
2. На что ты теперь надеешься?
3. Как ты думаешь, о чем нам нужно теперь договориться? Чего бы ты хотел?
Задавая такие вопросы, можно прояснить ожидания и развеять те из них, что явно нереалистичны и не могут оправдаться.


Детям иногда бывает трудно выразить свои чувства словами. Побуждайте их к разговору. Постарайтесь спокойно поговорить с каждым ребенком о том, что он думает о вашем разводе. Можно постепенно обсудить многие вопросы, к примеру:
1. Чего он боится больше всего на свете?
2. Что сделала мама неправильно?
3. Что сделал папа неправильно?
4. Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так?
5. Есть ли кто-то, с кем он хотел бы поговорить?
6. Может ли он сам спланировать время, чтобы встречаться с отцом, родственниками, друзьями?
7. Как бы он предпочел проводить каникулы, праздники?
8. Можете ли вы быть лучшей мамой?
9. Есть ли такая же возможность у отца?
10. Что ребенку больше всего нравилось в вашей совместной жизни? А не нравилось?
11. За то время, что вы живете одни, что хорошего случилось? А плохого?
12. Плачет ли ребенок, когда он один?
13. Чего, на его взгляд, ждут от него родители? А чего опасаются?


У вас могут быть и другие вопросы, но задавайте их постепенно, путь это не будет похоже на отчет ребенка перед вами. Вместе с тем вам следует знать и помнить несколько простых правил, которые помогут вам и вашему ребенку быстрее справиться с трудной жизненной ситуацией, связанной с разводом.
1. Никогда не решайте супружеские конфликты за счет ребенка.
2. Не лгите ребенку и всегда объясняйте, что происходит в семье.
3. Нужно ли говорит о разводе? Обязательно: постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам; тем более, что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает.
4. С какого возраста ребенку можно сказать о разводе? Примерно с трех лет. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами не будет, но вы будете иногда ездить к бабушке, а папа - приходить к вам. Подростку можно сказать больше, однако не следует вдаваться в подробности («разлюбил, изменил, оказался подлецом»). Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем мал, то отложите разговор до того момента, когда у ребенка возникнут вопросы об отце.
5. Когда ставить ребенка в известность? Только когда событие уже свершилось или, по крайней мере, принято безоговорочное решение, а не предварять развод разговорами о нем с детьми.
6. Кто должен сообщать решение? Самое правильное, если это сделаете вы - мама ребенка, так как он будет продолжать жить с вами. Если вы ему не скажете, всегда найдется доброжелатель, который скажет ему сам, но уже другими словами, а доверие будет утеряно.
7. В какой форме говорить? Любой сложный разговор стоит затевать только тогда, когда вы в состоянии все обсудить спокойно.
8. О чем говорить, а о чем умолчать? Все зависит от возраста ребенка. В любом случае нужно понятно и доступно объяснить ему ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не говорить, как не говорить и о других случаях, когда поступки мужа унижали ваше достоинство. Вполне возможно, что вопроса «Почему?» не последует вовсе, так как дети склонны принимать обстоятельства такими, какие они есть.
9. Сколько раз говорить? Обычно достаточно одного разговора, но он должен быть серьезным и исчерпывающим. Не отказывайтесь отвечать на вопросы ребенка, если они у него возникнут.
10. Постарайтесь контролировать себя и воздержаться от типичных ошибок разводящихся родителей. Для этого запомните три «нельзя»:
- Нельзя обвинять во всем супруга при ребенке (для которого он не плохой муж, а папа).
- Нельзя обвинять в происходящем других родственников.
- Нельзя обвинять самого ребенка в том, что случилось.
11. Попытайтесь помочь ребенку обрести душевное равновесие в разбитой семье. Заверьте, что отец любит его. Скажите, что так бывает с очень многими людьми, и потому пусть лучше будет так, как есть.
12. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Хотя это и нелегко и не предписано законом, стоит иметь подобное обстоятельство в виду. Малыша непременно нужно подготовить к тому, что ему придется жить только с мамой.
13. Постарайтесь не менять место жительства чаще, чем это необходимо. Ребенок теперь больше, чем когда-либо нуждается в сохранении старых дружеских связей.
14. Не забирайте ребенка из прежней школы сразу же после разделения семьи или развода. Он и так чувствует себя покинутым одним из родителей, а Вы только усилите это ощущение.
15. Помогайте ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас.
16. Постарайтесь по возможности проще разрешать возможные разногласия с вашими родителями по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат вам свою помощь, и вы будете принимать ее гораздо чаще, чем вам хотелось бы. Каждый конфликт с ними пойдет во вред ребенку, будет рождать у него неуверенность и выводить вас из себя.
17. Если ребенок уже не маленький, создайте ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими мужчинами. Школы, спортивные лагеря, разного рода лекции позволят ему общаться с мужчинами, которые в какой-то мере смогут восполнить дефицит отцовского воспитания.
18. Не пытайтесь быть одновременно и матерью, и отцом для своего ребенка. вам это не удастся. вы останетесь только матерью, сделаете ребенка еще более зависимым от вас и создадите путаницу в его представлении о том, что должен делать в жизни мужчина, а что - женщина. Чем дольше станете откладывать новое замужество, тем сложнее Вам будет свыкнуться с этой мыслью и тем труднее примет нового отца ваш ребенок.
19. Если вы хотите, чтобы чувство радости ничем не омрачалось, никогда не сравнивайте при ребенке отчима и отца.
20. Никогда не наказывайте ребенка путем изоляции его от других членов семьи и не лишайте возможности быть рядом с вами.
Возможно, в настоящий момент в душе ваших детей идет борьба между обидой на отца и любовью к нему. вам кажется, обида столь глубока, что любовь не может победить? Не будьте столь самоуверенны, не думайте, что лучше знаете чувства своих детей. Стоит проверить их, применив следующий психологический тест «Плохой муж или хороший отец?»
Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем предложите ответить своему ребенку-подростку. Если ваш ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы самому отвечать на вопросы, то опросите его мягким и спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов. Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой вы просто последовательно задаете ребенку вопросы. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет». Просуммируйте положительные ответы - отдельно
собственные и по результатам ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница между ними не превышает 5 баллов, значит, вы хорошо чувствуете настроение своего ребенка и у вас нет противоречий в отношении к отцу. Если результаты ребенка ниже ваших больше чем на 5 баллов - отец для ребенка значит мало; развод можно пережить, но поневоле задумаешься, а как на самом деле он относится к матери? Если результаты ребенка выше ваших больше чем на 5 баллов - значит, вы недооцениваете его привязанности к отцу, и к его мнению тем более стоит прислушаться.
Очень интересно предложить этот тест детям, если их в семье несколько: результаты многое откроют для вас в семейных отношениях.


Таблица 2
Тест «Плохой муж или хороший отец?»

Тест для мамы

Тест для ребенка

1. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок любит проводить время с отцом?

1. Любишь ли ты бывать с папой?

2. Рассказывает ли Ваш ребенок об отце своим друзьям?

2. Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе?

3. Нравится ли Вашему ребенку ходить вместе с отцом в гости, поход, театр, гулять и т.д.?

3. Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости, поход, театр, гулять и т.д.?

4. Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нравится что-нибудь делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать Вам)?

4. Нравится ли тебе что-либо делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать маме)?

5. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок гордится своим отцом?

5. Ты гордишься своим папой?

6. Считаете ли Вы, что ребенку нравится, когда отец ему что- либо объясняет, учит чему-либо?

6. Нравится ли тебе, когда папа что-нибудь тебе объясняет, учит чему-либо?

7. Разговаривает ли отец с ребенком о его делах и друзьях?

7. Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах и друзьях?

8. Часто ли хвалит отец ребенка?

8. Часто ли тебя хвалит папа?

9. Справедливо ли наказывает отец ребенка?

9. Справедливо ли тебя папа наказывает?

10. Любит ли приласкаться Ваш ребенок к отцу (обнять, поцеловать)?

10. Ты любишь приласкаться к папе (обнять, поцеловать)?

11. Считаете ли Вы, что отец строг с ребенком?

11. Как, по-твоему, папа строгий?

12. Часто ли Ваш ребенок обижается на отца?

12. Ты часто обижаешься на папу?

13. Как, по-вашему, обращает ли отец внимание на внешний вид ребенка?

13. Папа обращает внимание на твой внешний вид?

14. Считаете ли Вы, что отец хочет быть примером для Вашего ребенка?

14. Хочет ли папа быть примером для тебя?

15. Считаете ли Вы, что отец приветлив и внимателен к ребенку?

15. Твой папа приветлив и внимателен к тебе?


Особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье подростки. Когда в душе подростка зарождается острая тоска по романтической любви, он неожиданно сталкивается с ее непостоянством. Юношеская любовь трепетна и пуглива, ее легко разрушить, отвергнув или оскорбив. Развод родителей, пришедшийся на такой период, рождает тревожность. Если родители разлюбили друг друга, значит, любовь вообще не вечна? Почему проходит любовь? Что убивает ее? Если терять любовь так больно, может быть, лучше совсем не пускать ее в свою душу и тем самым избежать травмы? Разрушенный брак родителей приносит подростку сильное разочарование в жизни [39].


4. Семьи с деструкциями детско-родительских отношений


Отношение к ребенку у родителей, испытывавших трудности в воспитании, имеет определенные особенности, которые отчасти и обусловливают эти трудности, независимо или вдобавок к клинико-психологическому статусу ребенка.
Искаженное родительское отношение может быть предметом психологической коррекции. Существует множество приемов и техник работы с родительским отношением к ребенку. А.Я. Варга предлагает разделить их на три группы, в основу разделения положив объект психотерапевтического воздействия.
1. В центре внимания психолога - взаимоотношения родителей и детей. Цель психологической коррекции - наладить теплые, взаимопонимающие отношения в семье и дать членам семьи психологические средства построения таких отношений в дальнейшем. Эта цель может быть достигнута в ходе совместной психологической коррекции всей семьи. В ней могут принимать участие родители и дети от 9 лет. Психолог встречается со всей семьей и работает над взаимоотношениями членов семьи в определенной последовательности. Первый этап совместной семейной терапии - этап «центрации» на ребенке. Ребенок получает возможность высказать все свои претензии и обиды к родителям, а также соображения по поводу общесемейных проблем. Второй этап - коррекция детско-родительских отношений, когда ребенок, освобожденный от груза обид и без пут своей внутрисемейной позиции, может отнестись к своим родителям как равный и взглянуть на свои взаимоотношения с ними непредвзято. Последний этап - центрация на супружеских взаимоотношениях.
Существует несколько модификаций метода совместной психологической коррекции всей семьи. В частности, Е.В.Новикова и В.А.Смехов ввели в курс терапии всей семьи видеокоррекционные упражнения, которые значительно повышают эффективность психокоррекционной работы с семьей.
Другой метод работы над взаимоотношениями детей и родителей - транзактный анализ. При его использовании внимание практический психолог уделяет анализу отдельных конкретных взаимодействий родителя с ребенком - так называемых транзакций, показывает их скрытый смысл и конфликтогенный характер, учит доброжелательному общению на равных позициях.
2. Вторая группа приемов учит родителей конкретным поведенческим навыкам в общении с ребенком: как хвалить, как наказывать, как играть, как добиваться послушания. Обычно применяется психокоррекционная парадигма, состоящая из двух этапов. На первом диагностическом этапе психолог наблюдает за контактом родителя с ребенком. В результате этих наблюдений он составляет карту родительских «провалов», т.е. список того, что данный родитель не умеет делать со своим ребенком: играть, кормить, наказывать и т.п. На втором этапе начинается обучение родителя конкретным навыкам обращения с ребенком в форме немедленной обратной связи. Родитель как-то общается с ребенком, а психотерапевт скрыто наблюдает за этим общением и управляет действиями родителей. Общаясь с ребенком дома, родитель упрочивает полученные навыки. К этой же группе методов можно отнести консультирование родителей со стороны психолога, который занимается психотерапией ребенка, по поводу того, как поступить с ребенком в тех или иных конкретных случаях.
3. Третий тип методов направлен на повышение общей родительской компетентности. Как правило, это групповая работа с родителями, в ходе которой у родителей обогащается арсенал воздействия на ребенка, они начинают лучше понимать детей, адекватизируют свои ожидания и требования. Родительские группы могут быть свободными и структурированными. В свободной группе родители обсуждают свои проблемы в форме свободной дискуссии. Ведущий психолог присутствует при обсуждении на правах участника, впрочем, более компетентного и опытного. В структурированных группах темы для обсуждения предлагает ведущий. Кроме тем ведущий предлагает ряд специально подобранных ролевых игр. Дополнительно существуют домашние задания - в форме сочинений на определенные темы, или поведенческие упражнения с детьми. Ведущий четко формулирует участникам цели упражнений и рассказывает о средствах достижения этих целей.
Разным искаженным типам родительского отношения адекватны разные психокоррекционные процедуры. Например, симбиотический и сим- биотически-авторитарный типы родительских отношений достаточно эффективно корректируются с помощью таких методов, как совместная психологическая коррекция всей семьи и транзактный анализ; а отвергающе- авторитарный тип родительского отношения может быть успешно исправлен при двухэтапной работе, на первом этапе которой используется метод групповой коррекции родительских отношений.


Психологическая работа с симбиотическим типом родительского отношения


По личностным особенностям эту группу детей можно разбить на две подгруппы. В первую группу будут относиться дети с низкой самооценкой, низким уровнем притязаний и повышенным уровнем тревоги, со страхом принятия решений, двигательной заторможенностью. В общении они оказываются покладистыми и бесконфликтными. Они не бунтуют против сложившегося стиля семейного воспитания, вырастают робкими и пассивными. Как правило, именно эти последние свойства и беспокоят их родителей. Дома царят мир и единодушие, но в коллективе сверстников этих детей обычно обижают, и они не умеют постоять за себя.
Другую группу детей, напротив, отличают стеничность, импульсивность, неспособность владеть своими аффектами, низкая самооценка и неустойчивый уровень притязаний. Их родители жалуются, что дети неуправляемы, часто поступают назло. Содержание внутреннего психологического конфликта можно выразить такой словесной формулой: «Хочу признания окружающих, но не могу его добиться, т.к. я ничтожество». При симбиотическом типе родительского отношения любые проявления самостоятельности и инициативности пресекаются, т.к. идут вразрез с требованием душевной близости. В связи с этим у ребенка развивается чувство своей неполноценности, неумелости, ничтожности. Эти переживания накладывают неизгладимый отпечаток на формирующуюся личность ребенка, лишают его возможности в дальнейшем адекватно оценивать свой жизненный опыт и опираться на него при оценке себя.
Совместная психологическая коррекция всей семьи и транзактный анализ позволяют прямо адресоваться к взаимоотношениям детей и родителей и достаточно эффективно снимают последствия симбиотического типа для детско-родительских взаимоотношений.
Например, в консультацию обратилась женщина по поводу сына 12 лет. Она жаловалась на то, что не может справиться с ним, заставить его соблюдать режим дня, есть по утрам, вставать с постели (мальчик учится во вторую смену). Миша часто грубит, как ей кажется, многие свои безобразия делает назло. Мама обращается с Мишей очень мягко, не наказывает, «во всем идет ему навстречу», что в реальности означает потворствующую гиперопеку. Так, портфель для Миши собирает мама, постель, в которой спит 12-летний мальчик, разбирает и собирает мама. Более того, мама не работает, объясняя это состоянием Мишиного здоровья. Содержание всей ее жизни - Миша и его дела, здоровье, успехи и неудачи. Психокоррекционная работа велась в двух направлениях. Во-первых, ребенок проходил курс снятия невротической реакции, а во-вторых, проводилась работа с родительским отношением мамы; с причиной, вызвавшей такое симбиотическое родительское отношение - нарушенными супружескими взаимоотношениями. Эта вторая часть психокоррекционной работы строилась поэтапно.
На первом этапе проводились встречи со всей семьей, в течение которых Миша высказывал свои претензии к матери и отцу. Впрочем, осознаваемые претензии у него были только к отцу: «Чуть что - ты сразу за ремень. Тебе ничего нельзя объяснить. Ты не сдерживаешь свои обещания - обещал железную дорогу купить и не покупаешь!». Миша тянулся к отцу, нуждался в мужском обществе. Общению Миши и папы невольно мешала мама - она не оставляла их вдвоем; все время критиковала отца за резкость, «защищала дорогого мальчика». Было предложено, чтобы по воскресениям мама уезжала на это время к бабушке. Через некоторое время была куплена железная дорога, которая и заполнила досуг мужчин к обоюдному удовлетворению.
Так у Миши и его отца стали появляться совместно переживаемые положительные эмоции, которые объединили их. В дальнейшем на этой основе стали развиваться прочные взаимоотношения: папа стал вникать в дела и интересы сына, помогал ему в школьных занятиях. Миша стал бывать у отца на работе в вычислительном центре и увлекся программированием. На фоне столь благополучного контакта Миши и его папы мамино состояние резко ухудшилось. Она стала плаксивой, раздражительной. На таком исходном фоне начался второй этап психологической коррекции - собственно супружеская терапия. В результате психологической работы супружеские отношения стали более теплыми, симбиотические тенденции матери заметно снизились.


Психологическая работа с отвергающе-авторитарным типом родительского отношения


Отвергающе-авторитарный тип родительского отношения характеризуется негативным, холодным отношением к ребенку. Родитель приписывает ребенку неудачливость, инфантильные ценности в увлечения, жестко контролирует поведение ребенка. Проявления этого родительского отношения противоречивы - то ребенок подвергается злобному преследованию, то унизительной жалости. Не говоря о том, что такое родительское отношение патогенно для нормального психического развития ребенка, оно само по себе исключает возможность установления взаимопонимания и теплых, хороших отношений с ребенком просто в силу своего характера. Коррекционная работа с этим типом родительского отношения проводится в два этапа. Первый этап - это работа с собственно родительским отношением. Она осуществляется методом параллельного группового ведения. Цель первого этапа состоит в том, чтобы отделить собственно родительские проблемы от личных проблем. За таким типом родительского отношения, как правило, кроются либо личные, либо супружеские проблемы самих родителей, которые щедро привносятся в отношения с ребенком. Первый этап считается законченным, если родитель осознает патогенность своего родительского отношения для ребенка, а также сможет проследить вклад личных и супружеских факторов в его формирование. Тогда психолог получает возможность перейти ко второму этапу работы, т.е. к коррекции личностных или супружеских проблем этих людей.
Для повышения эффективного группового метода психокоррекционной работы групповая работа с родителями проводится параллельно с игровой коррекцией нарушений поведения детей. Семья - это целостная система. Именно поэтому психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психотерапии родителя или только ребенка. Для того чтобы снять эти проблемы, и особенно превентировать возможности их возвращения, необходима параллельная психокоррекционная работа как с родителями, так и с детьми. Какие бы положительные перемены ни происходили с ребенком в игровой группе, возвращаясь в семью, он не в состоянии нарушить тот аномальный гомеостаз, который способствовал возникновению и упрочению психологических проблем у ребенка. Родители должны быть подготовлены к адекватному восприятию перемен в поведении ребенка, должны ясно осознавать свою личную роль в перестройке семейных взаимоотношений. Материал, получаемый при работе с детьми, часто используется в работе с родителями с помощью специально разработанных для этого приемов. Такое параллельное ведение позволяет увеличить эффективность родительской группы, делает ее конкретной, приближенной к реальной проблеме детей и взаимоотношений с ними.
Содержание родительской группы направлено на повышение сензитив- ности родителя к ребенку, выработку более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, связанных с данным возрастом, ликвидацию педагогической неграмотности, расширение арсенала средств общения с ребенком. Помимо этих общих эффектов, параллельное ведение позволяет осуществить ряд специальных целей: получить и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает семейную ситуацию в целом, как воспринимает родителей. В каждое занятие с родителями включается рассказ о событиях в детской группе. Так, родители получают возможность следить за динамикой детского поведения. Нередко описание детского поведения служит основой для обсуждения поведения родителей на родительской группе. Также в целях повышения эффективности родительской группы вводятся элементы видеокоррекции. Благодаря этому приему родители получают возможность увидеть и неосознаваемые элементы своего поведения. Они впервые видят реакцию детей на самих себя как бы со стороны.
Например, в работе одной из групп принимали участие родители, испытывающие трудности в воспитании детей и обратившиеся за помощью в Консультативный центр психологической помощи семье. Дети были в возрасте от 7 до 10 лет. К участию в группе приглашались оба родителя, но обязательно было участие одного. В группе участвовало 7 матерей. Жалобы были довольно однообразными: практически все матери жаловались на трудности управления своими детьми, на взаимное непонимание, хронические конфликты. У детей не было признаков нарушения психического развития. Родители воспринимают своих детей не приспособленными, не счастливыми. Им кажется, что дети не добьются успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей. Им кажется, что поведение детей отклоняется от нормы, что у них серьезные психологические проблемы. Родители часто чувствуют по отношению к ребенку раздражение и досаду. Они все время задаются вопросом: «Кто мой ребенок - ненормальный или бандит, испорченный?». Для предупреждения дурных поступков они мелочно контролируют и опекают ребенка, привязывают его к себе, «чтобы оградить внешнюю среду от этого хулигана». При этом никакой системы разумных требований к детям не существует.
Занятия группы проводились один раз в неделю в течение 4 часов. Курс групповой коррекции занимал примерно 40 часов. Занятия с родителями начинались с процедуры знакомства. Родители по кругу называли себя и рассказывали о тех трудностях в воспитании ребенка, которые привели их в Консультативный центр. Ведущие психологи просили рассказать, какого результата они ждут от посещения занятий группы, а также как они полагают, каковы причины возникновения этих трудностей. Обычно этим исчерпывалось первое занятие. Затем, на дальнейших занятиях, обсуждались следующие примерные темы в рабочих формулировках:
1. Мы (т.е. родители - участники группы) и наши родители, семейные линии, воспроизводство отношений и конфликтов.
2. Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить, наши страхи становятся страхами детей.
3. Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания - в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.
4. Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей. Как ребенок мешает нам жить. Амбивалентность в отношениях с детьми. Оптимальная дистанция в обращении с детьми.
5. Наши конфликты с детьми (здесь включается элемент проигрывания ролей).
Далее предлагаемые темы возникают из обсуждения материала проигрывания.
6. Стереотипные взаимодействия с детьми, их выявление.
7. Привнесение добавочного, неадекватного аффекта в отношения с детьми, эмоциональные «счета» к ребенку.
8. Как мы наказываем детей. Эффективные и неэффективные наказания. Роль ярлыков. Когда следует наказывать детей.
Следующие темы для обсуждения складываются под влиянием материала, получаемого в параллельной детской группе.
9. На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми, роль тактильного контакта.
10. Какими нас видят дети: обсуждение детских рисунков «Родители в виде несуществующих животных».
11. Семья как ее видят дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».


Результаты такой работы с родителями выражаются в следующих эффектах.
1. Ликвидируется педагогическая и психологическая безграмотность.
2. Выявляется система стереотипов воспитания. Удается увеличить арсенал средств общения с ребенком и за счет этого система стереотипов становится менее жесткой.
3. Увеличивается общая «родительская компетентность»: а) повышается сензитивность к ребенку; б) адекватизируется система требований и ожиданий; в) повышается уверенность в себе как в родителе.
4. Выявляются посторонние привнесения, мешающие родителю эффективно общаться с ребенком: личные проблемы родителя, особенности взаимоотношения с другими членами семьи, влияющие на общение с ребенком [2].


Вопросы для самоконтроля
1. Чем характеризуется процесс налаживания работы с алкогольной семьей?
2. Какова общая схема планирования работы с алкогольной семьей?
3. В чем должна состоять психологическая поддержка детей алкогольно-зависимых родителей?
4. Каковы характеристики криминальной семьи?
5. В чем состоят основные принципы работы специалистов с криминальными семьями?
6. Каковы этапы работы психолога с криминальной семьей?
7. Каковы этапы переходного периода из полной семьи в неполную?
8. Нужно ли (и если «да», то каким образом) поощрять ребенка к разговору о его чувствах, связанных с разводом?
9. Каковы правила, соблюдение которых поможет ребенку быстрее справиться с трудной жизненной ситуацией, связанной с разводом?
10. Каковы группы приемов и техник работы с родительским отношением к ребенку?
11. Какие психокоррекционные процедуры наиболее эффективны при работе с семьями с симбиотическим и отвергающе-авторитарным типами родительского отношения?
12. Какие темы для обсуждения поднимаются в процессе работы родительской группы?
Источник: Голубева Е.В., Истратова ОН., Кошель А.И. Психологическое сопровождение неблагополучной семьи: учебно-методическое пособие по курсу «Психологическое сопровождение профессионального становления личности». - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - 64 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.