На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Обзор программ по психологическому сопровождению развития детей и подростков из неблагополучных семей
Обзор программ по психологическому сопровождению развития детей и подростков из неблагополучных семей
Работа с родителями - Неблагополучная семья

Комплексная работа с неблагополучными семьями

Психологическая поддержка неблагополучных семей имеет цель создания и формирования положительного отношения к ребенку как к главному смыслу отношений человека и к обеспечению разумного образца воспитания, а также формированию определенных норм и правил поведения и отношения в семье. При индивидуальной работе с каждой семьей задействуются такие подходы, как системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный.

Основной задачей программ будет оказание помощи как всей семьи в целом, так и процессу оказания помощи какому-то конкретному члену семьи, через осознание той проблемы, которая препятствует нормальному построению отношений в семье. В работе с семьями применяются и используются следующие принципы [42]:
1) повышение активной позиции семьи;
2) повышение уважения и значимости здоровой семьи;
3) воспитание коммуникативности и общительности в семье;
4) поддержка реализации и совершенствования членов семьи;
5) социальная коммуникация служб, которые работают в системе социальной помощи;
6) профилактика проблем в семье.

 


Так же можно выделить следующие этапы работы с семьей [42]:
1. Изучение семьи и существующих в ней проблем, рассмотрение заявок на оказание помощи.
2. Первичное обследование жилищных и материальных условий семьи, ознакомление с ее членами.
3. Диагностика причин и происхождений неблагополучия семьи, особенностей и ценностей.
4. Создание социального паспорта семьи.
5. Формирование плана работы с неблагополучной семьей и его исполнение.
6. Плановый контроль и обследование семьи.
7. Интерпретация и анализ полученных результатов.


Формы работы с неблагополучной семьей [42]:
- социальный патронат;
- консультационные беседы;
- социально-педагогический мониторинг семьи;
- родительские тематические собрания;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- психопрофилактика и просвещение.


В США, Австралии и развитых странах Европы особое внимание уделяется семье и школе как институтам социализации личности, организованы центры психологической поддержки, разработаны программы психокоррекции. В России, как отмечает О.А. Карабанова, существуют трудности развития системы психологической помощи семье, связанные как с организационными, так и содержательными причинами [16].
Однако современная российская реальность обуславливает потребность в психологической работе с неблагополучными семьями как со скрытой, так и открытой формой неблагополучия при комплексной работе с детьми, родителями и педагогами. То есть необходимо учитывать особенности социальной среды в полном объеме, охватывать все ее сферы. Изменение психологического пространства ребенка будет проходить быстрее и продуктивнее в подготовленной среде, где организовано конструктивное партнерство общеобразовательных учреждений, родительской общественности и психологических служб [33].
Приведем обзор программ, включающий комплексный подход психологической поддержки развития детей и подростков из неблагополучных семей с открытой и скрытой формой неблагополучия.


Программа психолого-педагогической работы по коррекции отношений со сверстниками у подростков, психологически зависимых от родителей А.И. Кошель, О.Н. Истратовой


При разработке программы психолого-педагогической работы были учтены исследования по проблеме психологической зависимости в детскородительских отношениях. Выяснено, что психологическая зависимость от родителей закрепляется в структуре личности подростка и тормозит развитие его субъектности, на поведенческом уровне проявляется в деструктивных стратегиях взаимодействия с родителями (подчинении и противодействии), а опыт этого взаимодействия переносится на отношения со сверстниками [17].
Программа основана на комплексной организации работы со всеми субъектами образовательного процесса: подростками, их родителями и педагогами, реализуется в двух направлениях: просветительском и психокоррекционном [33].
Психокоррекционная работа с подростками, с одной стороны, направлена на ослабление эмоциональной связи с родителями за счет развития субъектных качеств личности и изменения установок, его внутренней позиции в детско-родительских отношениях, с другой - на решение возрастных задач общения и формирование эффективной модели взаимодействия со сверстниками. Просветительская работа с родителями и педагогами включает повышение психологической компетентности и изменение деструктивных установок воспитания подростков, что обеспечивает создание благоприятных условий для развития личности подростка (рис. 3).

коррекция отношений

Рис. 3. Модель психолого-педагогической работы по коррекции отношений со сверстниками у подростков, психологически зависимых от родителей

Таким образом, программа направлена на решение следующих задач [20]:
В работе с родителями и педагогами:
1) повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам задач развития в подростковом и старшем подростковом возрасте, искажения детско-родительских отношений и личностного, социального развития школьника;
2) изменение деструктивных установок в воспитании подростков.


В работе с подростками:
1) формирование у подростка стремления к самопознанию, самопринятию, самоуважению, самоактуализации, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем;
2) формирование самостоятельности, независимости, личностной автономии и зрелости (субъектных качеств личности);
3) решение актуальных проблем в детско-родительских отношениях: способствовать осознанию и изменению подростком своего положения в этих отношениях;
4) формирование навыков эффективного взаимодействия со сверстниками; снятие барьеров и страхов общения;
5) создание условия для развития способности подростка понимать, выражать и контролировать переживания в процессе взаимодействия со сверстниками;
6) формирование навыков полоролевого поведения, расширение знаний об особенностях отношений с представителями противоположного пола и решение актуальных проблем в этих отношениях.


Данный комплекс психолого-педагогических мероприятий является эффективным и приводит к положительной динамике отношений со сверстниками у подростков, психологически зависимых от родителей [33].


Программа психологического сопровождения семей «группы риска» «Гармония» И.Н. Бутырской [1]


Данная программа предназначена для оказания помощи семьям, находящимся в «Группе риска». Происходит выявление семей данного типа, установление причин дезадаптации и диагностика отношений и психического развития детей. После всего этого начинается психологическое сопровождение семьи. Это осуществляется благодаря психолого-педагогическому просвещению родителей и гармонизации отношений родителей и детей. Также для семей организован клуб «Равновесие», который осуществляет гармонизацию в семейных отношениях. Далее происходит развитие детей циклом занятий «Поиграем вместе». И в конце, после проведения всей программы, осуществляется анализ полученных результатов. Производится социальнопсихологический патронаж семьи и проверяются критерии эффективности работы в данных семьях.
Анкетирование родителей показало, что если до начала занятий детскородительского клуба «Равновесие» 48 родителей (70%) не имели представления о стилях общения с ребенком, показывали низкие психологические знания по проблемам воспитания своих детей, то после занятий этот показатель снизился до 40% (28 родителей). Родители отмечали в своих анкетах, что занятия с педагогом-психологом дали им возможность лучше понимать своего ребенка (34 человека), повысили уверенность в вопросах взаимодействия с подростками (45 человек).


Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы «социального риска» Т.И. Капышевой [15]


Программа включает в себя комплексный подход к организации форм социальной и психологической работы с детьми и подростками. Данная программа подходит к вопросу неблагополучных семей не со стороны решения уже возникшей проблемы, а со стороны профилактики и устранения причин, которые приводят к возникновению проблем данного социального уровня. И, как правило, такая работа включает в себя не только социальнопсихологическую помощь, но и медицинскую, экономическую и правовую.
Главная задача заключается в выявлении проблем на раннем этапе их возникновения, благодаря работе с садами, школами, поликлиниками и другими учреждениями, которые могут стать источниками, передающими информацию такого рода. Программа имеет памятки, направленные на оказание дополнительного влияния по работе с несовершеннолетними и изучению климата в семье.
А также для более эффективного осуществления работы программы проводятся советы, на которых происходит обсуждение вопросов о ходе выполнения программы и вносятся изменения и коррективы. Также на этом совете происходит обсуждение вопроса о снятии семьи с учета или продолжении социального патроната.


Программа психолого-социального сопровождения семей группы «риска» в дошкольном учреждении Н.Н. Курган [21]


При правильном построении работы учреждения с семьей есть возможность постоянного взаимодействия не только с ребенком, но и с родителями. Поэтому одной из главных задач программы является взаимодействие педагогов и родителей для развития и воспитания дошкольника. Разработаны меры помощи воспитанникам сада, их родителям и педагогам.
В саду успешно внедряется и используется проект «За здоровую семью», который помогает при работе с неблагополучными семьями. В данной программе работа осуществляется как групповыми консультациями, так и тренингами и игровыми практикумами для детей и родителей. Для педагогов существуют памятки при посещении семей, в которых обговаривается следующее:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит дольше, чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде.
- если родители растерялись, придите им на помощь: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть и поговорить?»;
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
- не поучайте родителей, а советуйте им;
- желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящие для него форму и содержание.
В программе прописываются не только ожидаемые результаты, но и ожидаемые трудности. Продуманность и эффективность программы показывает, что имея предположения о трудностях, которые могут возникнуть, можно ранее проработать некоторый план.


Программа работы с неблагополучной семьей «Шанс» А.Н. Даниловой [8]


Целью программы является создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей.
Задачи программы:
- диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье;
- выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию;
- информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;
- изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;
- организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания;
- проведение на базе школы семинаров с участием специалистов, родителей, детей;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность.
Рабочий план программы полностью адаптирован под образовательное учреждение, расписан по месяцам и четвертям. Программа предназначена для классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов.


Программа по организации работы с неблагополучными семьями «Семья - не вакуум» МБОУ «ЗСОШ» [37]


Программа возникла в следствии анализа данных, по которым было выявлено определенное количество неблагополучных семей в рассматриваемой школе. Целью программы является создание воспитательного пространства в совокупной работе детей, родителей и педагогов для проведения успешной адаптации и социализации ребенка к дальнейшей жизни.
Важными задачами программы обозначены: повышение психологопедагогической компетентности родителей и учителей; установление партнерских взаимосвязей учителей с семьями; повышение жизненной активности родителей; развитие взаимодействия специалистов различных областей по работе с семьями и родителей.
Программа разработана с учетом особенностей неблагополучных семей и осуществлена согласно поставленным целям в работе с конкретной семьей. Контроль выполнения программы предполагает проверку директором школы отчетов о проделанной работе.
Реализация данной программы позволила сформировать среду доброжелательности к детям, сделать условия безопасного и спокойного проживания детей в своих семьях, а также защитить права и интересы семьи и детей, помогая в решении жизненных проблем.


Работа с детьми и подростками


При оказании помощи неблагополучным семьям ключевым направлением является работа с детьми и подростками. Как отмечает Л.С. Выготский, что среду, в которой развивается ребенок, надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. С изучения этих переживаний необходимо начинать психокоррекционную работу; эти переживания представляют собой «узел», в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств [33].
Каждый ребенок обладает внутренними ресурсами, личностным потенциалом и активностью, которые психокоррекционная работа помогает активировать. Чем он старше, тем выше уровень развития самосознания и рефлексии. Поэтому уже в подростковом возрасте ребенок сам может изменить что-то в своем психологическом пространстве: отношение к самому себе, своему месту в семье, социуме, отношение к своим близким людям и в целом к своему окружению [38].
Программы по психолого-педагогической работе с детьми и подростками из неблагополучных семей должны быть основаны на следующих принципах:
1. Возрастно-психологический принцип: необходимо учитывать нормы развития детей, способствовать решению возрастных задач и созданию зоны ближайшего развития.
2. Деятельностный принцип основан на организации активной деятельности детей, где создаются условия для ориентировки в «трудных» ситуациях и закладывается основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Деятельностный принцип реализуется в групповой форме работы.
3. Принцип актуальной проблемности. Программа должна строиться исходя из тех личностных и межличностных проблем детей, которые обусловлены условиями их развития. Из чего и определяются цели и задачи конкретной программы.
Влияние семейного неблагополучия семьи на развитие детей велико и многообразно. Примерами таких трудностей развития могут быть [33, 41]:
- девиантное поведение;
- суицидальные наклонности;
- агрессия и конфликтность;
- повышенный уровень тревожности;
- трудности общения с родителями и сверстниками;
- заниженная самооценка, неуверенность в себе.
Ниже представлен обзор программ, направленных на работу с детьми и подростками из неблагополучных семей.


Коррекционно-развивающая программа для младших школьников из неблагополучных семей К.С. Шалагиновой, О.И. Бутримовой [41]


Авторами программы было проведено исследование, которое позволило выявить психологические трудности младших школьников из неблагополучных семей, и на основе этих данных была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа.
Программа предполагает решение следующих задач:
- снижение уровня общей и школьной тревожности;
- снижение агрессии, агрессивности;
- повышение уверенности в себе, самооценки;
- уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;
- обучение навыкам конструктивного реагирования на отрицательные эмоции.
Результат данной коррекционно-развивающей программы носит временный характер, помогая школьникам справиться с ситуативными трудностями, облегчая их эмоциональное состояние.


Программы коррекции детских страхов «Смелый Я» А.Ф. Ремеевой [36]


Программа направлена на нормализацию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Важнейшей особенностью процесса коррекции детских страхов является то, что такая работа не носит узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности ребенка. Однако при этом она должна быть направлена на факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте являются специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования, могут явиться ее прямой или косвенной причиной.

Программа ориентирована на детей как из семей с открытой формой неблагополучия (родители с алкогольной или наркотической зависимостью, а также с аморально-криминальным поведением), так и на внешне благоприятные семьи со скрытой формой неблагополучия (конфликтная, «легкомысленная» или «недоверчивая», «хитрая» семьи). В обоих случаях у детей диагностировалось в той или иной степени конфликтность, тревожность, достаточно большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью.
Задачи программы:
- преодоление страхов, типичных для дошкольников из неблагополучных семей;
- снятие тревожного состояния;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- расширение и обогащение навыков общения со сверстниками, повышение «игровой компетентности» ребенка;
- стимулирование собственных возможностей, способностей, талантов;
- формирование навыков самовыражения;
- формирование навыков самоподдержки.
В программе использованы такие методы, техники и приемы, как релаксация, концентрация, методы игротерапии, методы арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и танцевально-двигательной терапии. В ходе ее реализации дети были ознакомлены с мультфильмами и стихотворениями, в которых поднимается проблема страхов, и участвовали в их обсуждении.


Программа «Социально-психологическая коррекция и профилактика отклонений поведения детей из неблагополучных семей» О.П. Фадеевой [38]


Программа направлена на раннее выявление проблем ребенка из неблагополучной семьи и создание условий для его успешной социализации и профилактику отклонений его поведения.
Весь план мероприятий по реализации программы условно разделён на 5 основных направлений:
Первое направление «Диагностика нарушений эмоционального и социального развития ребенка из неблагополучной семьи»:
- диагностика адаптации учащихся к школьной среде;
- диагностика агрессивности и уровня тревожности детей и подростков;
- диагностика межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками, определение его социального статуса;
- диагностика отношения детей и подростков к употреблению ПАВ.
Контроль эффективности реализации программы происходит с использованием представленных методик один раз в год.
Второе направление «Коррекционно-развивающая деятельность по устранению проблем развития личности ребенка из неблагополучной семьи».
На основании результатов диагностики определяются основные проблемы развития ребенка, его социальной адаптации, проявления отклоняющегося поведения и проводятся тренинговые, коррекционноразвивающие занятия с целью оптимизации состояния школьников.
Третье направление «Формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей». Ценность мероприятий данного направления заключается в предотвращении неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на здоровый образ жизни школьников из неблагополучных семей, формировании навыков здоровьесберегающего поведения, опыта практической деятельности.
Четвертое направление «Профилактика употребления психически- активных веществ школьниками» выделено отдельно в связи с тем, что эта проблема встает особо остро среди детей и подростков из неблагополучных семей. Цель данного направления: формирование у детей и подростков здорового образа жизни, сдерживание вовлечения в процесс употребления ПАВ, табакокурения, напитков, содержащих алкоголь.
Пятое направление «Информационно - пропагандистское обеспечение реализации программы». Это направление включает в себя информационную работу со всеми межведомственными службами: инспекторами ОППН, сотрудниками районной КПДН, центром охраны здоровья детей, волонтёрами, областным центром диагностики и консультирования, районным отделом социальной защиты и отделом по охране детства и защите прав ребёнка.


Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной [23]


Программа рассчитана на работу с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. Авторами представлено описание особенности личности и поведения таких детей, подробная программа тренинга, большой обзор игр.
Главная цель программы: способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.
Программа предназначена для психологов, педагогов, воспитателей и родителей.
Программа коррекции «Образа Я» подростков, психологически зависимых
от родителей Ж.Г. Куповых [20, 33]
Программа коррекции «Образа Я» старших подростков, психологически зависимых от родителей, служит помочь подростку выполнить возрастные задачи индивидуализации, развить независимые качества личности путём формирования позитивного «Образа Я», осознания себя самодостаточной, в большой степени автономной от родителем личностью. Итоговой задачей работы является формирование новых форм взаимоотношений подростков с родителями, в которых семейные отношения также будут способствовать личностному росту и укреплению чувства взрослости, самостоятельности, тенденций к независимости.
Задачи программы:
1) создать условия для развития интереса к себе, актуализировать процессы самопознания, рефлексии, способствовать развитию навыков самоанализа.
2) способствовать развитию и укреплению чувства взрослости, формированию адаптивных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии.
3) создать условия для развития позитивного «Образа Я», самопринятия, самоуважения, самоподдержки и самопоощрения.
4) способствовать развитию навыков осознания своих желаний и потребностей и дифференциации их с требованиями старших, авторитетных фигур и лиц.
5) способствовать формированию таких качеств личности, как уверенность в себе, самодостаточность, способность к самостоятельной постановке жизненных целей и осуществлению свободного выбора.
6) способствовать выстраиванию новых форм взаимоотношений подростков с родителями, основанных на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
Программа включает три этапа:
1 этап - ориентировочный. Цель этапа: знакомство и эмоциональное объединение участников группы, снятие напряжения, сплочение группы.
2 этап - развивающий. Цель этапа: активизация процесса самосознания, осознание собственных представлений о семье.
3 этап - закрепляющий. Цель этапа: повышение самопонимания в целях развития адекватных представлений о будущей семье у подростков. Преобладают упражнения закрепляющего характера.
Эффективность психолого-педагогической работы подтверждает положительная динамика особенностей «Образа Я», произошедших в экспериментальной группе.


Работа с родителями и педагогами


Можно выделить 3 основные формы работы с родителями и педагогами в рамках проблемы развития детей в условиях семейного неблагополучия:
1) профилактическая;
2) просветительская;
3) коррекционная.
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования и воспитания, связанными со стремлением к максимальному развитию потенциала детей. Контроль динамики психического развития обучающихся учебно-воспитательных учреждений позволяет своевременно прибегнуть к психолого-педагогической работе, учитывая возрастные особенности детей. Если своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности и не создаются условия для формирования возрастных новообразований у школьников, находящихся на определенном этапе онтогенеза, то на последующем возрастном этапе возникает необходимость в коррекционной или дополнительной развивающей работе. Коррекция психического развития ребенка не является обязательной задачей психолого-педагогической деятельности школьных психологов, педагогов и родителей. Обязательная задача - полноценное психическое и личностное развитие детей. Но если ближайшее окружение ребенка с этой задачей не справляется, то задача коррекционной работы с ребенком становится актуальной. Поэтому важными формами работы с родителями и педагогами являются просветительская и профилактическая для предотвращения формирования ситуации семейного неблагополучия.
Существует проблема психологической неграмотности родителей: сталкиваясь с воспитательными трудностями, они чаще всего перекладывают ответственность на самих детей, хотя взрослые должны начать воспитание с себя. Чтобы выстроить адекватную стратегию поведения с ребенком, необходимо знать об истоках проблемы в отношениях.
Также деятельность педагогов не всегда является профессионально компетентной. Эта деятельность должна быть основана на знаниях возрастных особенностей и психического состояния учащихся, психологического климата их семьи и закономерностей ее влияния на развитие личности; умении прогнозировать и решать трудности в поведении школьников. Важно учитывать, что основным средством воспитания является передача в ходе эмоционально насыщенного взаимодействия педагога и ребенка способов гармонизации отношений с миром путем реализации внутреннего личностного потенциала школьника.
Просветительская и профилактическая работа повышает социальную и психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов, что способствует изменению деструктивных установок воспитания детей и создает благоприятную ситуацию для их развития.
Коррекционная работа непосредственно связана с неблагополучными семьями, цели и задачи которой зависят от области рассматриваемой про- блемности. Это может быть как работа исключительно с родителями или педагогами, так и детско-родительские тренинги.
Приведем примеры программы данного направления работы с неблагополучными семьями.


Программа родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа» (коллектив авторов МОУ СОШ№ 95 г. Волгограда) [31]


Спецификой программы «Семья и школа» является следующее.
1. Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
2. Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социальнореабилитационных результатов.
3. Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.
Ожидаемые результаты:
- возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
- улучшение микроклимата в семье;
- обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
- повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей;
- повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
- активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
Формы работы с семьями:
- коллективные (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар - практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы, коллективные творческие дела, родительские конференции);
- дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);
- индивидуальные (переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).
Нетрадиционные формы работы с родителями:
- родительские чтения;
- родительские вечера;
- деловая игра;
- «круглый стол».


Модифицированная программа детско-родительских отношений «Круг» А .М. Календжян [14]


Цели программы:
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей развития;
- распределение обязанностей между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей,
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций.
Задачи программы:
- воспитание и уважение к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психологопедагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями форм сотрудничества и совместного творчества исходя из индивидуально-дифференцированного подхода в семье.
Основными условиями, необходимыми для реализации и доверительного взаимодействия между ДОУ и семьи, является следующее:
- изучение семей воспитанников; учет различий в возрасте родителей, их образование, общий культурный уровень, личностные особенности родителей, их взгляды на воспитание, структура и характер семейных отношений;
- открытость ДОУ семье;
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями.


Программа тренинговых занятий «Детско-родительские отношения» Л.А. Дубовицкой [32]


Данная программа содержит теоретический и практический материал для работы с родителями, у которых возникают трудности во взаимоотношениях с детьми. Предложенный материал может быть использован психологами дошкольных и школьных образовательных учреждений, психолого-педагогических центров и других учреждений, где ведется работа по гармонизации детско-родительских отношений.
Цель программы: формирование у родителей навыков гармоничного, позитивного взаимодействия с детьми.
Задачи:
- актуализация потребности к освоению навыков позитивного взаимодействия родителей с ребенком;
- повышение педагогической компетентности у родителей;
- формирование конструктивного стиля взаимодействия родителя с ребенком;
- гармонизация детско-родительских отношений.
Ожидаемый результат:
- осознание деструктивной родительской позиции, выявление негативных установок;
- формирование позиции «безусловного принятия» ребенка родителем;
- повышение педагогической компетентности у родителей (возрастные особенности развития, «зона ближайшего развития);
- овладение техникой «активного слушания» при взаимодействии родителя с ребенком;
- формирование навыков аутотренинга, релаксационных технологий;
- овладение стилем конструктивного взаимодействия в конфликте в семейных отношениях.
Организация проведения тренинговых занятий: занятия проводятся в группе от 8 до 10 родителей. Группа формируется заранее по запросу родителей. Зачисление в группу происходит на основании заявления, в котором родитель обязуется посетить все занятия, проходящие 2 раза в неделю. Таким образом, программа длится 1,5 месяца и состоит из 12 занятий. Форма проведения: тренинг.
После прохождения тренинга родитель должен знать:
- о позитивных и негативных стилях детско-родительского взаимодействия и определять их у себя;
- возрастные особенности развития ребенка;
- методы обучения и воспитания с учетом «зоны ближайшего развития»;
- стили поведения в конфликтной ситуации и методы позитивного разрешения ее;
- о значении позитивных эмоций при взаимоотношениях с окружающими;
Родитель должен уметь:
- определять у себя проявления негативного, деструктивного стиля взаимодействия с ребенком;
- давать знаки «безусловного принятия», родительской любви к ребенку;
- определять «зоны ближайшего развития» и степень самостоятельности ребенка «делает вместе с родителем», «делает с частичной помощью родителя» - «делает самостоятельно»;
- использовать технику «активного слушания» при взаимодействии с окружающими;
- выстраивать конструктивное взаимодействие в конфликтной ситуации «родитель-ребенок»;
- использовать релаксационные технологии при работе со своими негативными эмоциями и эмоциями ребенка.


Тренинг гармонизации отношений родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.А. Дементьевой, Н.П. Бадьиной [9]


Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель тренинга - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
Задачи тренинга:
- расширение возможностей понимания своего ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
- активизация коммуникаций в семье.
Основные блоки тренинга: диагностический, информационный, развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для родителей и детей. Для отслеживания эффектов тренинга диагностика может быть проведена и спустя некоторое время после окончания тренинга. Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга. Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.


Вопросы для самоконтроля
1. Каковы принципы и этапы работы с неблагополучными семьями?
2. В чем заключаются особенности комплексной работы с неблагополучными семьями?
3. Как реализуется комплексный подход в работе с неблагополучными семьями в современной психолого-педагогической практике (на примере представленных программ)?
4. На каких принципах должны быть основаны программы коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками из неблагополучных семей?
5. Проанализируйте применение этих принципов на одной из представленных программ.
6. Какие особенности психолого-педагогической работы обуславливает возраст ребенка?
7. Какие формы работы с родителями и педагогами можно выделить в рамках проблемы семейного неблагополучия? Как реализуются эти формы в представленных программах?
8. Чем обусловлена необходимость проведения просветительской и профилактической работы с родителями и педагогами?
9. Чем отличается детско-родительский тренинг от комплексной работы с неблагополучной семьей?
10. Чем должен руководствоваться специалист при разработке программы по психологическому сопровождению детей и подростков из неблагополучных семей в выборе формы работы, методов, объекта (ребенок, родитель, педагог)?

Источник: Голубева Е.В., Истратова ОН., Кошель А.И. Психологическое сопровождение неблагополучной семьи: учебно-методическое пособие по курсу «Психологическое сопровождение профессионального становления личности». - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - 64 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.