Под термином «неблагополучная семья» обычно понимается такая семья, «в которой нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат и появляются «трудные» дети» [40]. С учетом факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, в каждой из которых есть еще много разновидностей и промежуточных вариантов (рис. 1).
Первая группа - это семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные). Вторая группа - это внешне благополучные и респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Рис. 1. Виды семейного неблагополучия
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что такие семьи имеют ярко выраженный характер неблагополучия, что проявляется одновременно в нескольких сферах жизненного процесса семьи (например, на социальном и материальном уровне) и служит источником для появления неблагоприятного психологического климата в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний), вследствие чего у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Семьи с открытой формой неблагополучия составляют группу риска по распространению такого явления, как социальное сиротство [12, 13]. Категория социального сиротства включает детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Данная категория включает детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими;недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать детей из воспитательных, лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Социальный портрет этой группы детей характеризуется следующими особенностями: в 2,3% случаев - это нежеланные младенцы, от которых матери отказываются в родильных домах, поэтому появился такой неблагозвучный по отношению к детям термин - «отказные» дети; в 5,6% случаев - истинное физическое сиротство в результате смерти родителей. В остальных случаях - 92,1% - это сиротство при живых родителях, не выполняющих по отношению к детям своих обязанностей, поэтому применительно к этой группе детей мы говорим о социальном сиротстве. Развитие личности и социализации социального сироты обусловлены комплексом факторов. С одной стороны, это фактор эмоциональной депривации, который приводит к искажению интеллектуального и личностного развития, что уже само по себе не может не влиять на процесс вхождения ребенка в социум. С другой стороны, это фактор социальной депривации, который имеет место как в ситуации нахождения ребенка в неблагополучной семье, так и при помещении его в государственное учреждение интернатного типа. В первом случае затруднение процесса социализации состоит в том, что ребенок получает противоречивую информацию о социальных ролях и нередко усваивает роль асоциального члена общества. Во втором случае ребенок занимает особую «иждивенческую» позицию по отношению к социуму [13]. Социальное сиротство, будучи следствием семейного неблагополучия, происходит, как правило, из его открытых форм: асоциальные, аморальнокриминальные, конфликтные, неполные семьи. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ (алкоголя). Взрослые члены такой семьи, как правило, социально и духовно деградируют. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. «Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в следующем: - дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя; - дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками; - дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей; - дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях; - дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей; - родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они; - самооценка родителей может зависеть от ребенка; родители могут относиться к нему, как к равному, не давая ему возможности быть ребенком и т. д.» [40. С.28-29]. Конфликтная семья - семья, где столкновение интересов, намерений, желаний ее членов приводит к хроническому эмоциональному напряжению и неприязни. Ребенок в такой ситуации часто становится орудием разрешения родительских споров, когда каждый из родителей стремится «перетянуть» ребенка на свою сторону. Находясь в постоянном напряжении, ребенок чувствует тревогу и страх, у него фрустрирована потребность в безопасности, формируется личностная беспомощность. И если в алкогольной семье десоциализирующее влияние родителей на ребенка происходит напрямую, то в конфликтной семье ребенок усваивает негативную модель супружеских отношений, характеризующихся неуважением друг друга, эмоциональным отчуждением. Это может сказаться на его дальнейшем поведении как родителя во взрослой жизни. Ребенок из семьи с явной формой неблагополучия часто испытывает как физическое, так и эмоциональное отвержение со стороны родителей. Однако и в семьях, внешне благополучных, данный феномен довольно распространен. Эмоциональное отвержение детей рассматривается как форма детскородительского взаимодействия в дисгармоничных и проблемных семьях, где открыто проявляется враждебность родителя по отношению к ребенку. В результате отвергаемый ребенок отказывается от своей личности, своего сущностного «Я», становится излишне автономным (Н. Штирман), неуверенным, тревожным, низко себя оценивающим, эмоционально неустойчивым, непослушным, агрессивным; снижается его интеллект и творческие способности (А. Болдуин). Отвергаемый ребенок переживает фрустраци- онные состояния, обусловленные блокированием природной потребности в привязанности, принадлежности и любви (К. Хорни, Э. Фромм, А. Мас- лоу). Эти переживания обусловливают, в свою очередь, деформации личностного развития [3]. В континууме «принятие-отвержение» применительно к социально благополучным семьям описывается форма принятия, названная «условным» принятием (Ю.Б. Гиппенрейтер). Ребенка любят, когда он послушен, не доставляет хлопот и неприятностей, хорошо себя ведет, то есть отвечает требованиям и ожиданиям родителей. Условное принятие используется родителями как эмоционально положительное подкрепление правильного, с их точки зрения, поведения ребенка. В случае поведения ребенка, не отвечающего требованиям и ожиданиям родителей, положительный эмоциональный фон общения, «поток любви» прерывается или становится негативным. Эмоциональное отвержение является деструктивным типом родительского отношения к ребенку, причинами которого являются: проекция на ребенка своих нежелательных качеств, отсутствие ребенка в планах родителей, несоответствие ребенка ожиданиям родителей [43]. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно проанализировано влияние дисгармоничных типов воспитания на развитие ребенка. Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны [16]: - недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности; - низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей; - высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми; - ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей; - завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность; - неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие; - повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком; - недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.
Анализ литературы позволяет выделить следующие отклонения в стилях семейного воспитания [6, 43]. 1. Гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. Родители уделяют ему мало внимания, у них нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности. 2. Доминирующая гиперпротекция, диктат, проявляющиеся в повышенных, обостренных внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. 3. Потворствующая гиперпротекция, часто сопровождающаяся таким родительским отношением, как «симбиоз». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы. 4. Эмоциональное отвержение, при котором, как было описано выше, ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. 5. Жестокие взаимоотношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности. 6. Повышенная моральная ответственность, авторитарная гиперсоциализация, при которой от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи».
Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Деструктивное влияние различных типов родительского отношения на развитие личности ребенка можно продемонстрировать на примере исследования, проведенного нами на подростках по изучению у них самооценки и уровня притязаний. Особого внимания заслуживают такие типы родительского отношения, как диктат и опека. Различаясь, по сути, они совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Подростки из семей с типом отношений «опека» характеризуются очень высокой или неадекватно низкой самооценкой, хотя в данном возрасте должна наблюдаться тенденция постепенного перехода к адекватности восприятия себя. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий тип отношений в семье приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, эгоизма и самолюбия, беспомощности, выраженной защиты, зависимости от родителей, запаздыванию социальной зрелости. По результатам методики Дембо - Рубинштейн, 96% опрошенных подростков переоценивают свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и соответственно имеют нереально завышенный уровень притязаний. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов. Авторитарный (диктат) тип отношений в семье тоже откладывает отпечаток на развитие личности ребенка: большинство опрошенных подростков отличаются неадекватно заниженной самооценкой. Сломленное родителями сопротивление детей ломает многие ценные качества личности: самостоятельность, инициативность, веру в себя, чувство собственного достоинства. Многие не ждут положительного отношения, одобрения и поддержки со стороны окружающих, саморуководство таких детей низкое, они не интересны самим себе, что приводит к непринятию себя и своих качеств. Невмешательство родителей способствует развитию в ребенке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Такие дети отличаются неадекватностью уровня притязаний (69% опрошенных подростков), недовольством собой, глубокими сомнениями в своей уникальности, недооценкой своего «Я», что приводит к формированию заниженной самооценки (44% опрошенных), неуверенности своей значимостью для других. Однако следует отметить, что такие дети отличаются высоким уровнем самоуважения, саморуководства, самопонимания. Неустойчивый тип родительского отношения к детям содействует формированию таких черт характера у ребенка, как упрямство, неуверенность в себе, тревожность, неустойчивая самооценка и неустойчивый уровень притязаний. Родители воспринимают своего ребенка как собственность, что приводит к появлению у него чувства “малоценности”. Источник: Голубева Е.В., Истратова ОН., Кошель А.И. Психологическое сопровождение неблагополучной семьи: учебно-методическое пособие по курсу «Психологическое сопровождение профессионального становления личности». - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. - 64 с. |