Страница 1 из 11 Введение
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.
В то же время следует отметить, что не все документы срабатывают должным образом и проблема детей, в особенности семей, остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. В методических рекомендациях предложена существующая законодательная и нормативная правовая база Республики Беларусь – основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства и семьями, находящимися в социально опасном положении. Также предложен обобщенный опыт специалистов стационарного отделения для несовершеннолетних Государственного учреждения социального обслуживания населения "Областной центр социальной помощи семье и детям" г. Тюмени по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (от сбора информации, проведения социальной диагностики до оказания конкретной помощи и поддержки). В приложении: некоторые формы учетно-отчетной документации этого центра по работе с данной категорией семей, а также образцы и формы документов используемые в работе социальными педагогами г. Витебска.
Об организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите
В последние годы в Беларуси многое делается по изменению ситуации, улучшению положения всего детского населения страны, насчитывающего около 2 млн. детей и отдельных его категорий. Этому во многом способствует созданная и совершенствуемая законодательная и нормативная правовая база. Приоритетным в работе по защите детства является реализация: положений Конвенции о правах ребенка, Закона Республики Беларусь "О правах ребенка", Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, поручений Главы государства, Указов и Декретов Президента Республики Беларусь, президентской программы "Дети Беларуси", законов "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (2003 г.), "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (2005 г.), Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг., постановлений Совета Министров Республики Беларусь. Следует заметить, что имеющиеся законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Значительным шагом в нормативном обеспечении работы по защите прав детей, повышении ответственности родителей за воспитание детей стало принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях". Министерство образования совместно с другими министерствами и ведомствами уже разработало и внесло изменения в 8 законодательных актов, обусловленных данным Декретом. В то же время следует отметить, что не все документы срабатывают должным образом и проблема детей, в особенности семей, остается актуальной, требует постоянного анализа и системной работы. Во многих семьях зреют конфликты, усугубляется непонимание между детьми и их родителями. Основными причинами, приносящими несчастье детям, являются пьянство родителей, их аморальный образ жизни, тунеядство. Дети подвергаются различным формам физического и психического насилия в семье, школе, на улице, что нередко приводит к их гибели, суицидам. Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" было впервые введено понятие несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Напомним, что к детям, находящимся в социально опасном положений, относятся дети, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия. В соответствии с названным Законом Министерство образования разработало Инструкцию о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 № 47), что конкретизировало действия органов и учреждений образования по работе с детьми, находящимися в социально опасном положении, и дало более полное определение этой категории детей. В случаях, когда нахождение ребенка в семье опасно для его жизни и здоровья либо когда существует риск лишения родителей родительских прав по иным причинам, дети признаются нуждающимися в государственной защите по решению местного исполнительного и распорядительного органа или комиссии по делам несовершеннолетних. Одновременно утверждается межведомственный план защиты их прав и законных интересов. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите. В целях создания механизма реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 в декабре 2006 г. Министерством образования, как уже отмечалось, разработан ряд проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления и учреждений образования по его реализации. В том числе и проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении положения о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите", который определяет порядок и случаи признания детей нуждающимися в государственной защите комиссиями по делам несовершеннолетних и органами опеки и попечительства, а также систему учета таких детей. Задача органов управления образованием, учреждений образования — обеспечить в полной мере с 1 января 2007 г. реализацию норм Декрета, названного постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам признания детей нуждающимися в государственной защите, а также других нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Декретом. С принятием вышеназванного Декрета и разработанных в целях его реализации нормативных правовых актов создана достаточная правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства, на качественно ином уровне. Составляющими новой модели работы по защите детей являются: * выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении; * реализация в учреждениях образования индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи; * формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения с ребенком; * признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних; * утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите; * отобрание ребенка у родителей на срок до 6 месяцев, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка; * социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения; * представление в суд документов на лишение родителей родительских прав после оценки эффективности работы с семьей и на основании решения комиссии по делам несовершеннолетних. Наиболее важным и новым в работе по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите, на наш взгляд, является утверждение и реализация межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. (Приложение №1) Названным планом устанавливаются перечень мероприятий по нормализации ситуации в семье, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности между всеми заинтересованными органами и организациями. Таким образом, внедрение процедуры признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите расширило круг государственных органов и организаций, отвечающих и осуществляющих выявление, учет и оказание необходимой помощи несовершеннолетним и их семьям, обязало их к более тесному и системному взаимодействию. Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите, стал рассматриваться как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Безусловно, ведущую роль в выявлении и организации работы с этой категорией детей выполняют органы и учреждения образования. Важным элементом новой модели системы защиты детства является создание и развитие социально-педагогических учреждений системы образования, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь детям и их семьям, предоставляющих временное содержание и воспитание детей, отобранных у родителей, и решающих важную задачу — профилактику факторов риска семейного неблагополучия. При разработке межведомственных планов необходимо предполагать максимально короткие сроки содержания ребенка в приюте. И тем более не превышать срок содержания, определенный нормативными документами. Нужно активнее, на ранней стадии кризиса семьи определять детей в детские социальные приюты, заставить родителей задуматься над возможной потерей своих детей, помочь им стать на правильный путь. Не налаженная должным образом работа по выявлению детского неблагополучия приводит к запоздалому вмешательству в проблемы семьи и более трудоемкому их разрешению. В этой связи требуется повышение ответственности руководителей учреждений образования, начиная с дошкольного образования, воспитателей, классных руководителей (кураторов), всех педагогических работников за взаимодействие с семьей, изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, условий его воспитания и проживания, отношения к учебе и социальному окружению. К категории детей, которым предоставляется максимальная государственная защита и поддержка, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Среди проблем защиты прав детей сиротской категории наиболее значимой остается проблема защиты их права на семью. Усилиями органов управления образованием, целенаправленной работой органов охраны детства, социально-педагогических учреждений обеспечивается приоритетное развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этому во многом способствовало принятие соответствующих нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру усыновления, функционирования приемной семьи, детского дома семейного типа, опекунской семьи, методических рекомендаций в помощь специалистам и их обучение новым моделям устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как было отмечено выше, в настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми. При этом эффективность помощи семье во многом зависит от того, как оперативно было выявлено неблагополучное положение ребенка в семье и какие виды помощи и когда оказывались специалистами семье.
|