На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 6 Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 6 Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в социально опасном положении
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей
Приложение 1 Примерная схема первой беседы
Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики
Приложение 3 Акт материально-бытового обследования неблагополучной семьи
Приложение 4 Признаки социального неблагополучия семьи. Виды возможной помощи
Приложение 5 Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении, и их семьям
Приложение 6 Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями
Приложение 7. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Все страницы

 

Приложение 6

Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями

Метод

Определение метода

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

 

 

12.

 

 

Наблюдение

 

 

Беседа

 

 

Анкетирование

 

Интервью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод экспертной оценки (МЭО)

 

 

 

 

Метод экспертного прогноза (вариант метода экспертных оценок)

 

 

 

 

Параметрический метод

 

 

 

 

Метод оценки эффективности (МОЭ)

 

 

 

 

 

 

 

Анализ документов

 

 

 

 

 

 

Тестирование

 

 

 

 

Биографический метод

 

 

Семейная биография (вариант биографического метода)

 

Метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.

Метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.

Метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.

Получение информации с помощью устного опроса. По сравнению
с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов.
Виды интервью:
- свободное интервью (нерегламентированное темой и формой беседы);
- стандартизированное интервью (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами);
- фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться);
- формализированное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);
- интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).

Основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания., мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Суть этого метода заключается в выборке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Алгоритм использования данного метода:
- первый опрос экспертов;
- обобщение результатов;
- сообщение итогов;
- повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты либо подтверждаю свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства.

Состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы ("на входе") и нынешнего состояния социальной единицы ("на выходе"). Разница между этими двумя параметрами представляет собой "социальный эффект" (реабилитационный, коррекционный и т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровня квалификации персонала и т.п.

Имеет разновидности:
а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные опросы клиентов;
б) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам и стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности;
в) сочетание первого и второго.
МОЭ позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности.

Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
Документы подразделяются:
- по степени персонификации – на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования – на официальные и неофициальные;
- по источнику информации – на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные данные).

Исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.

Это все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы.

Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.п.)

А также используются такие методы:

  • Ситуационный анализ
  • Педагогический эксперимент
  • Естественный эксперимент
  • Мониторинг
  • Социологический опрос
  • Превентивный метод
  • Социальная терапия
  • Социодрама
  • Группа поддержки
  • Социальный надзор
  • Социальная опека
  • Социально-медицинский уход
  • Социальное обслуживание
  • Трудотерапия
  • Статусное перемещение
  • Групповая терапия
  • Кризисная интервенция
  • Метод льгот и пособий
  • Метод компенсаций
  • Социальный патронаж
  • Медицинский патронаж
  • Социально-экономические санкции
  • Инструктирование
  • Контроль и проверка исполнения
  • Метод мотивирования и приобщения к действию
  • Метод содействия и сотворчества
  • Метод самореализации

Формы работы:

  • Лекторий
  • Беседа
  • Деловая игра
  • "Круглый стол"
  • Конференция
  • Консультирование
  • Семинар
  • Педагогический совет
  • Родительский университет
  • Конкурс досуговых программ (для несовершеннолетних и их семей)


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.