1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
|
Наблюдение
Беседа
Анкетирование
Интервью
Метод экспертной оценки (МЭО)
Метод экспертного прогноза (вариант метода экспертных оценок)
Параметрический метод
Метод оценки эффективности (МОЭ)
Анализ документов
Тестирование
Биографический метод
Семейная биография (вариант биографического метода)
|
Метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.
Метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
Метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
Получение информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Виды интервью: - свободное интервью (нерегламентированное темой и формой беседы); - стандартизированное интервью (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами); - фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться); - формализированное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией); - интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).
Основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания., мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Суть этого метода заключается в выборке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. Алгоритм использования данного метода: - первый опрос экспертов; - обобщение результатов; - сообщение итогов; - повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты либо подтверждаю свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства.
Состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы ("на входе") и нынешнего состояния социальной единицы ("на выходе"). Разница между этими двумя параметрами представляет собой "социальный эффект" (реабилитационный, коррекционный и т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровня квалификации персонала и т.п.
Имеет разновидности: а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные опросы клиентов; б) параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам и стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социально-педагогической деятельности; в) сочетание первого и второго. МОЭ позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять их в наглядном и обозримом виде, например в виде соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности.
Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. Документы подразделяются: - по степени персонификации – на личные и безличные; - в зависимости от статуса документального исследования – на официальные и неофициальные; - по источнику информации – на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные данные).
Исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.
Это все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы.
Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.п.)
|