Страница 11 из 11
Приложение 7
Т.И. Шульга, доктор психологических наук, профессор; Л.Я. Олиференко, кандидат педагогических наук (г. Москва)
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Доминирующий фактор в характеристике семьи |
Виды помощи семье и детям
|
Службы, центры, учреждения, специалисты
|
Необходимые документы для оказания помощи
|
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи
|
1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога 2. Помощь психотерапевта, психолога семье и детям 3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов 4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания 5. Постановка на учет в ОППН, ОВД, УВД или детскому наркологу, психиатру
|
ДОУ, школа, центр, служба, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.
|
Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога
|
Жестокое отношение к ребенку
|
1. Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника 2. Консультации для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста 3. Психотерапевтическая помощь родителям и детям 4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы 5. Постановка на учет в ОППН, ИДН, ЦСВ, КДН, к подростковому психиатру, наркологу 6. Привлечение родителей к работе семинаров, к беседе по тематике воспитания в семье
|
Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН
|
Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка
|
Семья алкоголиков (оба родителя пьют)
|
1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей и подростков) 2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам 3. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе 4. Постановка семьи на учет 5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.) 6. Постановка подростка на учет в ИДН 7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д. 8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения 9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адаптации. Вечернюю школу, ПТУ и т.д. 10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости) 11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)
|
ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, Комитет по здравоохранению, врачи, службы, учителя, КДН, ИДН
|
Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав
|
Полная семья, один из родителей пьет
|
1. Наблюдения и консультации психолога за ребенком 2. Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача 3. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания 4. Дополнительная помощь ребенку в учебе со стороны учителей 5. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы 6. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости 7. Индивидуальная работа социального педагога с каждым их родителей по изменению отношений в семье 8. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра 9. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения
|
подростковый психиатр, управление здравоохранения, КПН, инспекция по делам несовершеннолет-них, центр семейного воспитания, психолог-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества детей и подростков
|
Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребенка на ПМП комиссию, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник. Рисунки детей, направление детского психиатра, заявление
|
Неполная семья, родитель-алкоголик (одинокая мать или отец алкоголики)
|
1. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости 2. Наблюдения и консультации школьного психолога 3. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки 4. Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой целью детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав 5. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения 6. При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу
|
Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМП комиссия, КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения
|
Психологическая характеристика. Педагогическая характеристика. Направление образовательного учреждения. Заявление-ходатайство по форме. Выписка из медицинской карты от участкового педиатра. Направление психиатра. Акт обследования жилищных условий по форме. Тетради, дневники, рисунки
|
Семья в состоянии развода или после развода
|
1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя 2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта 3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д. 4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учебе 5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу 6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка 7. Помощь ребенку со стороны его окружения 8. Помощь ребенку со стороны сверстников ( по рекомендации учителя) 9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму 10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)
|
ДОУ; школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб
|
Педагогическая характеристика их образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно- бытовых условий семьи, генограмма, экокарта ближайшего окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога (с указанием конкретных фактов)
|
Неполная семья
|
1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей 2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка 3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы 4. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога 5. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования 6. Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т.д.) 7. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя 8. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты 9. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье
|
ДОУ; школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, Дома творчества, органы социальной защиты
|
Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и др.
|
Отчужденность родителей из-за занятости
|
1. Сопровождение ребенка социальным педагогом 2. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения 3. Консультативная помощь психолога, психотерапевта. 4. Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания 5. Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка 6. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель) 7. Помощь родителям с детьми в Центре "Семья"
|
Центры, ДОУ, образовательные учреждения, Дворец творчества
|
Карат семьи, рекомендации для родителей, ходатайство об устройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр, школу
|
Опекунские семьи: престарелые; употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные
|
1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы 2. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов 3. Индивидуальная работа психолога с ребенком 4. Помощь ребенку в учебе учителями 5. Консультации районного психиатра 6. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующие передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т.д.) 7. Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения 8. Консультация у невропатолога или психиатра
|
ДОУ, школы, специалист по охране прав детства, центры, психолого-медико-педагогическая комиссия, районный психиатр или невропатолог, ИДН, КДН
|
Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога. психиатра
|
Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях
|
1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом 2. Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем 3. Восстановление родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом 4. Организация встреч родителей и детей с руководителями учреждения 5. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения 6. Помощь со стороны окружения семьи 7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях 8. Организация воспитателями переписки детей и родителей
|
ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН
|
Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАКС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения
|
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними
|
1. Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником 2. Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка 3. Занятия родителей и детей в семейных группах 4. Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты 5. Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д. 6. Оказание учителями помощи ребенку в учебе 7. Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением 8. Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи 9. Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка 10. Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня
|
ДОУ, школы, центры, центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогическая комиссия, родственники, друзья семьи
|
Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребенка
|
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей
|
1. Телефон милиции 2. Телефон приюта 3. Телефон отдела по охране прав детей 4. Телефон розыска детей 5. Телефон больницы для помещения ребенка на обследование
|
|
Заявление о нахождении ребенка, телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны прав детства
|
Источник: Социальные технологии: работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении: методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2007.
Составитель: Л.А.Сеньченко, методист отдела коррекционной педагогики УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО" Рецензенты: И.Г.Батурина, социальный педагог УО "Витебский городской государственный СПЦ"; Л.В.Куксенок, педагог-психолог УО "ГОСШ № 8 г.Витебска"
|