На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 7. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении - Приложение 7. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в социально опасном положении
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей
Приложение 1 Примерная схема первой беседы
Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики
Приложение 3 Акт материально-бытового обследования неблагополучной семьи
Приложение 4 Признаки социального неблагополучия семьи. Виды возможной помощи
Приложение 5 Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении, и их семьям
Приложение 6 Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями
Приложение 7. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Все страницы

 

Приложение 7

Т.И. Шульга, доктор психологических наук, профессор;
Л.Я. Олиференко, кандидат педагогических наук
(г. Москва)

Рекомендации к совместным действиям разных ведомств
в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи


Доминирующий фактор в характеристике
семьи

Виды помощи семье и детям

Службы, центры, учреждения, специалисты

Необходимые документы для оказания помощи

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи

1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога
2. Помощь психотерапевта, психолога семье и детям
3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов
4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания
5. Постановка на учет в ОППН, ОВД, УВД или детскому наркологу, психиатру

ДОУ, школа, центр, служба, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.

Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога

Жестокое отношение к ребенку

1. Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника
2. Консультации для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста
3. Психотерапевтическая помощь родителям и детям
4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы
5. Постановка на учет в ОППН, ИДН, ЦСВ, КДН, к подростковому психиатру, наркологу
6. Привлечение родителей к работе семинаров, к беседе по тематике воспитания в семье

Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН

Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребенка

Семья алкоголиков (оба родителя пьют)

1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей и подростков)
2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам
3. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе
4. Постановка семьи на учет
5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
6. Постановка подростка на учет в ИДН
7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д.
8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения
9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально-трудовой адаптации. Вечернюю школу, ПТУ и т.д.
10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости)
11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

ДОУ, школа, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, Комитет по здравоохранению, врачи, службы, учителя, КДН, ИДН

Акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление. Характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав

Полная семья, один из родителей пьет

1. Наблюдения и консультации психолога за ребенком
2. Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача
3. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания
4. Дополнительная помощь ребенку в учебе со стороны учителей
5. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы
6. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
7. Индивидуальная работа социального педагога с каждым их родителей по изменению отношений в семье
8. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра
9. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения

подростковый психиатр, управление здравоохранения, КПН, инспекция по делам несовершеннолет-них, центр семейного воспитания, психолог-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, наркологический диспансер, клубы и Дворцы творчества детей и подростков

Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребенка на ПМП комиссию, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник. Рисунки детей, направление детского психиатра, заявление

Неполная семья, родитель-алкоголик (одинокая мать или отец алкоголики)

1. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости
2. Наблюдения и консультации школьного психолога
3. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки
4. Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой целью детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав
5. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения
6. При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу

Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМП комиссия, КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения

Психологическая характеристика. Педагогическая характеристика. Направление образовательного учреждения. Заявление-ходатайство по форме. Выписка из медицинской карты от участкового педиатра. Направление психиатра. Акт обследования жилищных условий по форме. Тетради, дневники, рисунки

Семья в состоянии развода или после развода

1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя
2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта
3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учебе
5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу
6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка
7. Помощь ребенку со стороны его окружения
8. Помощь ребенку со стороны сверстников ( по рекомендации учителя)
9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму
10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)

ДОУ; школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб

Педагогическая характеристика их образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-
бытовых условий семьи, генограмма, экокарта ближайшего окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога (с указанием конкретных фактов)

Неполная семья

1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей
2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка
3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы
4. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога
5. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования
6. Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т.д.)
7. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя
8. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты
9. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье

ДОУ; школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, Дома творчества, органы социальной защиты

Характеристика их образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и др.

Отчужденность родителей из-за занятости

1. Сопровождение ребенка социальным педагогом
2. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения
3. Консультативная помощь психолога, психотерапевта.
4. Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания
5. Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка
6. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель)
7. Помощь родителям с детьми в Центре "Семья"

Центры, ДОУ, образовательные учреждения, Дворец творчества

Карат семьи, рекомендации для родителей, ходатайство об устройстве в центр, заявление родителей, приглашение родителей в центр, школу

Опекунские семьи: престарелые; употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные

1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы
2. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов
3. Индивидуальная работа психолога с ребенком
4. Помощь ребенку в учебе учителями
5. Консультации районного психиатра
6. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующие передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т.д.)
7. Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения
8. Консультация у невропатолога или психиатра

ДОУ, школы, специалист по охране прав детства, центры, психолого-медико-педагогическая комиссия, районный психиатр или невропатолог, ИДН, КДН

Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневники, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога. психиатра

Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях

1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом
2. Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем
3. Восстановление родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом
4. Организация встреч родителей и детей с руководителями учреждения
5. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения
6. Помощь со стороны окружения семьи
7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях
8. Организация воспитателями переписки детей и родителей

ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН

Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в
ЖЭК, в ЗАКС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения

Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

1. Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником
2. Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка
3. Занятия родителей и детей в семейных группах
4. Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты
5. Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
6. Оказание учителями помощи ребенку в учебе
7. Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением
8. Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи
9. Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка
10. Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня

ДОУ, школы, центры, центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, психолого-медико-педагогическая комиссия, родственники, друзья семьи

Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую комиссию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных
средств семье, принимающей ребенка

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей

1. Телефон милиции
2. Телефон приюта
3. Телефон отдела по охране прав детей
4. Телефон розыска детей
5. Телефон больницы для помещения ребенка на обследование

 

Заявление о нахождении ребенка, телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны прав детства

Источник: Социальные технологии: работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении: методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2007.

Составитель: Л.А.Сеньченко, методист отдела коррекционной педагогики УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО"
Рецензенты: И.Г.Батурина, социальный педагог УО "Витебский городской государственный СПЦ"; Л.В.Куксенок, педагог-психолог УО "ГОСШ № 8 г.Витебска"

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.