Родительское собрание — продуктивная педагогическая игра "Воспитание не насилием в семье"
Цели: 1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми; 2)убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания; 3) договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье. Участники: родители учащихся, классный руководитель, социальный педагог, педагог-организатор и школьный психолог.
Подготовка. I. Беседа классного руководителя с детьми «Кто для нас наши родители?» II. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений родителей с детьми (проводят психолог, классный руководитель). Процедура анкетирования учащихся может быть следующей: а) каждому школьнику вручается бланк анкеты:
Начало предложения |
окончания предложения
|
Мама со мной ласкова...
|
часто
|
иногда
|
редко
|
никогда
|
Папа со мной ласков...
|
часто
|
иногда
|
редко
|
никогда
|
Мама на меня кричит...
|
часто
|
иногда
|
редко
|
никогда
|
Папа на меня кричит...
|
часто
|
иногда
|
редко
|
никогда
|
Мама может меня шлепнуть, ударить...
|
часто
|
иногда
|
редко
|
никогда
|
Папа может меня шлепнуть, ударить...
|
часто
|
иногда
|
редко
|
никогда
|
б) педагог, который проводит анкетирование в классе, разъясняет школьникам инструкцию: «В конце каждого незаконченного предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово. Для окончания каждого нового предложения нужно каждый раз заново выбирать одно слово из четырех предложенных»; в) школьникам вслух зачитываются предложения из анкеты, а они выбирают свои варианты продолжения этих предложений и отмечают на бланках свой выбор. III. Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми (проводят психолог и классный руководитель). Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации. 1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство. 2.Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей. 3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно. 4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой. 5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении. 6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу. 7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать. 8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок. 9.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его? Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет не насилие! |