На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Отцы и подрастающие дети: проблемы взаимоотношений
Отцы и подрастающие дети: проблемы взаимоотношений
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

С позиций родителей, да и самих подростков, эти отношения не всегда выглядят наилучшим образом. Главное, о чем забывают и те, и другие - это то, что эти отношения можно строить!

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько стилей детско-родительских отношений.
1. Наиболее развитой формой доверия можно назвать демократические отношения. Реально это выглядит следующим образом: неущемление прав при выполнении обязанностей и объяснение причин требований.

Родители и ребенок договариваются о соблюдении некоторого соглашения. Четко распределяют обязанности и определяют степень наказания, если соглашение не соблюдено. Не надо забывать, что выполнение правил соглашения соблюдаются всеми сторонами на равных. Многое в таких семьях основано на доверии и уважении к мнению каждого. Этот стиль взаимоотношений сложный, требующий большого терпения. Но именно он в дальнейшем не оттолкнет детей от родителей и позволит многое решать, не ущемляя достоинств друг друга, не обижая никого из членов семьи.

2. Не нужно доводить демократический стиль взаимоотношений до отсутствия контроля при недостатке душевных отношений. Эти отношения дают ощущение вседозволенности, потому что у ребенка не полноценной ответственности за свои поступки. Родители думают только о себе, своих делах, и часто в таких семья ребенок является просто раздражающим фактором. Он чувствует себя ненужным, лишним и нелюбимым. Такой стиль отношений приводит к тому, что остро нуждающийся в родителях (как в опоре) ребенок начинает искать утешения и отдушину в других, зачастую не лучших людях. Такие дети часто прогуливают уроки, уходят из дома. Они становятся зависимыми от других. Их могут использовать в своих целях не с самыми благими намерениями. Подростки могут начать утверждаться за счет слабых, проявлять жестокость.

3. Очень часто среди родителей распространен авторитарный стиль: жесткий контроль, причины требований родителями не объясняются (типа «так положено», «я так сказал», «я старше, ты должен»). Подросток может не принять такой стиль отношений, если он принадлежит к сильному типу. В поведении это проявляется в неподчинении и борьбе. И тогда бессонные ночи вам гарантированы. И надолго испорченные взаимоотношения тоже. Если же ребенок принадлежит к более слабому типу, то авторитарный стиль отношений может привести к тому, что он вырастет неуверенным в себе, незрелым и несамостоятельным. При таком варианте часто вырастают инфантильные дети. Не приучившись к самостоятельности и ответственности за свои поступки, ребенок в дальнейшем не сможет решать свои проблемы самостоятельно.

4. Разновидностью авторитаризма можно назвать жесткий контроль при недостатке эмоциональности. Некоторые родители считают, что главное в воспитании – просто следить за успеваемостью и контактами ребенка. При этом отношения сводятся к: «Уроки сделал? Ну и молодец, Займись чем-нибудь, а мне не мешай». Инициативы с позиции ребенка не воспринимаются. Ребенок чувствует себя заброшенным и ненужным. Недостаток тепла развивает недоверие к людям, часто жестокость, ведь такой ребенок часто не знает, что значит любить, сострадать, жалеть. Потребность в любви он компенсирует общением со сверстниками, причем в большом объеме. Могут начать увлекаться наркотиками, пьянством, как средством «забытья» от проблем. Часто такие дети начинают совершать правонарушения, мелкие кражи. Считается, что таким способом они подсознательно пытаются привлечь внимание к себе и своим проблемам.

5. Крайним вариантом любви является гиперопека при сильном эмоциональном контакте. Такие родители не да-ют самостоятельно развиваться своим детям. Они думают за них, решают что и как делать. И при этом все подается как «Это все для твоего же блага» Такие родители постоянно держат детей в поле зрения, не отпускают их ни на минуту. Со временем у детей, воспитанных при таком стиле взаимоотношений, возникают трудности в общении. Они так и остаются инфантильными, «маменькиными» сынками и дочками. Но и при таком стиле могут проявляться любые формы отвоевывания свободы. Хвататься за сердце и упрекать своих чад в черствости не стоит. Лучше позволять своим детям самим принимать решения и не переусердствовать в любвеобильности.

6. Новомодными становятся высокие ожидания родителей. При таком стиле отношений родители предъявляют много требований, претензий к ребенку, записывают во многие престижные кружки и секции. И вообще пытаются слишком разносторонне развивать ребенка. Пир этом желания самого ребенка не очень-то учитываются. Английский, музыка, танцы, плавание, теннис, фигурное катание, шахматы – это неполный список пожеланий родителей того, что должен уметь ребенок. И это не считая того, что он должен хорошо учиться и помогать родителям по дому. Сами родители и половины из этого списка не умеют. Но их это ничуть не смущает. Ребенок становится «реализатором» жизненных планов родителей. Успехами ребенка можно хвастаться (родители тешат свое самолюбие, мол «вот мой какой!») Каждый промах ребенка сопровождается претензиями в адрес самого ребенка или его педагогов. «Вот я в твои годы!» и далее следуют воспоминания о суперменских способностях обоих родителей. Тут нехотя начнешь врать, чтобы избежать укоров. При таком стиле воспитания у детей формируется тревожность, страхи, а жизненным мотивом становится боязнь неуспеха и избегание неудач.
Каждая семья старается выработать свой стиль. У каждого стиля есть свои достоинства и недостатки. Конечно, позиция родителей может меняться на протяжении времени в различных ситуациях, но главное, чтобы эти отношения в целом приносили радость Вам и всем членам Вашей семьи.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.