Методика измерения психологической дистанции
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(автор методики Е.И. Медведская (Медведская Е. И. Мы глазами детей: Экспресс – диагностика личностных особенностей младших школьников: Пособ. для практ. психологов, педагогов, социальных работников. – Мн.: Бестпринт, 1997.), модифицированный вариант Т.А. Заеко)

Цель методики: определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам большой семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами большой семьи.
Выполнение диагностической процедуры каждым членом семьи позволяет получить представление о структуре психологического пространства каждого члена семьи и оценить сплоченность семьи в целом.

Теория и описание методики
Одним из способов организации психологического пространства является психологическая дистанция. Она фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека.
Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:

 

  • Обобщенное представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;
  • Обобщенное понятие о другом, о его свойствах;
  • Принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия этого другого.

Психологическая дистанция может быть представлена в параметрах длины (короткая - длинная) и силы (слабая – напряженная). Параметр длины характеризует расстояние от Я одного человека до Я другого в психологическом пространстве и связан с переживанием ограниченности Я каждого из участников взаимодействия.
Параметр силы определяет заполненность психологической дистанции содержанием Я участников общения, меру представленности разных модальностей психической реальности (мыслей, чувств, желаний, возможностей) каждого из них в конкретный момент времени или в течение определенного временного промежутка. Этот параметр переживается как значимость другого человека. Значимость другого связана с удовлетворением им определенных потребностей субъекта (чем больше потребностей он может удовлетворить и чем потребности выше в своей иерархии, тем больше значимость другого, тем сильнее его воздействие на свойства психической реальности субъекта).
Параметры длины и силы прямо коррелируют друг с другом: чем короче психологическая дистанция до определенного человека, тем более напряженной она является, чем сильнее переживание собственной ограниченности, тем большее влияние приобретает другой человек, тем больше его значимость.
В зависимости от длины психологической дистанции выделяют три вида отношений "испытуемый – другой человек", схематическое изображение которых представлено на рисунке № 1:

Методика измерения психологической дистанции

Рис. № 1

Симбиотические отношения: психологическое пространство сильно сжато, уплотнено, что исключает возможность каких бы то ни было внутренних изменений в нем и делает его статичным, неподвижным. При таких маленьких расстояниях исключается возможность для динамики, расширения Я, оно формируется под влиянием других людей или "поглощается" ими, нет простора для развития и проявления собственной активности.
Отчужденные отношения: при слишком больших расстояниях нет ощущения связи с другими людьми, создаются различные барьеры для взаимовлияния, что замыкает Я на самом себе, и, естественно, также является препятствием для личностного развития. При отчужденных отношениях, из-за отсутствия связей с окружающим миром, психологическое пространство вообще не образуется или включает в себя лишь некоторые элементы (поэтому является очень "бедным").
Плодотворные отношения базируются на оптимальной длине психологической дистанции. При таких отношениях существует возможность для движения, для переструктурирования психологического пространства в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями развития, и человек оказывается способным переживать изменения собственной психической реальности как результат воздействия или самовоздействия.
Предлагаемая методика определения психологической дистанции основана на широко распространенной в психодиагностике идее проекции внутренних переживаний на материал стимулов. Она базируется на эгоцентрической модели построения психологического пространства и предлагает получение от испытуемого невербального ответа на вопрос: "Кто из других мне ближе?" При этом Я субъекта выступает неким организующим центром его симпатий и антипатий по отношению к другим людям.
Стимульный материал: игровое поле 7×7 клеточек и фигуры:

Методика измерения психологической дистанции

Для проведения обследования и интерпретации результатов исследователю необходимо располагать информацией о реальном составе семьи испытуемого.
Обследование проводится индивидуально с одним или несколькими членами семьи. Испытуемому предлагается расставить на игровом поле фигуры, обозначающие членов семьи, на любых клеточках по отношению к своей фигуре, которая должна быть расположена в центре поля.
Инструкция (вариант для взрослых): "Перед Вами поле, расчерченное на небольшие квадраты. Попробуйте на данном поле расставить определенные фигуры. Фигуры, которые Вы расставите, будут обозначать членов Вашей семьи, а также членов родительских семей: Вашей и Вашего супруга(ги). При этом треугольники "основанием вниз" - обозначат членов семьи женского пола, треугольники "основанием вверх"   - обозначат членов семьи мужского пола, а круг будет обозначать ребенка и подростка до 15-ти лет. Все фигуры по мере расставления подписываются.
Сначала Вы определяете местоположение своей фигуры: она должна быть в центре поля. (Испытуемый ставит собственную фигуру в центр поля.) Хорошо. Положение других фигур Вы будете определять относительно Вашей фигуры. Располагайте их, как хотите по отношению к Вашей фигуре: можете ставить другие фигуры ближе к своей, можете дальше, можете ставить фигуру на фигуру, располагать их в одной клеточке, можете выносить фигуры за пределы поля".
Предлагаемые объекты для определения психологической дистанции:

  • Я (испытуемый)
  • Муж (жена)
  • Ребенок
  • Моя мама (мать испытуемого)
  • Мой отец (отец испытуемого)
  • Мать мужа (жены)
  • Отец мужа (жены)
  • Братья и сестры (испытуемого и мужа/жены)

Обследование с детьми проводится в игровой форме, что вызывает у ребенка неподдельный интерес и желание принять участие в "игре". Перед испытуемым располагаются поле и цветные фигуры. Ребенку предлагается выбрать фигуру, обозначающую его самого, и поставить в центр поля. Затем экспериментатор называет по очереди членов семьи, по отношению к которым измеряется психологическая дистанция, а ребенок выбирает нужную фигуру и (в зависимости от собственного желания) располагает ее по отношению к себе на любых клеточках поля.
Инструкция (детский вариант): "Сейчас мы с тобой поиграем: будем расставлять фигуры на этом поле. Треугольники "основанием вниз"  - обозначают взрослых женщин,    треугольники "основанием вверх"  - такие фигуры обозначают взрослых мужчин,   круг -   всегда будет обозначать ребенка.
Сначала выбери ту фигуру, которая обозначала бы тебя самого, и поставь ее на середину, в центр нашего поля. (Ребенок выполняет задание.) Хорошо, а дальше будем играть так. Я буду называть людей, ты будешь брать фигуры, их обозначающие, и расставлять вокруг себя на любых клеточках поля. Располагай их, как хочешь: можешь ставить ближе к себе, можешь дальше, можешь даже ставить картинку на картинку. Тебе все понятно? Тогда начинаем играть".
Предлагаемые объекты для определения психологической дистанции (детский вариант):

  • Мама
  • Папа
  • Брат (сестра)…(имя)
  • Бабушка…(имя)
  • Дедушка…(имя)
  • Тетя…(имя)
  • Дядя…(имя)

После того, как испытуемый выполнил задание, целесообразно спросить: "Посмотрите внимательно. Здесь все, кого бы вы хотели видеть? Если хотите кого-нибудь дорисовать, сделайте это и подпишите фигуры. Если - нет, оставьте все, как есть", "Кого бы ты еще хотел поставить на это поле?". Это дает возможность учесть всех в той или иной степени близких людей для испытуемого, даже если они не являются его родственниками и членами большой семьи.
В зависимости от задач исследования и состава семьи в каждом конкретном случае список объектов для определения психологической дистанции может варьироваться.

 

Обработка и интерпретация результатов
Психологическая дистанция анализируется по параметру длины. Для определения длины психологической дистанции (измерения расстояния от фигуры испытуемого до иной фигуры) введены условные обозначения:
1 – одна клеточка по прямой в любую сторону от фигуры испытуемого.
1,5 – одна клеточка по диагонали в любую сторону от фигуры испытуемого.
0 – при наложении фигуры на фигуру.
Таким образом: минимальная психологическая дистанция – 0, максимальная психологическая дистанция – 4,5. Примеры значений психологической дистанции приводятся на рисунке № 2.

Методика измерения психологической дистанции

Наименьшие показатели психологической дистанции характеризуют отношения с наиболее близкими и значимыми людьми для испытуемого. Длинная дистанция в диаде "испытуемый – член большой семьи" указывает на отчужденность и скорее конфликтный характер отношений между ними. О том же свидетельствует вынос фигуры за пределы поля.
Феноменология психологической дистанции различной длины представлена в таблице № 1.

Таблица № 1

Феноменология психологической дистанции

Длина психологической дистанции

Феноменология

 

Короткая

Привязанность, боязнь разлуки, иногда навязчивость, "прилипчивость"

 

Средняя

Доброжелательность, отзывчивость, приветливость

 

Длинная

Отстраненность, замкнутость, нежелание общаться, избегание разговоров и встреч

Согласно предлагаемой модели построения психологического пространства, в нем возможно существование 3-х различных областей, или зон, определяемых длиной психологической дистанции. Каждая из данных областей соответствует определенному виду взаимоотношений испытуемого с членами семьи и другими людьми. Их характеристика содержится в  таблице № 2.

Таблица № 2
Области психологического пространства, определяемые по типу связи между людьми

Область

Характеристика

Длина психологи-ческой дистанции

Рефлексив-ные пережива-ния

Симбио-тическая

Очень тесная связь с другими людьми, отношения взаимозависимос-ти

Короткая (0-1,5)

Я не принадле-жу сам себе. На меня давят.

Плодо-творная

Оптимальная зона для построения взаимоотношений с другими людьми и личностного развития.

Средняя
(2-3)

Мне никто не мешает. Я могу положиться на других и на себя.

Отчуж-денная

Отсутствие общности с другими людьми, отстраненность от них.

Длинная (3,5-4,5)

Я одинок и никому не нужен. Вокруг меня никого нет.

Расположение данных областей психологического пространства на игровом поле изображено на рисунке № 3.

Методика измерения психологической дистанции

В чистом виде преобладание какого-либо одного вида взаимоотношений по отношению ко всем членам  большой семьи встречается редко. Как правило, характерно сочетание различных видов взаимоотношений: так симбиоз в основном типичен для взаимоотношений матери и маленького ребенка, жены и мужа (на первом этапе существования семьи); плодотворные отношения и чаще отношения отчуждения - для взаимоотношений с родителями и родственниками мужа (жены). Однако симбиотические взаимоотношения отнюдь не являются нормой для отношений между матерью и ребенком старшего возраста, а также для отношений между супругами при большем стаже семейной жизни.

Поскольку данная методика относится к классу проективных, то она рассчитана, прежде всего, на качественную обработку и интерпретацию полученных данных. Предлагаемый количественный подход является скорее дополнительным средством для облегчения анализа при сопоставлении результатов определения психологической дистанции у разных испытуемых.
Достоинствами предлагаемой методики являются ее экономичность, вариативность в выборе объектов для измерения психологической дистанции, отсутствие больших временных затрат на ее проведение и обработку полученных данных.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.