Растим умного ребенка
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей

растим умницу

«Развиваем когнитивные способности у малышей»: такие объявления — не редкость на сайтах для родителей. Речь идет об умении ребенка познавать мир (не только внешний, но и внутренний—свое «Я»), усваивать знания, учиться. Это важно для дошкольника!

Моя Вика в 3 года уже считала до ста!», «А мой Андрюша к четырем читать научился!» — соревнуются в перечислении детских достижений мамы. Что может быть приятнее для родителей, чем гордиться успехами своего ребенка? Вот только умственное, или, как принято говорить на Западе, когнитивное, развитие малыша нельзя ни тормозить, ни форсировать. Все хорошо в свое время!

 

 

Задача номер один

Мамы стараются основательно подготовить своих деток к школе, чтобы могли читать, писать, считать, но при этом забывают о самом главном. Прежде чем учить ребенка чему-то, нужно научить его... учиться! Он, собственно говоря, именно этим и занимается: постоянно исследует окружающий мир, а мы, взрослые, часто мешаем ему, не понимая смысл того, что он делает.
Познавательная деятельность малыша разнообразна. Вам кажется, что он бьет баклуши, впустую проводит время, когда возится
со своими куклами или машинками, но на самом деле ваше чадо занято крайне важным делом!

На заметку. Ребенок исследует окружающий мир, примеряет на себя разные роли в форме игры в дочки-матери, магазин, больницу. А разве не тем же самым занимаются бизнесмены, участвующие в деловых играх во время психологических тренингов?

Почему да откуда

Родителей раздражают бесконечные «Почему?», которыми донимают их маленькие детки. Тут познавательный интерес налицо, но как часто взрослые отбивают его у ребенка, игнорируя его вопросы или раздраженно отвечая: «Отстань, надоел уже со своими «почему»!» Впрочем, иногда нужно, чтобы ребенок получал не готовый ответ на свои вопросы, а лишь небольшой намек, подсказку от взрослых. Пусть подумает сам, попробует сделать хоть маленькое, но открытие: это способствует развитию мышления.
Окрики « Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Ну вот, опять все сломал!» — из той же серии. Малышу нужно все попробовать на ощупь и на вкус, рассмотреть повнимательнее, разобрать и собрать. Поломки и порча имущества при этом неизбежны, но страх что-нибудь повредить и быть наказанным за свое любопытство не должен останавливать детскую познавательную деятельность.


На заметку. Родители сначала ругают кроху за его когнитивные инициативы, а когда несколько лет спустя, уже став школьником, он не проявляет ни малейшего интереса к учебе, удивляются: и в кого это он такой ленивый?

 

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ВОСПРИЯТИЕ, ПАМЯТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, ВООБРАЖЕНИЕ И ЛОГИКУ.


Воспитанный телевизором


Еще одна ошибка, к сожалению, очень распространенная в наши дни — когда кроху с раннего возраста растят перед телевизором. Показывают мультики и развивающие программы для самых маленьких, а детских книжек совсем не читают. «Зачем они нужны, когда есть телевизор?» — удивляются мамы. А затем, что восприятие сказки со слуха и с экрана — это совсем разные вещи.
Читая ребенку, вы стимулируете его воображение: информация- то поступает со слуха, а картинку он должен сам представить, и не факт, что она будет именно такая, какую нарисовал художник-мультипликатор. А на экране все уже готово, малышу напрягаться не надо, тут он выступает в роли потребителя, а значит, таким же пассивным потребителем знаний будет и в школе. Такому нужно все разжевать и в рот положить, а к самостоятельной работе он не готов.

ЗАЧАСТУЮ ВЗРОСЛЫЕ ОТБИВАЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС У РЕБЕНКА, ИГНОРИРУЯ ЕГО ВОПРОСЫ «ПОЧЕМУ?».

На заметку. О проблемах в когнитивной сфере малыша свидетельствуют попытки зеркального письма при обучении грамоте, когда буквы перевернуты в другую сторону, а также нечеткие, очень неразборчивые каракули, когда шестилетке никак не удается более или менее красиво воспроизвести буквы по образцу.

Посмотрите на себя


Учтите такой факт: на развитие когнитивных способностей малыша влияет общая интеллектуальная атмосфера в семье. У деток эрудированных и начитанных родителей, постоянно пополняющих свои знания, шире словарный запас и кругозор, сильнее жажда знаний и выше творческий потенциал.

Соблюдайте равновесие


Не стремитесь научить ребенка читать, писать, считать и говорить на иностранных языках как можно раньше. За все эти знания отвечает левое полушарие. Но природа так устроила, что у малышей до 6-7 лет должно доминировать правое, отвечающее за образное мышление, воображение, творческие способности и эмоции. Если вместо них усиленно развивать интеллектуальный потенциал, всячески стимулируя левое полушарие, такой перекос ни к чему хорошему не приведет. Ведь интеллекту, оторванному от воображения и творческой активности, не подкрепленному положительными эмоциями, грош цена!


На заметку. Конечно, маме приятно похвастаться тем, что ее четырехлетний малыш умеет читать. Вот только зачем ему это в таком возрасте? Глазки крохи еще не готовы к зрительной нагрузке, не говоря уже о том, что «Войну и мир» малыш все равно читать не станет, а сказку о волшебнике Изумрудного города ему сейчас полезнее услышать от мамочки. Почему?
Да потому, что, пытаясь прочитать слово за словом, малыши совершают настолько большой труд, что не в состоянии осознать их смысл. Читая, они зачастую не понимают, о чем идет речь в предложенном им тексте, не запоминают его и не могут пересказать.
Источник О чем врачи вам не говорят №10, 2020г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.