Сегодня все больше детей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности идут в школу. Это непростые ученики: шумные, невнимательные. Но очень способные, если направить их энергию в нужное русло.
Признаки гиперактивности
Ребенок очень активный. Многое начинает, но не доводит до конца, быстро теряет интерес и не удерживает внимание. Часто встревает в разговор взрослых, перебивает, отвечает на вопрос, не дослушав до конца. Игнорирует просьбы и обращения. В дошкольном возрасте часто забывает и теряет вещи, они без конца ломаются, падают.
Заражается эмоциями и тяжело их тормозит. В хорошем настроении веселится, бегает, не может успокоиться. Раздражительность и плаксивость нарастают, наступает нервное истощение.
Легко отвлекается: сосед постучал по парте, птичка села на подоконник и все, отвлекся — работа закончена.
Гиперактивные дети нетерпеливы, не могут дождаться входа в игру, своей очереди. Не ругайте, не наказывайте их. Поиграйте. Например, в игру «Кто медленнее», « Что за чем бывает». Если он любит пазлы, рисование, лепку,- пусть занимается, но не в наказание, только если нравится. И не выдергивайте ребенка из процесса едой, а подготовьте переход к ней заранее: «Когда закончишь рисовать, будем кушать».
У гиперактивного ребенка не развита функция прогнозирования. Поэтому ему особенно необходим режим дня. Это не только подъем и сон, а и просмотр мультиков, игра, еда, занятия. Даже на выходных придерживайтесь режима, приближенного к садику или школе.
У гиперактивных детей бывают проблемы в неряшливости: суетился с тарелкой в столовой — залил форму. Бежал, упал, порвал штаны. Со временем будут улучшения. Следует запастись терпением и помочь ребенку.
Нужно четко формулировать задачу. Не говорите ребенку «сложи портфель», он не поймет. Скажите конкретно: «Положи в портфель тетрадь, пенал, дневник».
Гиперактивный ребенок. Советы психолога родителям
Грамотно обустройте рабочее место ребенка. В идеале: в своей комнате. В поле видимости никаких отвлекающих моментов: плакатов, игрушек, еды. На столе одна ручка, один карандаш и одна тетрадь, а не весь портфель. Возьмите на себя подготовительную часть, например, расчертите поля, чтобы ребенок сразу занялся уроками, начните с более легких задании, чтобы создать ситуацию успеха для мотивации. Усталость нарастает, и если в конце остается трудное, а это ребенку особенно тяжело.
Гиперактивный ребенок больше чувствителен к похвале, чем к выговорам, потому что он живет в обстановке «нельзя». Четко определите, что точно нельзя: «нельзя бить детей», «нельзя перебегать улицу на красный свет» и т.д. На остальное смотрите сквозь пальцы.
Для слишком подвижного ребенка требование сидеть смирно — непосильное. Смиритесь с тем, что какие-то задания придется выполнять на ходу.
«Не болтай ногами, сиди ровно и пиши красиво» — это три в одном! Выберите что-то одно, что для вас важно именно сейчас, и сконцентрируйтесь только на этом. Если важен почерк, то обращайте внимание только на него. Писать красиво и грамотно — это тоже два в одном.
Устраивайте для гиперактивного ребенка минутки-передышки, разрядки («Принеси мне из кухни кружку», «Выключи, пожалуйста, свет в коридоре»). Ребенок не делает многого не потому, что не хочет, а потому, что не может. Сложно сразу сделать 5 уроков. Дальше ребенок сможет сесть на место и продолжить работать. Каждая мама знает своего ребенка лучше любого специалиста, чтобы придумать ему блиц-задание.
Договоритесь с домашними: чтобы папа не включал громко звук на телевизоре, а бабушка не делала отбивные на кухне в то время, когда надо делать уроки.
Используйте систему поощрения, подбадривайте, говорите, что все получится. «Выполнишь домашние задания, и мы пойдем на улицу» или любой другой стимул.
Предъявляйте к ребенку адекватные требования, не завышенные и не заниженные.
Давайте детям четкие конкретные инструкции. Вместо слов : «А помнишь, ты мне, Ванечка, в среду говорил, что будешь вешать одежду ровно?». кратко и четко скажите «Повесь одежду ровно!» Выстройте и соблюдайте режим дня.
Не берите ребенка с собой в большие компании, в магазин, на рынок. Ребенок перевозбуждается. Отсюда истерики и капризы из-за истощения нервной системы.
Запрещайте только то, что действительно необходимо или опасно. Закрывайте глаза на мелочи.
Излишнюю активность направляйте в нужное русло: игра с мячом, кегли, бег, плавание.
Помогите ребенку развить навыки самоконтроля и саморегуляции: «Прежде чем что-то сделать , посчитай до 10, похлопай в ладоши».
Очень хороших результатов помогает добиться «мамин дневник», где каждый день вы оцениваете своего ребенка. За соблюдение каких-то пунктов награждаете, за несоблюдение — лишаете, например, сладостей. Можно отмечать это значками, фантиками, наклейками. «Когда будет 5 звездочек, пойдем в парк, купим игрушку» и т.д. Будьте последовательны и скрупулезны, иначе методика не будет работать. |