На главную Работа с родителями Рекомендации родителям Методические рекомендации родителям по вопросам развития и воспитания детей с признаками одаренности
Методические рекомендации родителям по вопросам развития и воспитания детей с признаками одаренности
Работа с родителями - Рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям по вопросам развития и воспитания детей с признаками одаренности

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным путем к пониманию.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.


5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они выражаются в неординарных вопросах или в поведении, и являются признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
7. Не ждите, что ваш ребенок будет таким как Вы, или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать собой, а не Вами.
8. Не требуйте от ребенка платы за все, что для него делаете: Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необходимый закон благодарности.
9. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть «горький хлеб», ибо «что посеешь, то и взойдет».
10. Не относитесь к проблемам ребенка свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам - у него она своя.
11. Не унижайте ребенка во время рефлексии.
12. Помните, что для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
13. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы чужие сделали Вашему.
14. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным и т.д.
15. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который рядом с Вами.
16. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями, поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам.
17. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка, не следует говорить ребенку как его произведения можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть и лучше, если бы...». В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.
18. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы, идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или за гранью.
19. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.
20. Помогайте ребенку строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
21. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого сковала основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
22. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет! В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе.
23. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
24. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. Острая карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной - но и не очень доброй!
25. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (подсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
26. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого он любит.
27. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открьпие.
28. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Таким образом, он сможет стать конструктивным, скорее, чем неконструктивным неконформистом. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.
29. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Со школьного возраста ребенку очень важно иметь друга такого же возраста и пола. Нельзя позволить ребенку погрузиться в одиночество.


Памятка для родителей по особенностям познавательного развития одаренных детей.


1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе, и что было бы, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они способны воспринимать связи между предметами и явлениями и делать соответствующие выводы. Им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать мысли. Однако ради удовольствия они изобретают собственные слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, одаренные дети с удовольствием занимаются сложными и даже не имеющими практического решения задачами, не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6 Нередко одаренные дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики.
7. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в приоритетных видах деятельности.
8. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в помощи и поддержке, но не в слепой опеке.


Памятка для родителей по психосоциальной чувствительности одаренных детей.


1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие.
2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, творчество, избирательность и богатая фантазия весьма характерны для одаренных детей.
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Восприятия смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно восприимчивы к неречевым сигналам окружающих.
7. Эгоцентризм как характерная черта детей дошкольного возраста.
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности со сверстникам.
Памятка для родителей по физическому развитию одаренных детей.
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика.
3. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать и развивать их несамостоятельность.
4. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).


Утверждения для родителей в аспекте развития одаренности детей:


1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате и на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
17. Я регулярно читаю ребенку.
18. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
19. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
20. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
21. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
22. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
23. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
24. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
25. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
26. Я позволяю ребенку играть с «бросовым материалом».
27 Я побуждаю ребенка находить проблемы и формулировать противоречия, а затем решать их.
28. В занятиях ребенка я нахожу достойные похвалы.
29. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
30. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
31. Я даю ребенку возможность самому принимать решения.
32. Я помогаю ребенку быть личностью.
33. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы, выставки, концерты и т.д.
34. Я развиваю в ребёнке позитивное восприятие его способностей.
35. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
36. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
37. Я доверяю ребенку.
38. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнил самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Источник: Емельянова, И.Е. Кокон одаренности: учебное пособие студентов, педагогов, родителей / И.Е. Емельянова - Екатеринбург: Изд-во Универсум, 2022. - 60 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.