Как добиться послушания
Работа с родителями - Рекомендации родителям

послушание

Все эти приемы помогают взаимодействовать с детьми и не оставляют места для плохих чувств.
Это даёт хороший результат, но не 100% послушания! Дети — не роботы! Все это положит конец раздорам и раздражению, поддержит самооценку детей, создаст положительную эмоциональную атмосферу, побуждающую детей к взаимодействию в заботе о себе и о родителях, а самим родителям даст уверенность в своих действиях и силах.
Соотносите обязательно эти способы с Вашим настроением (что в данной ситуации больше подходит?), возрастом и характером ребенка.

 

Сначала настраиваемся на взаимодействие:

1. Описывайте, что Вы видите, или описывайте проблему («Игрушки должны лежать на месте.»)
2. Предоставляйте информацию («На стенах рисовать плохо. Рисовать надо на бумаге.») НО: воздержитесь давать информацию, о которой ребёнок уже знает (он может подумать, что Вы считаете его глупым или язвите).
3. Говорите о своих чувствах («Я не люблю, когда меня толкают.»)
4. Пишите записки (На телевизоре: «Прежде, чем включить это, ПОДУМАЙ, сделал ли ты уроки?»)
5. Скажите о ситуации с юмором или в виде игры («Твои ботинки кричат снизу: «Поставь нас на место!»)


Продуктивная альтернатива наказанию


1. Обратите внимание ребёнка на то, как он может принести пользу (скажите, что НАДО делать, а не то, чего не надо: «Выбери три лимона,» — вместо: «Не бегай по магазину!»).
2. Чётко выразите неодобрение (не делая нападок на самого ребёнка и его характер, в безличной форме: «Мне это не нравится! Покупателям мешают дети, которые бегают по магазину!»).
3. Сформулируйте свои ожидания («Я надеюсь, мой сын будет спокойно ходить по магазину»).
4. Покажите ребёнку, как загладить свою вину, вместо ругани или наказания («Теперь нужна тряпка, чтобы вытереть пол»).
5. Предоставьте ему выбор («Бегать нельзя. Ты можешь везти тележку или сидеть в ней».)
6. Предпримите действия после предупреждения («Не сможешь ходить спокойно, будешь сидеть в коляске».)
7. Позвольте ребёнку ощутить последствия его плохого поведения («Ты вчера бегал в магазине. Сегодня я иду одна.»)
8. Для быстрого прекращения негативного поведения попробуйте метод «1—2—3»: начинайте медленно считать (без лишних слов и эмоций!), если ребенок не прекращает вести себя плохо, то без эмоций и долгих объяснений\увещеваний, взрослый делает то, что считает нужным: «Тогда действую я...» (метод тайм-аута, «Тогда отдай мне игрушку» и т.п.) Такой «счет» дает время ребенку для целенаправленного переключения своего поведения, показывает неотвратимость наступления последствий и ,в то же время, дает ребенку свободу выбора для регуляции своих действий.
9. Для прекращения плохого поведения и переключения с негативных эмоций на позитивные попробуйте метод «Выплюни вреднюшку!» Маленькая история: «В детей забираются вреднюшки. Они мешают хорошо себя вести. Боятся вреднюшки смеха и радости.» Поэтому, чтобы «убрать вреднюшку, её надо выплюнуть, но сама она так просто не уходит — сопротивляется!» Надо смеяться, а для этого можно щекотать/смешить ребенка, «пока вреднюшка не уйдет». Так что взрослый щекочет ребенка с инструкцией: «Выплюни вреднюшку!» — до тех пор, пока не «плюнет» и не переключится (есть книга Леонида Калинина «Вреднюшки»).

Если альтернатива наказанию не работает, значит это более СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА.

Шаги для решения сложной проблемы (применимо для детей от 5-6 лет):


Шаг 1. Вступление: обозначение проблемы и предложение разрешить ее вместе (необходимо хотя бы формальное согласие ребёнка. Если этого нет, то нужно дождаться подходящего момента).
Шаг 2. Поговорите о чувствах и потребностях ребёнка (используя метод «активного слушания»).
Шаг 3. Поговорите о своих чувствах и потребностях (используя метод «я-сообщений»).
Шаг 4. Обсудите проблему вместе, чтобы найти решение, устраивающее вас обоих. Ключевая фраза для включения в активную работу над проблемой «Что же НАМ делать?!» Можно предлагать любые варианты и ребёнку, и взрослому.
Шаг 5. Запишите (проговорите) все свои идеи по порядку.
Шаг 6. Решите, какие варианты вам нравятся, какие — нет, и какие вы хотите воплотить в жизнь.
Шаг 7. Уточните способы и время выполнения выбранного решения.

По теме Как изменить поведение ребенка

Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.