На главную Профориентация старшеклассников Программы и курсы Профориентационная программа «PROF. старт»
Профориентационная программа «PROF. старт»
Профориентация школьников - Программы и курсы

Н.А. Жарикова, Е.Н. Кирьянова, педагоги-психологи ЦППМС «Доверие» г. Мончегорска А.В. Сохромова, Е.В. Боброва, социальные педагоги ЦППМС «Доверие» г. Мончегорска
При правильном выборе профессии совпадают два фактора: индивидуальные особенности человека, которые проявляются в физическом развитии, возможностях, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и требования, которые предъявляются ему в освоении той или иной специальности. Как помочь учащимся сделать выбор -узнаете из опыта работы МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Доверие"» г. Мончегорска.
Специалистами центра «Доверие» в 2013/14 учебном году была разработана программа «PROF.старт», позволяющая учащимся не просто определить собственные склонности и интересы, но и соотнести свои возможности с особенностями профессии.

Цель программы: создание условий для профессионального самоопределения учащихся 9-х классов,
Задачи:

  • сформировать у подростков адекватное представление о личном профессиональном потенциале на основе сопоставления результатов самодиагностики, знаний о мире профессий и требований, предъявляемых к личности специалиста;
  • познакомить с правилами выбора профессии;
  • расширить представления о специфике современного рынка труда, и в частности о предложениях рынка труда Мурманской области;
  • способствовать развитию мотивации к достижению позитивных жизненных целей;
  • формировать коммуникативные умения и навыки.

Организация работы по программе:
• оптимальный объем группы 20-25 человек;
• учебный план рассчитан на 9 учебных недель. Наиболее оптимальный период проведения занятий - первое полугодие учебного года;
• общее количество занятий - 9 (диагностическое исследование включено в первое и последнее занятия);
• продолжительность занятий - 40-45 мин;
• занятия проводятся 1 раз в неделю, являются дополнительными (по согласованию с родителями учащихся);
• просветительская работа с родителями (родительское собрание, индивидуальные консультации по запросу).

Занятия проводятся в соответствии с тематическим планированием (таблица), однако в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне - в связи с реальными потребностями или запросами, возникающими у участников программы.

Критерии оценки результатов.
Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Возможными критериями оценивания могут быть:
• методика Голомштока;
• точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность а рамках изучаемой тематики;
• методика ДДО;
• наличие умения аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;
• овладение навыками самоанализа;
• активная позиция во время занятий;
• защита мини-проектов;
• отзыв учащихся по итогам работы по программе.

Прогнозируемые результаты:

• учащиеся знают особенности профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»;

Тематическое планирование программы «PROF.старт»

Тема занятия

Количество часов

Содержание занятия

1. «Знакомство. Диагностика»

1

Знакомство с учащимися, формирование в коллективе благоприятного психологического климата. Ознакомление с целью и задачами программы. Практические упражнения: «Визитная карточка», «Ассоциации».
Диагностика: методика Голомштока, анкетирование «Моя будущая профессия»

2. «Хочу, Могу. Надо»

1

Знакомство учащихся с правилами выбора профессии. Индивидуальная работа «Правила выбора профессии»

3. «Профессионально важные качества в профессиях типа "человек - человек"»

1

Знакомство с особенностями профессий типа «человек - человек».
Практическая работа: упражнение «Отгадай профессию», игра «Самая-самая»

4. «Профессионально важные качества в профессиях типа "человек - техника"»

1

Ознакомление учащихся с особенностями профессиональной деятельности специалистов типа «человек - техника».
Практическая работа: тест на координацию движения, игра «Недостающие детали», работа в группах по выявлению плюсов и минусов профессий

5. «Профессионально важные качества в профессиях типа "человек - художественный образ"» (приложение 1)

1

Ознакомление с особенностями профессий типа «человек - художественный образ». Практическая работа: игра-эксперимент на выявление нестандартности мышления, игра-эксперимент «Графический тест нестандартности мышления», написание синквейнов

б. «Профессионально важные качества в профессиях типа "человек - природа"»

1

Знакомство учащихся с особенностями профессиональной деятельности специалистов типа «человек - природа».
Практическая работа: создание и защита мини-проекта по профессиям данного типа

7. «Профессионально важные качества в профессиях типа "человек - знаковая система"» (приложение 2)

1

Ознакомление с особенностями профессий типа «человек знаковая система».
Практическая работа: игры «Переводчик», «Редактор», «Бухгалтер», «Шифровальщик»

8. Профориентации онная игра «Один день из жизни профессионала» (приложение 3)

1

Встреча со специалистами разных профессий. Создание условий для осознания учащимися специфических моментов профессиональной деятельности приглашенных специалистов.
Практическая работа: создание мини-проектов, посвященных профессиональной деятельности гостей. Брейн-ринг. Блицопрос

9. Заключительная диагностика

1

Методика ДДО, отзыв учащихся по итогам работы по программе

• учащиеся умеют соотносить свои возможности с требованиями, предъявляеммые к выбору профессии
• учащиеся способны сделать профессиональный выбор, используя основные правила выбора профессии;
• учащиеся имеют представление об особенностях современного рынка профессий.

Приложение 1
Конспект занятия «Профессионально важные качества в профессиях типа "человек - художественный образ"»

1. Познакомить учащихся с особенностями профессий типа «человек - художественный образ»
2. Создать условия для профессиональной пробы в игровой ситуации.
Материал: три картинки из теста Дж, Гилфорда, лист А4 для каждого учащегося, образцы «Графический тест нестандартности мышления» (автор Л.А. Яскжова), фотографии людей с различными эмоциями.
Ход занятия
1. Вводная часть
Педагог-психолог: Сегодня мы будем говорить о профессиях, относящихся к типу «человек - художественный образ». Это профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. Например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант. Вопросы для обсуждения:
Какие профессии можно еще отнести к типу «человек - художественный образ»? Какие способности необходимы людям данного типа?
Какие требования будет предъявлять работодатель к соискателю на должность модельера, певца, актера?

Материал для ведущего

• Психологические требования профессий «человек - художественный образ»:
• художественные способности, развитое эстетическое чувство;
• развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
• наглядно-образное мышление, творческое воображение;
• знание законов эмоционального воздействия на людей;
• нестандартное мышление;
• креативность.
2. Игра-эксперимент на основе материалов теста Дж, Гилфорда
Цель: дать учащимся представление о качествах мышления - нестандартности и оригинальности.
Инструкция. Педагог-психолог предлагает участникам проверить свои способности, необходимые для овладения профессиями типа «человек - художественный образ». Учащимся предъявляются три картинки (рис, 1). Задача - рассказать, что они видят в этих образах.

человек - художественный образ

Рис.1
3. Игра-эксперимент на основе материалов теста «Графический тест нестандартности мышления» (автор Л.А. Ясюкова)
Цель: дать учащимся представление о качествах мышления - нестандартности и оригинальности.
Инструкция: Каждый учащийся рисует на листе бумаге четыре квадрата, далее в первом - точку и окружность, во втором - линию, в третьем - две линии, в четвертом - треугольник. Обсуждение. Педагог-психолог показывает картинку, на которой изображена примерная модель для стандартного мышления (рис. 2), У учащихся, рисунок которых совпадает с образцом, - стандартное мышление. Успешность человека с данным типом мышления зависит оттого, насколько стандартна его деятельность, которая чаще всего выполняется по шаблону. На другой картинке (рис. 3) изображен образец, характерный для людей с нестандартным мышлением, которые любую ситуацию оценивают с разных сторон, осознают, что полного, идеального соответствия добиться невозможно.

примерная модель

Рис. 2, 3

4. Упражнение «Что я чувствую, скажи»
Цель: дать учащимся представление об эмпатии как качестве личности, необходимом представителям творческих профессий (например, актерам).
Инструкция. Выбираются 3-4 ведущих. Им предлагаются одинаковые фотографии с изображением одой эмоции (например, страха). Остальные участники фотографии не видят. Задача ведущих - по очереди показать эмоцию, задача участников - отгадать, какую эмоцию им показали.

Игра повторяется несколько раз. При обсуждении определяются учащиеся с наиболее развитым чувством эмпатии (точно определяют показанную эмоцию, точно передают загаданную эмоцию).

В профессии актера важна эстетическая эмпатия, которая помогает прочувствовать образ героя с его переживаниями, эмоциями.

5. Синквейн
Цель: обобщить полученные в процессе работы знания и представления учащихся.
Инструкция. Участники разбиваются на группы: модельер, архитектор, художник, актер, певец - и создают синквейн о соответствующей профессии. По завершении работы представитель от каждой группы зачитывает синквейн, не называя профессию. Задача остальных участников - отгадать, о чем речь.
Структура синквейна:
Строчка 1. Кто? Что? (Пишется одно имя существительное.)
Строчка 2. Какой? (Пишутся два имени прилагательных.)
Строчка 3. Что делает? (Пишутся три глагола.)
Строчка 4. Что вы думаете о теме? (Пишется фраза из четырех слов.)
Строчка 5. Кто? Что? (Пишется одно имя существительное и вывод по теме.)

Пример.
Актер.
Безумный, яркий. Плачет, играет, смеется. Не может жить без перевоплощений. Актер. Вся жизнь - театр.
6. Рефлексия
Вопросы; Что нового вы о себе узнали; о чем заставила задуматься сегодняшняя работа?

Приложение 2

Конспект занятия «Профессионально важные качества в профессиях типа "человек - знаковая система"»

1. Познакомить учащихся с особенностями профессий типа «человек - знаковая система».
2. Создать условия для профессиональной пробы в игровой ситуации. Материал: образец текста для игры «Переводчик», бланки Мюнстенберга для игры «Редактор» (на каждого учащегося); тексты для игр «Переводчик», «Шифровальщик»; таблица с цифрами - для игры «Бухгалтер».
Ход занятия
1, Вводная часть
Педагог-психолог; Сегодня мы будем говорить о профессиях, относящихся к типу «человек - знаковая система». В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты. Профессии данного типа связаны:

  • с текстами (корректор, переводчик, машинистка и др.);
  • с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир и др.);
  • с чертежами, картами, со схемами (штурман, чертежник, картограф и др.);
  • со звуковыми сигналами (радист, телефонист и др.).

Вопросы для обсуждения:
Какие профессии можно отнести к типу «человек - знаковая система»?
Какие склонности и качества необходимы людям данного типа?
Задачи:

Склонности и предпочтения, выраженные способности: обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества: способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость.

2.Игра «Переводчик»
Цель: показать учащимся, насколько важны в профессии переводчика такие качества, как внимание, память и умение общаться.
Краткая характеристика профессии. Переводчик это специалист по переводу устной и письменной речи с одного языка на другой. Переводчику необходимы лингвистические способности, большой объем долговременной памяти, умение правильно донести полученную информацию, высокий уровень аналитического мышления, внимательность, терпеливость. Работа переводчиков востребована во многих сферах, Вакансии есть в любых международных корпорациях, туристических компаниях, издательствах, специализированных бюро переводов и т, д.
Ход игры. Выбираются 4-5 учащихся. Один из них получает текст, остальные выходят из класса. Первый участник читает текст про себя, после чего пересказывает его участнику, который зайдет в класс. Задача - пересказать текст, не исказив информации.

Материал к игре
Директор средней школы № 105 Прайда Генриховна Иванова просила сообщить всем девятиклассникам, что занятия по математике сегодня отменяются, так как учитель Иван Петрович заболел. А завтра математика будет, но ее будет вести новый учитель Николай Иванович, который пришел работать в нашу школу из школы № 307. А занятия будут проходить не в 108-м кабинете, а в 25-м кабинете на 3-м этаже.

Вопросы для обсуждения:
• Сложно ли было передавать полученную информацию?
• Насколько легко или трудно понять собеседника, запомнить все нюансы текста?
• Действительно ли важно запомнить полученную информацию в точности?

3. Игра «Редактор»
Цель: дать представление о свойствах внимания - концентрации, устойчивости. Краткая характеристика профессии. Печатные слова должны быть грамотными, красиво сложенными в предложения и, конечно же, чему-то учить своего читателя. Ни одно уважающее себя издание, будь то газета, журнал или интернет-сайт, не могут позволить себе публиковать тексты бездарные, написанные серым, скучным языком или с ошибками. Вот для этого - недопущения к опубликованию некачественных статей или исправления мелких недочетов - необходим редактор. Он «наводит глянец» на тексты, шлифует их, устраняет шероховатости, неточности, подгоняет их под стилистику печатного издания. Редактору необходимы: высокая устойчивость внимания, усидчивость, умение искать и исправлять ошибки.
Ход игры. Учащиеся получают тест Мюнстерберга, содержащий 25 СЛОВ. Задача - за 2 мин найти как можно больше слов. Задание выполняется индивидуально, Слова выписывать не надо - только подчеркнуть.

Хорошим считается результат - 20 и более слов (желательно без их пропуска).
Низкий показатель- 18 и менее.

Материал к игре
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзамемтрочягщ
шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфъфплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостъьуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж
дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп
рплаваниедтлжэзбьтрдщжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябгтлмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм


Вопросы для обсуждения:
• Сложно ли было выделить слова в сплошном тексте?
• Как быстро вы смогли сосредоточиться?
• Что помогало или мешало в работе?

4. Игра «Бухгалтер»
Цель: дать представление о кратковременной зрительной памяти.
Краткая характеристика профессии. Функции бухгалтера многообразны. Например, он производит начисление зарплаты, ведет учет материальных ценностей, производит расчет себестоимости продукции или налоговых отчислений, осуществляет расчеты с поставщиками и субподрядчиками. Обычно специализируется на одной из функций бухгалтерского учета, однако ориентироваться должен во всех его видах. Эту профессию отличает невысокий уровень общения, ее представители контактируют не столько с людьми, сколько с финансовыми документами. Бухгалтеру необходимы способности к математике, высокая устойчивость внимания, умение оперировать знаками и символами. Ход игры. Учащимся в течение 20 с демонстрируется таблица с цифрами.
Задача - запомнить, а затем заполнить таблицу в соответствии с представленным образцом.

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Задание выполняется индивидуально,
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма - 7 и выше.
Вопросы для обсуждения:
• Сложно ли было запомнить цифры за такое короткое время?
• Что помогло сконцентрироваться?

5. Игра «Шифровальщик (криптограф)»
Цель: обобщить полученные в процессе работы знания и представления учащихся. Краткая характеристика профессии. Для чего шифруют информацию? Для того, чтобы она не досталась противнику. Разумеется, это касается не всей информации, а только действительно важной и секретной, Шифр применяют, когда информацию нужно передать своим, но высока вероятность, что она попадет в чужие руки. Ее обязательно нужно защитить, например, при передаче по рации, электронной почте. Другой вариант: информация хранится в секретной базе данных, но ее все равно зашифровывают на случай проникновения хакеров. Ключ от шифра есть только у посвященных, допущенных к секрету. Специалистам данной профессии необходимы аккуратность и усидчивость, высокая устойчивость внимания.
Ход игры. Учащиеся делятся на 5 групп. Задание - расшифровать предложения. Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

Материал к игре
1) 14, 29, 19,6,4,16,5,15,33 2,21,5,6,14 17,16,13,21,2 5,1,20,30 17,33,20,7,18,12,10.
(Ответ: Мы сегодня будем получать пятерки.)
2) 17,18,16,22,6,19,19,10,33 26,10,22,18,16,3,1,13,30,27,10,12 10,15,20,6,18,6,19,15,1,33.
(Ответ: Профессия шифровальщик интересная.)
3) 5.6,3,33,20,10,12,13,1,19,19,15,10,12,10 5,16,13,8,15,29 3,29,2,18,1,20,30 17,18,16,22,6,19,19,10,32.
(Ответ: Девятиклассники должны выбрать профессию.)
4) 14,29, 9,15,1,6,14,17,18,16,22,6,19,19,10,32 17,18,16,4,18,1,14,14,19,19,20,1 10 31,12,16,15,16,14,10,19,20,1.
(Ответ: Мы знаем профессию программиста и экономиста.)
5) 3,19,6 17,18,16,22,6,19,19,10,10 15,21,8,15,29 10, 3,1,8,15,29 5,13,33 16,2,27,6,19,20,3,1.
(Ответ: Все профессии нужны и важны для общества.)

6. Рефлексия
Вопросы:
* Что нового вы о себе узнали?
* О чем заставила задуматься сегодняшняя работа?

Приложение 3

Профориентационная игра « «Один день из жизни профессионала»
Задачи:
1, Создать условия для осознания учащимися специфических моментов профессиональной деятельности приглашенных специалистов.
2. Создать условия для развития мотивации к достижению позитивных жизненных целей. Материал: 6 листов ватмана, маркеры, скотч, лист бумаги для каждой команды. Примечание. На данное мероприятие необходимо пригласить специалистов представителей каждого типа профессии. (В нашем случае это были: педагог-психолог, лаборант- патологоанатом, предприниматель, директор строительной фирмы, депутат городского совета, заместитель прокурора города).

Инструкция. На данном этапе педагог-психолог приветствует участников, представляет гостей. Учащиеся делятся на команды - число команд должно соответствовать числу гостей.
2. Практическая работа
Инструкция. Задание состоит из двух частей.
Часть 1. Участникам предлагается определить, кем по профессии являются гости. Для этого каждая команда вытягивает листок с фамилией гостя, после чего в течение 3 мин формулирует такие вопросы, ответы на которые позволят определить род деятельности гостя. По истечении времени вопросы озвучиваются, участники определяют профессию. Верность ответа подтверждается или опровергается гостем. После того как все вопросы заданы, учащимся предлагается ответить на вопрос; «Какой из предложенных вами вопросов помог наиболее точно определить профессию гостя?». (При обсуждении важно обратить внимание на наиболее значимые вопросы, помогающие определить специальность.) Часть 2. На листе ватмана каждой команде необходимо схематично изобразить и описать особенности профессии одного из присутствующих гостей, а также требования, которые эта профессия предъявляет к личности человека. Профессия представляется по схеме, которая дается каждой команде. Гости дают свои комментарии. Время на работу - 15 мин.

Схема представления профессии
1) Уровень образования.
2) 5 главных качеств, необходимых представителю этой профессии.
3) С кем (с чем) работает (люди, машины, документы и т. д.).
4) Значимость профессии (для себя, для общества).
5) Условия труда:

  • имеется ли отдельный кабинет, или работа на улице;
  • работает ли в выходные и праздничные дни, ночные смены;
  • частые командировки;
  • длительность отпуска;
  • возможность карьерного роста.

6) Трудности работы.
7) Оплата труда (примерно).

3. Брейн-ринг

Инструкция. На этом этапе учащиеся задают гостям вопросы, интересующие их лично

4. Блиц-опрос для профессионалов
Цель: помочь учащимся, выбирающим специальность, определить соотношение времени, затрачиваемого на работу, и времени, остающегося на личную жизнь, у представителей разных профессий.
Инструкция. Гости отвечают на вопросы учащихся о личной жизни, хобби, увлечениях.
Примерные вопросы:
• Любимая книга?
• Ваше хобби?
• Занимаетесь ли вы спортом? Каким?
5. Заключение
Вопросы:
• Что было наиболее интересным в ходе встречи?
• Что было полезно для будущего выбора профессии?
• Кому наша работа помогла определиться с выбором профессии?
Источник: Справочник педагога-психолога, №2, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.