На главную Профориентация старшеклассников Программы и курсы Программа профессионального самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации
Программа профессионального самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации
Профориентация школьников - Программы и курсы

Представления о том, что профессию надо выбирать в соответствии с полом, могут искусственно ограничить профессиональную самореализацию старшеклассников. Предлагаемая программа поможет им разобраться в гендерных стереотипах в профессиональной сфере/ особенностях построения карьеры мужчин и женщин и тем самым расширить психологическое пространство профессионального и личностного самоопределения.

Ю.В. Кобазова,
канд. психол. наук, доц, кафедры ПиМНО СВГУ мм. М.К. Амосова, зам. директора МБУ ПМПК Нерюнгринского района, Республика Саха
(Якутия)



Профессиональная деятельность занимает третью часть жизни каждого человека, поэтому так важно для юношей и девушек выбрать профессию в соответствии со своими интересами, возможностями, психофизическими особенностями, социальным запросом общества.
Профессиональное развитие - это непрерывная цепь профессиональных выборов, На каждом этапе профориентационного выбора могут оказывать влияние факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека. Так, например, полоролевые предубеждения в обществе искусственно создают ограничения для реализации профессиональных возможностей.

Поэтому в ходе профессиональной ориентации учащихся 9-11-х классов необходимо учитывать тендерный аспект выбора профессии. Этому требованию соответствует комплекс профессионально ориентированных занятий с элементами тренинга «Мой выбор профессии: программа профессионального самоопределения старших школьников с учетом тендерной социализации».
Цель программы: способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся 9-11-х классов с учетом специфики тендерных отношений в межгрупповом взаимодействии и в ситуации выбора профессионального будущего и профессиональной деятельности. Задачи: познакомить учащихся с описанием и различными классификациями профессий (предмет труда в профессии, задачи, условия деятельности, производственные отношения, средства, орудия труда, результаты); содействовать в изучении психофизических и личностных особенностей, тендерных стереотипов, которые могут способствовать осуществлению или торможению профессиональных планов и намерений старшеклассников; выявить профессиональные намерения, интересы, склонности, состояние профессионального сознания и самосознания, а также объективную картину мотивационной и операциональной сфер психического развития учащихся; помочь соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях; способствовать формированию у старшеклассников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития с учетом тендерного аспекта
Программа занятий состоит из четырех модулей:
1. «Я не выбрал профессию». Цели: расширить кругозор учащихся в сфере профессий, обучить навыкам анализа в конкретных ситуациях выбора профессии с учетом тендерного аспекта.
2. «Я пока не выбрал профессию, но у меня есть варианты». Цель: содействовать формированию индивидуальной модели в ситуациях профессионального и жизненного самоопределения с учетом социальных и тендерных стереотипов.
3. «В своем выборе я прислушиваюсь к мнению близких». Цель: интегрировать психофизические особенности подростков, тендерные особенности, способности и желание родителей в выборе профессионального будущего подростков,
4. «Я выбрал будущую профессию». Цель: учить формулировать цель жизни, конструировать профессиональное будущее с учетом тендерного аспекта.
Каждый модуль включает 8 занятий. Продолжительность одного занятия - 2 ч. В случае необходимости можно устроить небольшой перерыв 10-15 мин. Оптимальная частота встреч - 2-3 раза в неделю. Общий объем учебных часов всего курса составляет 64 часа, которые могут быть проведены в течение всего учебного года. Дополнительные часы занятий используйте для экскурсий или подробной разработки резюме.
Каждый модуль можно использовать в составе других тренингов или самостоятельно. Модули взаимодополняют друг друга, их наполнение может пересекаться, т. е. одно и то же упражнение может входить в разные модули.
Занятия проводятся в групповой форме. Количество человек в группе - 8-12.
Ведущие - лица с высшим психологическим образованием. Данное требование вызвано тем, что в ходе занятий затрагиваются глубокие личностные образования участников. Количество ведущих - 1-2. Наибольший эффект предполагается, когда в группе работают два ведущих разного пола.
На протяжении занятий ведущие занимают позицию активных участников групповых дискуссий. В моделировании жизненных ситуаций они могут занимать позицию экспертов, обладающих ценным опытом и информацией.
Программа реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица).
В ходе реализации программы с помощью диагностических методов педагог-психолог выявляет личностные особенности, профессиональные намерения, интересы, склонности, состояние профессионального сознания и самосознания школьников (анкетирование, опросники, стандартные тесты).
Кроме того, рассматриваются тендерные диспропорции в сфере труда, тендерное стереотипирование в профессиональной сфере, особенности построения карьеры и профессиональные достижения мужчин и женщин. Таким образом, расширяется психологическое «пространство» профессионального и личностного самоопределения, что очень важно для старшеклассников, выбирающих профессию.

 

профессия1
профессия2
профессия3
профессия4
профессия5
профессия6
профессия7

Реализация программы способствует:
содействию в развитии мотивационной сферы учащихся, включающей:
- сформированность трудовой направленности личности, устойчивые профессиональные намерения;
- готовность сделать самостоятельный, осознанный выбор профессии с учетом индивидуальных склонностей;
- требовательность к результатам своей деятельности, ответственность;
- инициативность и настойчивость в реализации собственного образовательного вектора субъекта с учетом тендерной социализации;
формированию операциональной сферы, включающей в себя:
- представление о различных видах профессиональной деятельности, требований, которые предъявляют разные виды труда с учетом полоролевых стереотипов;
- актуализацию знаний о стиле жизни в данной профессии, позитивных и негативных черт личности развивающихся в ходе профессиональной деятельности;
- мобилизацию усилий для реализации профессиональной перспективы, развитие организаторских способностей, умение планировать свою деятельность, корректировать ее с учетом различных факторов.

Результаты программы.
У учащихся формируется ценностно-нравственная основа самоопределения, что отражается в стремлении к непрерывному саморазвитию и самоактуализации, профессиональному росту; способность принимать ответственные решения, регулировать свои отношения с людьми, организовывать и контролировать коммуникации, Они ориентируются в мире профессионального труда, социально-экономической ситуации через призму тендерной сегрегации. Самостоятельно определяют главные личностные смыслы в выбираемой деятельности, осознают индивидуальные достоинства и недостатки, которые могут влиять на профессиональное будущее и реализацию профессиональных планов. Осознают профессиональные цели, могут выделить этапы и пути их практической реализации.
Источник Справочник педагога-психолога №11, 2016г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.