Программа профессионального самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации |
Профориентация школьников - Программы и курсы | |||||||
Представления о том, что профессию надо выбирать в соответствии с полом, могут искусственно ограничить профессиональную самореализацию старшеклассников. Предлагаемая программа поможет им разобраться в гендерных стереотипах в профессиональной сфере/ особенностях построения карьеры мужчин и женщин и тем самым расширить психологическое пространство профессионального и личностного самоопределения. Ю.В. Кобазова, Профессиональная деятельность занимает третью часть жизни каждого человека, поэтому так важно для юношей и девушек выбрать профессию в соответствии со своими интересами, возможностями, психофизическими особенностями, социальным запросом общества. Профессиональное развитие - это непрерывная цепь профессиональных выборов, На каждом этапе профориентационного выбора могут оказывать влияние факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека. Так, например, полоролевые предубеждения в обществе искусственно создают ограничения для реализации профессиональных возможностей. Поэтому в ходе профессиональной ориентации учащихся 9-11-х классов необходимо учитывать тендерный аспект выбора профессии. Этому требованию соответствует комплекс профессионально ориентированных занятий с элементами тренинга «Мой выбор профессии: программа профессионального самоопределения старших школьников с учетом тендерной социализации». Цель программы: способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся 9-11-х классов с учетом специфики тендерных отношений в межгрупповом взаимодействии и в ситуации выбора профессионального будущего и профессиональной деятельности. Задачи: познакомить учащихся с описанием и различными классификациями профессий (предмет труда в профессии, задачи, условия деятельности, производственные отношения, средства, орудия труда, результаты); содействовать в изучении психофизических и личностных особенностей, тендерных стереотипов, которые могут способствовать осуществлению или торможению профессиональных планов и намерений старшеклассников; выявить профессиональные намерения, интересы, склонности, состояние профессионального сознания и самосознания, а также объективную картину мотивационной и операциональной сфер психического развития учащихся; помочь соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях; способствовать формированию у старшеклассников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития с учетом тендерного аспекта Программа занятий состоит из четырех модулей: 1. «Я не выбрал профессию». Цели: расширить кругозор учащихся в сфере профессий, обучить навыкам анализа в конкретных ситуациях выбора профессии с учетом тендерного аспекта. 2. «Я пока не выбрал профессию, но у меня есть варианты». Цель: содействовать формированию индивидуальной модели в ситуациях профессионального и жизненного самоопределения с учетом социальных и тендерных стереотипов. 3. «В своем выборе я прислушиваюсь к мнению близких». Цель: интегрировать психофизические особенности подростков, тендерные особенности, способности и желание родителей в выборе профессионального будущего подростков, 4. «Я выбрал будущую профессию». Цель: учить формулировать цель жизни, конструировать профессиональное будущее с учетом тендерного аспекта. Каждый модуль включает 8 занятий. Продолжительность одного занятия - 2 ч. В случае необходимости можно устроить небольшой перерыв 10-15 мин. Оптимальная частота встреч - 2-3 раза в неделю. Общий объем учебных часов всего курса составляет 64 часа, которые могут быть проведены в течение всего учебного года. Дополнительные часы занятий используйте для экскурсий или подробной разработки резюме. Каждый модуль можно использовать в составе других тренингов или самостоятельно. Модули взаимодополняют друг друга, их наполнение может пересекаться, т. е. одно и то же упражнение может входить в разные модули. Занятия проводятся в групповой форме. Количество человек в группе - 8-12. Ведущие - лица с высшим психологическим образованием. Данное требование вызвано тем, что в ходе занятий затрагиваются глубокие личностные образования участников. Количество ведущих - 1-2. Наибольший эффект предполагается, когда в группе работают два ведущих разного пола. На протяжении занятий ведущие занимают позицию активных участников групповых дискуссий. В моделировании жизненных ситуаций они могут занимать позицию экспертов, обладающих ценным опытом и информацией. Программа реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица). В ходе реализации программы с помощью диагностических методов педагог-психолог выявляет личностные особенности, профессиональные намерения, интересы, склонности, состояние профессионального сознания и самосознания школьников (анкетирование, опросники, стандартные тесты). Кроме того, рассматриваются тендерные диспропорции в сфере труда, тендерное стереотипирование в профессиональной сфере, особенности построения карьеры и профессиональные достижения мужчин и женщин. Таким образом, расширяется психологическое «пространство» профессионального и личностного самоопределения, что очень важно для старшеклассников, выбирающих профессию.
Реализация программы способствует: |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |