На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с детьми с нарушениями, ОПФР, ЗПР Какие условия создать для учащихся с задержкой психического развития
Какие условия создать для учащихся с задержкой психического развития
Коррекционная работа психолога в школе - Работа с детьми с нарушениями, ОПФР, ЗПР

Адель Вильшанская,
заместитель директора по содержанию инклюзивного образования ГБОУ «Школа "Марьино" им. маршала авиации А.Е. Голованова», к. п. н., Москва

В статье - рекомендации, которые помогут вам организовать обучение ребенка с задержкой психического развития в начальной школе. Расскажите педагогам о коррекционных приемах, которые рекомендуют использовать при обучении детей с ЗПР.
Когда в начальную школу приходит ребенок с задержкой психического развития (ЗПР), вам нужно совместно с другими специалистами разработать адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), организовать комплексное сопровождение ребенка, провести консультации для родителей и педагогов. Сделать это нужно в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Разработать АООП начального общего образования

Учащиеся с ЗПР нуждаются в комплексном сопровождении образовательной деятельности, в организации обучения коррекционно-развивающей направленности с использованием специальных приемов, методов и средств. Таким детям необходимо обеспечить индивидуальный темп обучения и постоянно стимулировать познавательную активность. Образовательные потребности для ребенка с ЗПР закладывают в основу содержания АООП.
В зависимости от различия выраженности состояния при ЗПР для ребенка определяют дифференцированный маршрут обучения и строят индивидуальную траекторию развития. Для детей с ЗПР есть два варианта АООП начального общего образования: 7.1 и 7.2. Вариант АООП выбирают специалисты ПМПК. В таблице 1 – обобщенный вид характеристик учащихся с ЗПР при обучении по варианту 7.1 и 7.2. Индивидуальную образовательную траекторию в рамках выбранного варианта программы проектирует психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПк).
Школа разрабатывает АООП самостоятельно в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и на основе примерной АООП. Реализуют АООП через организацию урочной и внеурочной деятельности.

К СВЕДЕНИЮ

В чем особенность детей с задержкой психического развития

У обучающихся с ЗПР неустойчивая, чаще пониженная обучаемость, сниженная познавательная активность, быстрая истощаемость. Недостаточно развита мелкая и речевая моторика, нет точной скоординированности действий.
Среди особенностей познавательного развития детей с ЗПР отмечают снижение скорости восприятия и переработки информации, уменьшение объема памяти. Они трудно ориентируются в пространстве и времени. Мыслительная деятельность детей с ЗПР поверхностна, инертна, замедленна. Отстает развитие с ловесно-логических форм мышления, в то время как наглядно-образное мышление приближено к возрастной норме. Все мыслительные операции формируются с отставанием.
Дети с ЗПР недостаточно любознательны, не проявляют стойкого интереса к заданиям, малоактивны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу, понять причины ошибок. Младшие школьники с ЗПР реагируют на трудности резко негативно. У ребенка может быть эмоциональный срыв, он отказывается выполнять задание, демонстрирует безразличие.

Внимание
Варианты программ определяет ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598

Обучение по варианту программы 7.1.

По этому варианту учащийся с ЗПР получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям образованию учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки.
Обязательное условие: систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка учителей, родителей и самого обучающегося. Также обязательно комплексно сопровождать образовательную деятельность учащегося и проводить коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия.

Обучение по варианту программы 7.2.

Учащийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предусматривает пролонгированные сроки обучения – пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Ребенку необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение. В коррекционно-развивающую область учебного плана нужно включить обязательные коррекционные курсы: «Ритмика» и «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные».

Таблица 1. Характеристики обучающихся с ОВЗ при обучении по вариантам АООП 7.1 и 7.2

Характеристики

Вариант 7.1

Вариант 7.2

Способность к обучению

Неустойчивая или незначительно снижена

Ниже возрастной нормы

Познавательное развитие

 

Приближено к показателям возрастной нормы

 

Выраженные дефициты

развития познавательных процессов

Готовность к началу школьного обучения

Достаточная готовность по большинству показателей психологической и педагогической готовности к обучению

Низкая готовность

 

Регулятивная сфера

Слабость регулятивных функций

Отставание развития регулятивных функций

Адаптированность поведения

Адаптированное
поведение

Трудности аффективной и поведенческой регуляции

 

 

 

 

Учебный план

Реализацию требований стандарта обеспечивает учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам. АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные и коррекционно-развивающую области в зависимости от варианта АООП.

Важно
ИУП создают на основе учебного плана образовательной организации

Обязательный элемент структуры учебного плана – «Коррекционно-развивающая область», которая реализуется через содержание коррекционных курсов. На коррекционно-развивающую область отводят не менее пяти из 10 часов в неделю, которые предназначены для реализаций направлений внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоравительное, социальное, общекультурное. Она может включать индивидуальные и групповые занятия по профилактике и преодолению школьной неуспешности у детей с ЗПР.
Цель занятия – восполнить образовательные дефициты учеников; помочь им сформировать приемы учебных действий. Также на занятиях отрабатывают индивидуальные приемы формирования учебных навыков.
В некоторых случаях может понадобиться разработка индивидуального учебного плана (ИУП). Например, если ребенок испытывает трудности по одному предмету, то его не обязательно переводить на вариант 7.2. Такому учащемуся нужно разработать ИУП, который предусматривает индивидуальные сроки освоения учебной программы по предмету с персональным уровнем образовательного результата. В этом случае должна быть разработана Рабочая программа по предмету, которая будет учитывать и восполнять недостаточный образовательный результат. Также могут быть предусмотрены дополнительные часы внеурочной деятельности, которые включают курсы коррекционно-развивающей области.
В ИУП ребенка с ЗПР фиксируют общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, название и структуру предметных областей. Также в ИУП необходимо распределить учебное время, которое отводится на освоение учебного предмета.

Модули коррекционного курса логопеда, психолога и дефектолога

модуль ЗПР

Организовать комплексное сопровождение

Ребенку с ЗПР необходимо обеспечить комплексное сопровождение образовательного процесса. Систему комплексного сопровождения описывают в Программе коррекционной работы и обеспечивают через коррекционно-развивающие занятия, консультирование, отслеживание динамики развития ребенка специалистами и деятельностью ПМПк.
Специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), при необходимости – социальный педагог. Каждый специалист реализует свой курс коррекционно-раз-вивающей области в соответствии с направлениями, рекомендованными ПМПК (рисунок).
Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство. Специалисты проводят занятия в рамках внеурочной деятельности в индивидуальной, подгруп, групповой или фронтальной форме. На коррек-ционно-развивающую область отводят не менее пяти часов в неделю.
Каждый специалист планирует режим и форму посещения ребенком занятий. Эту информацию он фиксирует в индивидуальном коррекционно-образовательном пространстве (таблица 2).
Какие условия создать для ребенка в школе, определяют в ходе анализа документации, заключения ПМПК, индивидуальной программы развития и абилитации, результатов комплексной диагностики. Специалисты составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который включает описание дефицитов развития, постановку задач специалиста на текущий учебный год с указанием коррекционно-развивающего курса или его модулей.

Важно
Индивидуальную траекторию развития и обучения ребенка определяют на заседаниях ПМПк

В процессе динамического наблюдения за ситуацией развития и обучения ребенка специалисты ПМПк углубленно изучают информацию о ребенке, чтобы провести анализ результативности коррекционной работы, внести корректировки в ее содержание. На заседаниях ПМПк проводят экспертную оценку результативности Программы коррекционной работы, уровня освоения коррекционно-развивающей области и сформированности жизненных компетенций.
Индивидуальный профиль учащегося с ЗПР. Специалисты сопровождения составляют оценочный профиль ученика по разным характеристикам его развития, который позволяет отследить динамику и эффективность реализуемых коррекционно-образовательных мероприятий и всего образовательного маршрута. Экспертной оценке подлежат личностные и метапредметные результаты учащегося.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными компетенциями, которые составляют основу этих результатов. В данном случае применяется метод экспертной оценки: процедура оценки результатов на основе мнений группы специалистов. Результаты оценки фиксируют в индивидуальном профиле (таблица 3).
Результаты анализа представляют по каждому из параметров по четырехуровневой шкале: 1 – максимальный уровень; 4 – минимальный. В индивидуальном профиле можно фиксировать и общие результаты продвижения ребенка, которые выражают в баллах: 0 – нет продвижения; 1 – минимальное продвижение; 2 – среднее продвижение; 3 – значительное продвижение.
Показатели в индивидуальном профиле – основа для планирования содержания коррекционной работы.

Таблица 2. Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство

Специалист

Дни-недели

 

 

 

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

 

 

 

 

 

Педагог-

Групповое

 

Индивидуальное

 

 

психолог

16:00–16:35

 

13:20–13:50

 

 

Учитель-

 

Подгрупповое

 

Индивиду-

Подгрупповое

логопед

 

15:20–15:55

 

альное 16:40–17:05

15:20–15:55

Учитель-

Подгрупповая

 

 

Индивиду-

Подгрупповая

дефектолог

работа

 

 

альное

работа

 

13:10–13:50

 

 

14:40–15:05

13:10–13:30

Классный

 

Подгрупповое

Подгрупповое

 

 

руководитель

 

12:15–12:50

15:00–15:35

 

 

 

 

Внеурочная деятельность по преодолению неуспешности

Внеурочная деятельность по преодолению неуспешности

 

 

 

Показатели позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности школьника, соотносить его учебные достижения с уровнем развития познавательной сферы и метапредметными результатами.


Консультировать родителей и педагогов

Специалистам сопровождения необходимо консультировать педагогов, чтобы помочь им определить индивидуальный подход к обучению и выбрать стратегию взаимодействия с ребенком. Учителям нужно рассказать об особенностях психофизического развития ребенка, обозначить индивидуальные требования к поведению ребенка и его учебной деятельности с учетом уровня развития регулятивной сферы. Предложите им коррекционные приемы, которые они могут использовать при обучении детей с ЗПР.
Консультировать родителей нужно после обследования ребенка или по итогам анализа образовательной ситуации учащегося на ПМПк. Консультацию может провести специалист, который ведет ребенка, или группа специалистов. На консультации разъясняют трудности ребенка и их причины, рекомендуют совместные действия школы и семьи по их преодолению.
Важно, в каком стиле вы ведете беседу с родителем, как эмоционально поддерживаете, демонстрируете намерения школы оказать помощь ребенку и семье. Все сведения излагайте на доступном для родителя уровне. Используйте памятки, схематические изображения.

Таблица 3. Индивидуальный профиль учащегося с задержкой психического развития

профиль  ЗПР

Какие коррекционные приемы использовать при обучении детей с ЗПР

1. В образовательный процесс включите задания и упражнения, которые направлены на развитие, коррекцию и компенсацию недостаточно сформированных психофизических функций и когнитивных процессов.
2. Стимулируйте познавательные процессы и активизируйте мыслительную деятельность. Учащийся с ЗПР должен находиться в ситуации «обратной» связи, когда вы регулярно привлекаете внимание ребенка к его действиям, задаете вопросы или обращаетесь с просьбой словесного отчета, вы повышаете осознанность учебной работы. На уроках предусматривайте задания на группировку, выделение лишнего объекта, установление закономерности, формулирование простых умозаключений.
3. Формируйте учебные действия, умения и навыки поэтапно. Давайте материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений. Новую информацию представляйте развернуто, с алгоритмом, предписаниями, определяющими порядок действий. Это может быть памятка или визуальная подсказка в знаково-символической форме.
4. Подкрепляйте учебный материал на уроке практическими навыками ребенка. Приводите примеры, близкие к жизненным компетенциям учащихся с ЗПР.
5. Целенаправленно формируйте произвольную регуляцию, саморегуляцию и самоконтроль. Отрабатывайте все структурные компоненты организованной деятельности: ориентировку в задании, понимание цели и инструкции, планирование предстоящих действий, следование выбранному алгоритму действий, выполнение промежуточного контроля, оценку конечного результата действий.
6. Усиливайте возможность практического оперирования предметами при выполнении заданий, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, выполнение шагов при изучении последовательности в числовом ряду; работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком.
7. Систематически повторяйте пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между понятиями, смысловыми единицами. Используйте приемы актуализации имеющихся знаний, например, памятки.
8. Не включайте в инструкции для ребенка малознакомые слова. Они должны быть понятны, доступны, при необходимости дополнительно разъяснены. Инструкцию делите на смысловые части, которые указывают на последовательность действий. Они могут подкрепляться визуализацией, например, карточками-символами или планом.
9. Учите находить самостоятельно необходимую информацию в разных источниках: словаре, интернете, энциклопедии.
10. Усиливайте речевую регуляцию действий в виде словесных отчетов,
коротких выводов о совершаемом действии.
11. Используйте на уроке дозированную помощь в виде поэтапного стимулирования и направления ребенка на нужный алгоритм выполнения задания, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
12. Подбирайте приемы и вспомогательные средства при выраженных трудностях формирования учебного навыка, которые позволяют по-другому этот навык усвоить. Учитывайте при обучении степень сформированности навыка у разных учащихся. Например, при обучении вычислительному навыку всем ученикам класса дайте основное задание: решить пример на деление многозначного числа на двузначное, а учащимся, которые испытывают трудности, – решить задание по алгоритму. Ребенку с дискалькулией, помимо алгоритма, обозначьте две точки в частном или запишите первую цифру ответа.
13. Строго соблюдайте временной режим урока, чтобы предупредить утомление. Для этого дозируйте время интенсивной интеллектуальной нагрузки. Задания, которые требуют усиленного внимания, чередуйте с заданиями игрового характера или хорошо знакомым ребенку учебным материалом. Вовлеките ребенка в деятельность, которая вызывает непосредственный интерес, например, покажите видеофрагмент или проведите мини-исследование.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.