На главную Коррекционная работа психолога в школе Анализ урока, занятия Конспект интегрированного занятия по совершенствованию связной речи и развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников комбинированной подготовительной группы с ОВЗ на тему: «В зимнем лесу»
Конспект интегрированного занятия по совершенствованию связной речи и развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников комбинированной подготовительной группы с ОВЗ на тему: «В зимнем лесу»
Коррекционная работа психолога в школе - Анализ урока, занятия

Коченова Татьяна Сергеевна учитель-логопед Викторова Оксана Валериевна учитель-логопед
МБДОУ «Д/С №1» г. Белгород, Белгородская область

Аннотация: в статье представлен конспект занятия, в рамках которого использованы современные педагогические технологии и актуальное оборудование. Авторами рассмотрено применение инновационных подходов в коррекционной работе.

Ключевые слова: игры Воскобовича, применение марблс в работе логопеда, коврограф, необычные снежинки.
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в тексте.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование. Елки для украшения зала, аудиопроигрыватель, видеопроигрыватель, проектор, видеозапись Снеговика, мольберт, волшебный чемоданчик, коробка-посылка для Снеговика, запись звуков зимнего леса, картина И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», сюжетная картинка для составления предложения, контейнер с камешками марблс для анализа предложений, коврограф и фишки к нему, снежинки для коррекции зрения, ларец с кисточками, красками, солью для творчества.


Ход занятия


Воспитанники с логопедом входят в зал под музыку. Зал оформлен в виде зимнего леса.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся?
Дети: Мы будем учиться правильно разговаривать.
Дети: Мы будем учиться красивой речи.
Дети: Будем учиться правильно произносить звуки.
Логопед: В наш детский сад обратился за помощью Снеговик. В волшебном лесу Деда Мороза случилось несчастье. Исчезли все снежинки, растаял снег, нет ни одного комочка снега.
Видеозапись «Из леса» (с участием логопеда в костюме Снеговика на экране):
Здравствуйте, друзья, в нашем лесу несчастье, мы не можем начать зиму. Исчезло все зимнее: снега нет, снежинок нет, в снежки не поиграть детям, льдинки растаяли, может быть, вы поможете нам?
Логопед:
- Поможем, дети?
- Да!
- Посмотрите на серебряный шар. Какое настроение вызывает этот цвет? (Ответы детей.)
Серебряный цвет действительно очень загадочный. Он уменьшает волнение. Его называют волшебным и сказочным, потому что он помогает сочинять и фантазировать. Может быть нам удастся чем-то помочь Снеговику...
2. Дыхательная гимнастика, обогащение и уточнение словаря по теме.
Логопед: Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, куда мы попали? (в зимний лес). Да, мы в зимнем лесу. Давайте вдохнем чистый лесной воздух. Встаньте ровно, спина прямая. Вдыхаем через нос медленно, плавно, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, плавно, не спеша. Вдохнем еще раз. Повторите последний раз самостоятельно. Молодцы! Оглянитесь вокруг. Опишите лес, какой он? (Сказочный, снежный, зимний, красивый, пушистый, необыкновенный.)
3. Подвижная игра «Художник-невидимка».
Логопед: Что-то холодно стало в нашем зимнем лесу.
Художник-невидимка
По городу идёт: (дети маршируют)
Всем щёки нарумянит, (щиплют себя за нос)
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока ты спал, (приседают, закрывают глаза)
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал (встать, «рисовать» пальцами)
Сверкающие листья.
(стихотворение Н.В.Нищевой).
4. Рассматривание картины И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» (Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.)
Логопед: Что изобразил художник на картине, которую назвал «Сказка инея восходящего солнца»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо.
Дети: Художник нарисовал зимний березовый лес. Белоствольные березы стоят, опушенные инеем. На земле лежит снег. Небо ясное, чистое, высокое. Видно, что это морозный день.
Логопед: Какие тона преобладают на картине и почему?
Дети: Картина написан в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и сиреневый цвета.
Логопед: Наверняка вы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. На прогулке вы не раз видели, как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег вы видели.
Дети: Утром мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем из окна мы видели золотистый снег, освещенный ярким солнцем. Вечером, под лучами заходящего солнца снег казался розовым. А когда мы идем домой из детского сада, в темноте снег казался синим.
Логопед: Верно. Вот поэтому снег на картине Игоря Грабаря не белый. На нем играют оттенки всех цветов: голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно охарактеризовать снег на картине? Какой снег?
Дети: Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.
Логопед: Что вы можете сказать о березах, изображенных на картине?
Дети: Березки белоствольные, заснеженные, с розоватыми ветками.
Логопед: Представьте, что мы оказались с вами на поляне перед березками. Что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минуту.
Логопед вновь включает запись звуков зимнего леса и ионизатор воздуха. Дети рассматривают картину и слушают звуки зимнего леса. Затем логопед выключает аудиозапись и ионизатор.
Логопед: Расскажите о своих ощущениях.
Дети: Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега и инея. В лесу тихо, только где-то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы.
Логопед: А ветер есть?
Дети: Ветра нет.
Логопед: Правильно, поэтому пушистый иней не осыпается с веток. Какое у вас настроение при рассматривании этой картины?
Дети: Настроение радостное. Нам приятно смотреть на картину.
Логопед: Дети, давайте с вами вместе подойдем к мольберту и попробуем сдуть немного снега для нашего Снеговика. (Дети сдувают искусственный снег с мольберта.) А теперь предлагаю вам зашифровать слово на коврографе. (Дети выполнят звуковой разбор слова.) Как же обрадуются жители волшебного леса!!! Кто мне поможет добавить снег в посылку?
5. Физкультурная пауза «Медведь».
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и сделать знакомое упражнение.
Как на горке - снег, снег,
(Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх)
и под горкой - снег, снег.
(медленно приседают, опускают руки)
И на елке - снег, снег.
(вновь встают и поднимают руки)
И под елкой - снег, снег.
(приседают и опускают руки)
А под снегом спит медведь.
(на цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.)
Тише, тише... Не шуметь!
И. Токмакова.
6. Упражнение «Составь схему».
Логопед ставит перед детьми контейнер с камешками марблс, а на наборное полотно помещает сюжетную картинку.
Логопед: Составьте предложение по картинке (работа в паре).
Дети: Медведь спит в берлоге под снегом.
Логопед: сосчитайте слова в этом предложении и составьте его схему.
Дети составляют схему предложения. Логопед задает им контрольные вопросы: «Сколько слов в предложении? Какое слово третье (пятое) по счету? Есть ли в предложении маленькие слова - предлоги? Какие предлоги есть в предложении?». После того, как дети ответят на вопросы, логопед предлагает им сложить фишки в контейнер, а сам убирает картинку с наборного полотна.
Какие замечательные льдинки! Дети, мы же можем их тоже сложить в посылку и отправить Снеговику! Но прежде давайте зашифруем слово лёд на коврографе.
7. Упражнение по коррекции зрения «Снежинки».
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал...
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)
Дети сморят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
(Дети кладут снежинки на стол)
Глазки закрываем,
(Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают.
8. Дидактическая игра «Снежинка какая?» (обобщение и активизация прилагательных).
- Ребята, а давайте сейчас опишем снежинку, какая она?
Снежинка (какая?) - лёгкая, нежная, пушистая, белая, кружевная, холодная, и т. д.
Снежинки мы тоже зашифруем с помощью фишек на коврографе и сложим в посылку для Снеговика.
9. Речевая игра «Волшебный чемоданчик».
- Посмотрите, вот волшебный чемоданчик.
Давайте откроем его, и вы скажете, что там лежит. Набирайте себе предметы одного вида.
Ответы детей: В волшебном чемоданчике лежит серебряная снежинка, белые шишки, синие звезды, разноцветные шары, зеленая елочка и т. д.
- Как вы думаете, эти предметы помогут начать зиму? Давайте их тоже отправим по почте Снеговику. Вот все обрадуются!!!
10. Рисование клеем и солью «Снежинка».
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю сделать подарок в мастерской Зимнего леса, волшебную снежинку.
- Для этого нам понадобится белая краска, соль и кисточка.
(Дети кисточку обмакивают в краску и рисуют снежинку, затем посыпают на снежинку соль.)
11. Окончание занятия (оценка работы детей).
Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, чем им понравилось заниматься, каким было их настроение. Затем логопед подводит итог изучения темы.
- Дети, что нам удалось сегодня собрать для Волшебного леса Деда Мороза? Похлопайте те, кому понравилось наше занятие.


Список литературы
1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО 5-6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 544 с.
Селиванова Екатерина Александровна учитель-логопед МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю. Чумака» -
СП «Детский сад» пгт Октябрьский, Белгородская область

Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.