Основой для классификации техник фототерапии (фото-арт-терапии) могут служить три уровня действия, обозначенные Р. Бартом применительно к фотографии и соотносимые с позициями фотографа (оператора), зрителя и модели (объекта съемки) jBarthes R., 1982]. Техники фототерапии, связанные преимущественно с позицией фотографа, предполагают выбор и фотографирование объектов. При этом выбор и фотографирование объектов могут служить отражению и развитию субъектности фотографа (оператора) — укреплению его идентичности, развитию способности к самостоятельным решениям, сенсомоторных навыков, осуществлению контроля над внешней средой (людьми и предметами), самоосознаванию, лучшему пониманию социальных отношений, отреагированию переживаний, психологической защите и др. Применительно к такой форме фототерапии нередко используется термин «активная фототерапия».
Восприятие готовых фотографий, способствующее рефлексии клиентом своего опыта и созданию повествований, соотносится с позицией зрителя. Методы фототерапии (фотоарт-терапии), подразумевающие пребывание клиента в этой позиции, предполагают не только различные техники обсуждения снимков и обратную связь с участием психотерапевта, но и такие техники, как фотоколлаж и ассамбляж, графическая разработка фотографии, создание авторских тематических альбомов, применение техник нарративного (визуально-нарративного) подхода, а также использование ассоциативных фотографических карт. Позиция зрителя, в особенности если она реализуется в контексте психотерапевтических отношений и обратной связи со специалистом (и другими участниками группы — в групповой фототерапии), еще в большей степени, чем позиция фотографа, может служить укреплению идентичности клиента, самоосознаванию, лучшему пониманию им своих потребностей и отношений, а также осмыслению и критической оценке опыта (рефреймингу), развитию рефлексивных навыков, научению и иным терапевтическим и развивающим эффектам. И наконец, пребывание клиента в позиции модели или объекта съемки связано с такими техниками фототерапии, как создание фотопортретов и фотоавтопортретов, использование в процессе съемки элементов моделирования различных ситуаций и ролевой игры. Позиция модели, в особенности используемая в контексте психотерапевтических отношений и обратной связи со специалистом (и другими участниками группы — в групповой фототерапии), обладает значительным экспрессивно-катарсическим потенциалом. Она позволяет отреагировать переживания и достичь над ними контроля, актуализировать и проигрывать разные роли, развивать коммуникативные навыки, служить укреплению идентичности, повышению самопринятия и самоуважения. Очевидно, что поскольку в процессе фототерапии (фотоарт-терапии) техники, как правило, используются в комплексе и даже в рамках одного занятия предполагают переход клиента с одного уровня действия на другой, это обеспечивает разностороннее коррекционно-развивающее воздействие. Д. Вайзер (Weiser J., 1999] предложила свою классификацию техник фототерапии, основанную на использовании разных видов фотографии. Они могут использоваться в различных комбинациях и друг с другом, и с другими арт-терапевтическими и художественными техниками:
1. Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, а также созданные им коллекции изображений людей в журналах, Интернете, на открытках и т. д. 2. Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки с его изображением, сделанные спонтанно. 3. Автопортреты, то есть любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда он полностью контролирует процесс фотосъемки. 4. Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции — фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно, иногда размещаемые на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личной жизни и отношений клиента. 5. Различный проективный фотоматериал — отдельные фотографии или их специальные комплекты, созданные или подобранные специалистом и предлагаемые им клиенту с целью феноменологического исследования его ассоциаций, чувств, воспоминаний и персональных значений. Ранее [Копытин А. И., 2003, 2006] нами была предложена своя классификация техник фототерапии (фото-арт-терапии), основанная на использовании разных критериев и позволяющая организовать индивидуальный или групповой психотерапевтический процесс (табл. 2). С учетом критерия частоты применения фотографии возможны следующие варианты ее включения в различные программы лечебно-коррекционной, психопрофилактической, реабилитационной и развивающей направленности. 1. Фотография может использоваться однократно или эпизодически, в особенности на определенных этапах работы, когда у клиента или участников группы возрастает желание ее применить. При этом они могут быть движимы простым любопытством, желанием получить новый творческий опыт, получить зримое подтверждение произошедшим в них изменениям, запечатлеть особенно значимые для них моменты работы или иными потребностями. После всплеска интереса к фотографии клиент может перейти к иным видам деятельности. Специалист при этом должен по возможности разобраться в том, каким потребностям клиента или группы отвечала фотография, и в некоторых случаях он может более активно поддержать их интерес к использованию техник фототерапии. 2. При наличии у клиента или группы устойчивого интереса к использованию фотографии они могут применять ее регулярно на протяжении всего процесса работы. При этом специалист может предоставлять им ббльшую или меньшую свободу действий, используя тематический подход к организации занятий. Он, например, может предлагать участникам занятий определенные техники и упражнения, позволяющие организовать работу и сфокусироваться на решении конкретных задач. 3. Возможна также организация специальных фототерапевтических групп, работающих в формате психотерапии или тренинга и применяющих фотографию в качестве основного рабочего инструмента. В двух последних случаях, однако, допустимо и полезно дополнять фотографию иными материалами и средствами: это предоставляет дополнительные творческие возможности. Ведущему группы следует быть готовым к тому, что потребности группы и ее отдельных членов будут меняться и что у них будет появляться желание использовать иные, помимо фотографии, материалы и средства. Часто заранее очень трудно однозначно определить, в какой мере фотография будет «подходить» тому или иному клиенту или группе и обеспечивать больший терапевтический или развивающий эффект, чем какой-либо иной инструмент или материал, а также то, насколько долго клиент или группа сохранят свой интерес к фотографии, если он у них в определенный момент появился. Эффективность фотографии в качестве лечебно-коррекционного и развивающего инструмента, по нашему убеждению, в значительной мере связана с тем, насколько она соответствует тем или иным изменяющимся потребностям клиента или группы и условиям работы. Положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро на них откликаться, варьировать техники и средства работы, хотя многие клиенты интуитивно сами находят для себя те материалы и средства, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям в психическом росте и изменениях. Различные варианты лечебно-коррекционного, здоровье-сберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков участники группы могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например на том, в какой мере их детские фотографии отражают влияние семьи и культуры, а фотографии текущего периода их жизни — их тендерные роли. Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки. Кроме того, ведущий группы может предлагать им ту или иную тему. Варианты использования фотографии могут также варьироваться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки», и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Фотография может сочетаться и с сочинением историй или «сценариев», что будет связано с литературным творчеством. Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы: это дает им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии. И наконец, фотография может применяться в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов и грима. Табл.2
Варианты организации фототерапевтических занятий
Критерии классификации |
Варианты применения
|
Частота применения
|
- Однократно или эпизодически;
- более или менее регулярно на протяжении психотерапевтической или развивающей программы;
- на каждом занятии
|
Количество участников занятия
|
- Индивидуальные занятия;
- парные (диадические) занятия — занятия с сиблин- ravin, супругами, детско-родительскими парами;
- семейные занятия;
- групповые занятия
|
Количество участников при выполнении отдельных техник
|
- Индивидуальные упражнения;
- парные (диадические) упражнения;
- микрогрупповые упражнения;
- общегрупповые виды деятельности
|
Источники фотоматериала
|
- Готовый фотоматериал (личные фотодокументы клиента, журнальная фотография, ассоциативные карты и др.);
- фотоматериал создается во время занятия;
- фотоматериал создается между занятиями
|
Степень структурированности работы, связанная с применением тематического принципа организации занятий
|
- Неограниченная или высокая свобода действий участников занятий (сами выбирают темы для съемки и иной творческой работы, например, художественных описаний, фотоколлажей и др.);
- мягкое структурирование деятельности участников (заранее оговариваются темы для съемки или иных видов деятельности, условия выполнения заданий, хотя имеются возможности для их переформулировки или выбора);
- жесткое структурирование деятельности (выбор тем, условий или видов работы ограничен)
|
Темы для съемки и иных видов творческой работы
|
- Темы напрямую связаны с запросом или проблематикой участников занятий;
- темы не имеют прямой связи с запросом или проблематикой участников занятий
|
Применяемые экспрессивные модальности и виды творческой работы
|
- Применяется только фотосъемка или работа с готовым фотоматериалом;
- фотоматериал может использоваться для разных видов изобразительной деятельности (фотоколлаж и ассамбляж, графическая разработка фотографии, создание плакатов и др.);
- фотоматериал используется в сочетании с повествованиями (готовыми или создаваемыми участниками занятий) — техники нарративного и визуально-нарративного подхода;
|
Окончание таблицы
|
Критерии классификации
|
Варианты применения
|
Применяемые экспрессивные модальности и виды творческой работы
|
- фотография используется в сочетании с музыкой,
- фотография используется в сочетании с ролевой игрой и постановочной деятельностью;
- фотография используется в сочетании с движением и танцем
|
Условия проведения съемки
|
- Непосредственно в помещении, где проводится психотерапия (арт-терапия);
- в заданной институциональной среде (лечебном, образовательном учреждении и т. д.);
- на улице, в том числе на природе
|
Источник: А. И. Копытин. "Техники фототерапии" Издательство «Речь», 2010
|