На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Песочная терапия: особенности работы с песком
Песочная терапия: особенности работы с песком
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Работа с песком в принципе и песочная терапия в частности призваны решать ряд задач, а именно:
- снятие зажимов, сенсорное воздействие;
- релаксация / стимуляция;
- проигрывание ситуаций, в которых клиент может оказаться;
- проигрывание альтернативных вариантов развития ситуации, возможность изменения финала;
- возможность посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого человека
- отреагирование;
- формирование новых способов действий.

Две последние задачи актуальны прежде всего для детей.
Для песочной терапии используется определенный инструментарий. Это:
**поднос размером 72,5 * 49,5 см, размер стенок 7,5 см; предпочтительный материал подноса – дерево, т.к. это природный материал, апеллирующий к коллективному бессознательному, цвет внутренних стенок – голубой, что позволяет моделировать воду и небо;
считается, что прямоугольная форма подноса создает лучшую базу для решения конфликтов.
* *14 групп предметов, общее количество которых может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч. Перечислим некоторые из этих групп:
- группа «люди» должна включать персонажей различных возрастов, рас, профессий; положительных / отрицательных, реалистичных / нереалистичных персонажей, сделанных из различных материалов (металла, пластмассы, дерева, керамики);
- группа «животные» - домашние, дикие, мифологические, ископаемые;
- группа «жилища» - дома представителей разных культур, сословий, мебель, продукты питания;
- группа «транспорт»;
- группа «небесные объекты»;
- группа «инструменты»;
- группа «особые предметы»: например, саркофаги, весы правосудия;
- группа «природные предметы»: ракушки, семена, камни и др.;
- группа «аксессуары»: украшения, нити.
* * сухой и мокрый подносы с песком

Нюансы проведения песочной сессии

• Тема в песочной терапии обычно заранее не задается;
• Работа с песком может использоваться в индивидуальной, в парной (например, супружеской или детско-родительской) терапии, в групповой терапии;
• При необходимости можно работать по теме, так в случае супружеской терапии это могут быть темы «Отражение картины супружеской жизни», «Семейный конфликт»; в других случаях могут быть задействованы темы актуализации ресурсов «Идеальная среда», «Место силы» и т.д;
• Персонажи могут быть взяты из арсенала арт-терапевтического кабинета или принесены участниками;
• Участники могут выступать от лица персонажей;
• Если песочная терапия проводится несколько раз в одной группе на протяжении определенного временного отрезка, то при косвенной интерпретационной оценке можно говорить о том, что первые несколько композиций отражают внешний конфликт, а композиции, созданные через несколько месяцев после начала терапии являются скорее отражением некоторых аспектов прошлого, сферы коллективного бессознательного.

Контингент участников песочной терапии

Песочная терапия может успешно использоваться в работе с престарелыми людьми, с детьми, с лицами с ОВЗ, с лицами, страдающими сердечно - сосудистыми заболеваниями.
Этапы песочной сессии
1. Создание истории, проигрывание сюжета;
2. Реорганизация;
3. Обсуждение. Гипотезы и вопросы терапевта. Стоит отметить, что терапевт не интерпретирует напрямую, а лишь выдвигает гипотезы; он может проводить параллели с мифами, использовать фразы вроде «мне это напоминает…»;
4. В заключении композиция фотографируется для сопоставления работ группы, отсроченной интерпретации и разбирается (чаще это делает терапевт), игрушки убирают.
Виды работы с песком
• Рисование на песке (пальцем, кисточкой);
• Рисование с помощью песка;
• Песочная анимация на песке;
• Отпечатки на сыром песке;
• Создание скульптур из песка;
• Создание скульптур из песка с добавлением воска (такие скульптуры могут храниться);
• Создание ландшафтных скульптур с использованием песка, глины, упавших плодов с минимальным ущербом для природы и др.
Иногда работе с песком может предшествовать работа в группах по 3 – 4 человека с игрушками на столе без песка. В этом случае терапевт дает следующую инструкцию: «Выберите из предложенных предметов один и поместите на игровой стол в понравившееся место, затем выберите второй предмет, разместите его на столе и наконец, выберите и разместите третий предмет. После этого посмотрите на предметы, настройтесь на них. Придумайте монолог от лица одного из предметов/персонажей: назовите персонаж, можете дать ему имя, можно связать три предмета*, но не обязательно. Каждый участник озвучивает только своих персонажей. Далее сочиняется общая история, в которой уже можно использовать как своих, так и своих персонажей. Если участник хочет выйти из игры он прощается и выводит персонажей из игры, позже оговорив, с каким чувством он завершил игру». В конце все персонажи высказываются, все участники говорят о своих ощущениях, чувствах и их динамике в процессе выполнения упражнения, терапевт задает личные вопросы каждому участнику, например:
- напомните, какие у вас были персонажи?
- охарактеризуйте роль каждого из ваших персонажей;
- кто из персонажей ближе вам?
- что обрели / от чего избавились / что реализовали персонажи?
- устраивает ли вас такое завершение игры?;
- вопрос к группе: какие темы затронуты?; обсуждение высказанных вариантов, дополнения терапевта.
___________
*выбор нескольких, в данном случае 3-х персонажей, позволяет определить внутренние позиции или латентные качества человека.

Групповые варианты работы с песочницей

В случае групповой работы с песочницей участники поочередно производят действия с песком: создают объекты, разрушают их, пересыпают, разравнивают песок, добавляют воду. При этом каждый участник проводит у песочницы не больше минуты. Потом все повторяется по второму кругу. После этого участники комментируют свои действия и возникающие ощущения.
В другом варианте можно включить в данное упражнение игрушки, создать общую композицию из песка и предметов.
Упражнение «Создаем песочницу». Участники делятся на небольшие группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается из листа формата А3 сделать песочницу, дно которой можно выкрасить в голубой цвет, насыпать песок (лучше сухой) и создать композицию с использованием игрушек. В композиции можно отразить ресурсное место, воспоминание, будущее, значимое.
Также допускается индивидуальное выполнение упражнения с последующим объединением в группы и обсуждением композиции с автором.

Институт современных психологических технологий, Россия, Москва, Копытин А.И., программа повышения квалификации "Арт-терапия: разнообразие методов". 2012

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.