Работа с песком в принципе и песочная терапия в частности призваны решать ряд задач, а именно: - снятие зажимов, сенсорное воздействие; - релаксация / стимуляция; - проигрывание ситуаций, в которых клиент может оказаться; - проигрывание альтернативных вариантов развития ситуации, возможность изменения финала; - возможность посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого человека - отреагирование; - формирование новых способов действий.
Две последние задачи актуальны прежде всего для детей. Для песочной терапии используется определенный инструментарий. Это: **поднос размером 72,5 * 49,5 см, размер стенок 7,5 см; предпочтительный материал подноса – дерево, т.к. это природный материал, апеллирующий к коллективному бессознательному, цвет внутренних стенок – голубой, что позволяет моделировать воду и небо; считается, что прямоугольная форма подноса создает лучшую базу для решения конфликтов. * *14 групп предметов, общее количество которых может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч. Перечислим некоторые из этих групп: - группа «люди» должна включать персонажей различных возрастов, рас, профессий; положительных / отрицательных, реалистичных / нереалистичных персонажей, сделанных из различных материалов (металла, пластмассы, дерева, керамики); - группа «животные» - домашние, дикие, мифологические, ископаемые; - группа «жилища» - дома представителей разных культур, сословий, мебель, продукты питания; - группа «транспорт»; - группа «небесные объекты»; - группа «инструменты»; - группа «особые предметы»: например, саркофаги, весы правосудия; - группа «природные предметы»: ракушки, семена, камни и др.; - группа «аксессуары»: украшения, нити. * * сухой и мокрый подносы с песком
Нюансы проведения песочной сессии
• Тема в песочной терапии обычно заранее не задается; • Работа с песком может использоваться в индивидуальной, в парной (например, супружеской или детско-родительской) терапии, в групповой терапии; • При необходимости можно работать по теме, так в случае супружеской терапии это могут быть темы «Отражение картины супружеской жизни», «Семейный конфликт»; в других случаях могут быть задействованы темы актуализации ресурсов «Идеальная среда», «Место силы» и т.д; • Персонажи могут быть взяты из арсенала арт-терапевтического кабинета или принесены участниками; • Участники могут выступать от лица персонажей; • Если песочная терапия проводится несколько раз в одной группе на протяжении определенного временного отрезка, то при косвенной интерпретационной оценке можно говорить о том, что первые несколько композиций отражают внешний конфликт, а композиции, созданные через несколько месяцев после начала терапии являются скорее отражением некоторых аспектов прошлого, сферы коллективного бессознательного.
Контингент участников песочной терапии
Песочная терапия может успешно использоваться в работе с престарелыми людьми, с детьми, с лицами с ОВЗ, с лицами, страдающими сердечно - сосудистыми заболеваниями. Этапы песочной сессии 1. Создание истории, проигрывание сюжета; 2. Реорганизация; 3. Обсуждение. Гипотезы и вопросы терапевта. Стоит отметить, что терапевт не интерпретирует напрямую, а лишь выдвигает гипотезы; он может проводить параллели с мифами, использовать фразы вроде «мне это напоминает…»; 4. В заключении композиция фотографируется для сопоставления работ группы, отсроченной интерпретации и разбирается (чаще это делает терапевт), игрушки убирают. Виды работы с песком • Рисование на песке (пальцем, кисточкой); • Рисование с помощью песка; • Песочная анимация на песке; • Отпечатки на сыром песке; • Создание скульптур из песка; • Создание скульптур из песка с добавлением воска (такие скульптуры могут храниться); • Создание ландшафтных скульптур с использованием песка, глины, упавших плодов с минимальным ущербом для природы и др. Иногда работе с песком может предшествовать работа в группах по 3 – 4 человека с игрушками на столе без песка. В этом случае терапевт дает следующую инструкцию: «Выберите из предложенных предметов один и поместите на игровой стол в понравившееся место, затем выберите второй предмет, разместите его на столе и наконец, выберите и разместите третий предмет. После этого посмотрите на предметы, настройтесь на них. Придумайте монолог от лица одного из предметов/персонажей: назовите персонаж, можете дать ему имя, можно связать три предмета*, но не обязательно. Каждый участник озвучивает только своих персонажей. Далее сочиняется общая история, в которой уже можно использовать как своих, так и своих персонажей. Если участник хочет выйти из игры он прощается и выводит персонажей из игры, позже оговорив, с каким чувством он завершил игру». В конце все персонажи высказываются, все участники говорят о своих ощущениях, чувствах и их динамике в процессе выполнения упражнения, терапевт задает личные вопросы каждому участнику, например: - напомните, какие у вас были персонажи? - охарактеризуйте роль каждого из ваших персонажей; - кто из персонажей ближе вам? - что обрели / от чего избавились / что реализовали персонажи? - устраивает ли вас такое завершение игры?; - вопрос к группе: какие темы затронуты?; обсуждение высказанных вариантов, дополнения терапевта. ___________ *выбор нескольких, в данном случае 3-х персонажей, позволяет определить внутренние позиции или латентные качества человека.
Групповые варианты работы с песочницей
В случае групповой работы с песочницей участники поочередно производят действия с песком: создают объекты, разрушают их, пересыпают, разравнивают песок, добавляют воду. При этом каждый участник проводит у песочницы не больше минуты. Потом все повторяется по второму кругу. После этого участники комментируют свои действия и возникающие ощущения. В другом варианте можно включить в данное упражнение игрушки, создать общую композицию из песка и предметов. Упражнение «Создаем песочницу». Участники делятся на небольшие группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается из листа формата А3 сделать песочницу, дно которой можно выкрасить в голубой цвет, насыпать песок (лучше сухой) и создать композицию с использованием игрушек. В композиции можно отразить ресурсное место, воспоминание, будущее, значимое. Также допускается индивидуальное выполнение упражнения с последующим объединением в группы и обсуждением композиции с автором.
Институт современных психологических технологий, Россия, Москва, Копытин А.И., программа повышения квалификации "Арт-терапия: разнообразие методов". 2012
|