СКАЗКОТЕРАПИЯ -это использование сказки как архетипической метафоры в целях: - психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), - психокоррекции (развитие креативности личности как «расширение спектра альтернативных решений), - психотерапии (исцеление с помощью сказки)
Виды сказкотерапии - Анализ и интерпретация сказок. - Использование архетипа сказки. - Сочинение сказок (библиотерапия). - Медитативные сказки. - Драматерапия сказки (известной сказки, сочиненной клиентом, в группе – по случайно выбранным ролям и др. варианты). - Рисование сказки. - Сказочное путешествие (пространство, где «все возможно»). - Куклы (марионетки, пальчиковые, веревочные, куклы-обереги и пр.). - Сказочный карнавал (каким сказочным персонажем я стал бы на карнавале). - Любимая сказка детства.
Достоинства сказки - Метафоричность (наиболее доступно для восприятия). - Отсутствие дидактичности (не вызывает сопротивления). - Глубинный смысл сказки (закодированный опыт человечества: как ты относишься к Миру, так и Мир относится к тебе). - Архетипичность (многогранность, общность и многоуровневость хранимой информации). - Полная психологическая защищенность (справедливость всегда торжествует, добро всегда побеждает, «все будет хорошо»). - Экзистенциальность (относительность добра и зла, изменчивость, беды и испытания делают сильнее, мудрее и пр., неопределенность места и времени, «ненаходимость» по Бахтину). - Магический ореол (волшебство, чудо, «как в сказке» - отсутствие ментальных ограничений, иррациональность). Родословная сказки - Соотношение и исторические корни мифа – легенды –саги –былины – сказки –притчи… Виды сказок По происхождению - сакральные (мифологические), народные, авторские. По содержанию - антропоморфные (наиболее древние, предпочитают дети до 3 лет), бытовые (предпочитают дети 3 – 5 лет), волшебные (предпочитают дети старше 5 лет и взрослые). По задаче: – дидактические (необходимо создать мотивацию), психокоррекционные (расширяют спектр моделей поведения, подсказывают альтернативные решения, показывают модели более успешного поведения, меняют отношение к ситуации на более адекватное), - психотерапевтические (глубинные механизмы бытия, экзистенциальные проблемы, философские понятия добра, зла, гордыни, испытания, смерти, жизни, любви и т.п., авторские сказки, притчи. Они помогают там, где традиционные психотерапевтические приемы бессильны), - медитативные (способствуют процессу погружения во внутренний мир, самосовершенствованию). Персонажи сказки – герой (Иван-царевич), антагонист (вредитель, Кощей Бессмертный), помощник (волшебный конь, серый волк), даритель (Баба яга), отправитель (кто героя посылает куда-то : Царь-отец искать невесту), искомый или спасаемый (царевна-лягушка). Морфология сказки 1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции персонажей, независимо от того, кем и как они выполняются. 2. Число функций волшебной сказки ограничено. 3. Последовательность функций всегда одинакова. Схема волшебной сказки Место и время действия (ненаходимость), происхождение героя и социальный статус, нанесение ущерба или вреда или желание иметь что-то, отправка из дома, встреча с дарителем или с помощником, встреча с антагонистом (поединок), победа, возвращение, погоня, испытание, награждение. Архетипическая схема сказки 1. Указание на время (давным-давно) и место (в тридевятом царстве). 2. Происхождение героя, жизнь в отчем доме (наследственность, статус, базовое отношение к Миру). 3. Уход из родительского дома (сепарация с родителями). 4. Выбор пути (самоопределение, начало инициации, взросление). 5. Искушения (проверка на «доброе сердце», ответственность за выбор пути, преодоление соблазнов и сомнений, принятие самого себя и своего пути). 6. Награда (нахождение помощников). 7. Испытание (борьба с антагонистом, преодоление, смерть и возрождение, индивидуация, поиск Самости). 8. Награда (метаморфоза, трансформация, духовный рост). 9. Возвращение домой, трудности в пути (проверка истинности трансформации). 10. Прибытие в отчий дом (принятие своего раннего детского опыта, воссоединение со своими корнями, окончательная трансформация героя, нахождение Самости). 11. Награда (свадьба – воссоединение мужского и женского начала, восстановление целостности, идентификация с Самостью; коронование – завершение индивидуации, осуществление своего предназначения. Анализ сказки из детства - Какие были искажения в сюжете сказки. -. Какие переживания вызывает герой. - Урок сказки («Теперь я знаю, что…»). - Проблемная зона героя («Что герой учится делать в сказке»). - Ресурсная зона героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»). - Как герой относится к миру. - Что получает герой в награду. Анализ клиентской сказки - Тональность и колорит сказки. - Что труднее всего было сочинять (начало, перипетии, окончание и пр.). - Какая часть сказки самая длинная. - Получил ли герой то, что хотел (или нечто другое). - Персонажи (кто есть кто, кого нет в сказке, что с ними происходит к концу сказки). - Где по сюжету нарушена традиционная схема. - Какую сказку напоминает. - Оригинальные сюжетные ходы. - Линия героя (как он относится к миру, к людям, к себе). - Символическое поле.
Примеры архетипических (инициация) смыслов Таинственный лес – место посвящения, через него идет дорога в иной мир (Данте, Овидий: вход в Аид «сумерком леса хранимый» и пр.). Баба Яга – охраняет границу мира живых и мира мертвых, яви и нави, повелительница животных, смерть (инициация смерти). Избушка на курьих ножках – вход в царство смерти, герой знает «слова», чтобы войти, т.е.он знает, зачем идет в иной мир. За это он бывает награжден волшебными дарами. Запретный чулан – детское (родительское) табуирование и преодоление его (как индивидуация). Мнимое умирание (сжигание – очищение, чистилище, заглатывание, разрубание на части, живая и мертвая вода ) – отработка страха смерти, инициация взросления. Дракон – внутренняя сила. Птица – внутренняя свобода, способность мечтать, «взлетать» над обыденностью, быть свободным от правил, норм, границ и т.п. Конь – внутренняя гармония, чувство прекрасного внутри каждого человека, умение видеть красоту в окружающем мире. Кощей Бессмертный – страх смерти (поэтому он бессмертен). Превращение - метаморфоза, трансформация личности как переход на более высокий уровень развития, не имеющий возможности возвращения назад, необратимое изменение. Оборотничество – возможность использовать свои сильные (добрые) или слабые (злые) качества в сложных жизненных ситуациях, пример того, как способность может стать дезадаптивным, разрушающим личность паттерном. Змея – мудрость, причем изначальная, древняя, непостижимая разумом, архетипический уровень решения проблем, внутренняя гибкость, пластичность, способность к изменению и трансформации.
Источник: Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации |