На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Коррекционная хореография как новый этап развития педагогического образования «особенных детей»
Коррекционная хореография как новый этап развития педагогического образования «особенных детей»
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Рязанцева Ю.С., Гурова Я.Ю.
Санкт-Петербургский арт-центр CURIUM DANCE

Коррекционная хореография – тема актуальная, но малоизученная. Современная педагогика еще не может предложить определенной общепринятой методологии хореографического воспитания детей, с физическими недостатками (далее мы будем называть их «особенными»). Мы можем отнести коррекционную хореографию к популярному сегодня направлению – арт-терапии. Движение может оказывать существенное воздействие на психоэмоциональное состояние детей. В рамках данной статьи мы обозначим некоторые проблемы работы с детьми с ограниченными возможностями и представим тезисы авторской методики.

 

Танцевальная терапия как часть психотерапевтического лечения рассмотрена в ряде теоретических работ, в их числе Козлова В.В., Гиршона А.Е., Веремеенко Н.И. («Танцевальная терапия», СПб.: Речь, 2010); Гренлюнда Э., Оганесяна Ю. («Танцевальная терапия. Теория и практика» СПб.: Речь, 2004) и др. Существует и ряд статей по данной теме, но основным предметом исследования  являются взрослые люди с психологическими отклонениями, алкогольной и наркозависимостями, незначительными ортопедическими проблемами. Мы же хотим обратить внимание на воздействие хореографии на психоэмоциональное и физическое состояние детей с ограниченными возможностями (синдромом Дауна, некоторыми формами ДЦП, проблемами с позвоночником и костной системой и др.).
Современная коррекционная педагогика только начинает изучать возможность хореографического воспитания особенных детей. Результаты могут быть неоценимыми, ведь движение – это жизнь. Выдающийся психолог Выготский Л.С. писал: «Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [1, с. 40]. Хореографическое воспитание может дать особенным детям укрепление костной системы, развить музыкальность, сформировать образное мышление, заставить их видеть и слышать окружающий мир по-новому. Вследствие этого у детей формируется особенное эмоционально-сильное мироощущение.
Хореографическое воспитание здоровых детей направлено на формирование физически сильной личности, с хорошо развитой координацией движений, двигательной динамикой, натренированной памятью и сконцентрированным вниманием. Для большинства детей занятия танцами являются решением целого ряда психологических проблем, позволяя им преодолеть проблемы коммуникации в общении со сверстниками и педагогами. Тоже самое мы можем видеть в процессе хореографического воспитания особенных детей. В теоретических трудах по коррекционной педагогике мы встречаем тому подтверждение. Например, исследователь Речицкая Е.Г. пишет: «Во внеурочной работе глухим и слабовидящим можно предложить занятия ритмикой и танцами, которые способствуют не только развитию творческих возможностей, но и активизации общения ребенка с педагогами или в группе в целом для более ясного, точного выражения своих проблем, переживаний внутренних противоречий» [2, 90]. По результатам личной практики отметим, что дети, страдающие нарушением слуха, попадая в группу, не сразу могут адаптироваться. Постановка групповых номеров позволяет им найти новый способ выражения психоэмоционального состояния через танец. В общении с другими детьми они становятся более открытыми и изыскивают новые пластические способы для выражения своих эмоций. У детей с различными физическими недостатками наблюдалась положительная динамика после нескольких занятий хореографий. Отметим, что все занятия проводились хореографом под присмотром квалифицированного врача.
Авторская методика преподавания хореографии детям с ограниченными возможностями только начала проходить апробацию. Результаты, которые мы получили, свидетельствуют о значимости  дальнейшей разработки. Хореографическое воспитание особенных детей должно быть ориентировано на создание у них положительного эмоционального настроения. Занятия в обязательном порядке должны проводится в группе для того, чтобы ученики как можно больше общались между собой. Работа  с учащимися проводится в форме постановки танцевальных композиций и импровизации. Особенные дети видят в занятиях танцами первобытный смысл движения, для них не важно, как они двигаются, главенствующую роль играют ощущения, чувства и мысли, навеянные им.
Некоторые занятия с особенными детьми проводятся в форме игры. Учащимся предлагается ряд обстоятельств, которые они должны обыграть. Им может быть поставлена задача изобразить то или иное животное, или же в ритмопластике инсценировать стихотворение. Занятия дифференцированы с учетом возрастной категории, индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка. Главная цель – развитие духовных и физических качеств особенных детей посредством хореографического искусства.
Методика направлена на развитие двигательного аппарата, навыков музыкально-ритмического движения, творческих способностей, коммуникации. Несколько методических способов работы: универсальное использование слова в форме беседы с детьми; наглядного восприятия – прослушивание музыкального материала, показа упражнений и тренинга; практический – проведение представлений для того, чтобы дети не боялись и учились преодолевать страх перед публикой; игровой метод.

Особенностью нашей методики является изучение движений, танцевальных композиций от простейших до сложных. Учащимся предоставляется возможность ознакомления с музыкальным материалом. Дети по возможности выражают свои эмоции от услышанного, фантазируют о том, что они могли бы выразить в танце под эту музыку. После начинается планомерная работа по освоению хореографических движений; несколько повторов обязательны для закрепления материала. Дети узнают не только движения классической хореографии, но и знакомятся с движениями историко-бытового, народного и бального танцев. В силу своих возможностей они осваивают и исполняют изученный материал. Танцевальные упражнения различных направлений способствуют развитию и укреплению организма, развивают координацию, помогают им найти новые способы общения и раскрыть в себе новые возможности. Особое внимание уделяется занятиям, на которых особенным детям предоставляется возможность импровизировать. Такие уроки, как правило, вдохновляют учащихся, и они старательно вспоминают и воспроизводят весь изученный материал, и даже пытаются на его основе создать свой собственный танец. В результате дети учатся анализировать полученные знания, синтезировать их.
Коррекционная хореография – относительно новый педагогический метод работы с особенными детьми. Несомненно, что у данного направления есть большой потенциал для помощи детям, которые ограничены в физическом развитии. Танец способствует не только терапевтической динамике ребенка, но и формированию его как полноценной личности. Повторимся, движение – это жизнь, движение – это то, что жизненно необходимо как здоровым, так и особенным детям. Будем надеяться, что в скором времени коррекционная хореография получит должное научное признание и займет свое достойное место в ряду с другими эффективными способами лечения и поддержания детей с ограниченными возможностями.

Список литературы

  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.).
  • Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушением слуха в процессе внеклассной работы. М., 2004 – 156 с.).

Источник: Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. 195 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.