На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Теоретические положения, цели и задачи танцевально-экспрессивного тренинга
Теоретические положения, цели и задачи танцевально-экспрессивного тренинга
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

1. Личностно-динамический подход к экспрессии человека

В основу танцевально-экспрессивного тренинга положен развиваемый В. А. Лабунской личностно-динамический подход к экспрессии человека. В работах В. А. Лабунской [1989, 1990, 1999, 2009, 2010] представлены личностно-динамический подход к феномену «экспрессия человека», структурно-функциональный подход к анализу экспрессивного, невербального общения, подход к интерпретации экспрессивного поведения как творческому процессу. Она определяет экспрессивное поведение как «социально и биологически обусловленный способ организации невербальных средств выражения личностной „структуры"» [Лабунская, 1999, с. 34], как форму «объективации внутреннего мира человека». Невербальное поведение является инструментом познания внутреннего мира личности, так как «оно и есть часть этого мира, форма его существования» [Лабунская, 1999, с. 33]. В связи с этим невербальное поведение рассматривается В. А. Лабунской в качестве внешнего экспрессивного «Я» личности, внешней формы существования и проявления ее психического мира.

Рассматривая экспрессивное поведение как сложное, многокомпонентное образование, В. А. Лабунская доказывает следующие положения:
1. Экспрессивное поведение полисемантично, оно несет информацию о состояниях, психологических и социально-психологических качествах личности, а также об особенностях ее взаимоотношений с другими.
2. Формирование невербального поведения личности осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения, взаимодействие между которыми опосредовано общением.
3. Взаимосвязь между определенным экспрессивным поведением и какими-либо психологическими особенностями человека не является однозначной. Исходя из этого, В. А. Лабунская говорит о «поле психологических значений» невербального поведения.
4. Экспрессивное поведение имеет многокомпонентное строение и включает в себя акустическую, оптическую, тактильно-кинестетическую, ольфакторную и проксемическую структуры, каждая из которых в свою очередь делится на подструктуры и компоненты.
5. Экспрессивное поведение предстает в общении в двух видах: невербального поведения личности и невербального поведения диады, группы или невербальной интеракции. Эффект «невербальной интеракции» создает взаимодействие между кинеси- ческой, такесической структурами невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой (вид ориентации партнеров друг относительно друга — варьирует от «лицом к лицу» до «спина к спине»; месторасположение в пространстве общения; дистанция между партнерами; персональное пространство каждого из них, время общения).
6. На основе анализа ряда экспериментальных исследований зарубежных ученых В. А. Лабунской подчеркивается, что невербальная интеракция, ее кинесико-проксемические паттерны несут информацию о трех главных компонентах межличностных отношений: 1) аффилиации (притяжении, любви) — отталкивании, ненависти; 2) доминировании — подчинении; 3) включенности — «отсутствии». Эти три компонента соответствуют трем группам отношений, которые были выделены в исследовании отечественных психологов В. В. Столина, Н. И. Голосовой [1982] и рассматриваются ими как основные координаты эмоционального отношения человека к человеку: симпатия — антипатия; уважение — неуважение; близость — отдаленность. Этот вывод доказывает, что в ходе общения участникам невербальной интеракции, а также ее наблюдателям, с помощью кинесико-проксемических форм невербальной интеракции, в которые включены кинесиче- ская структура невербального поведения каждого из партнеров, дистанция, ориентация, месторасположение партнеров и их персональное пространство, становится представленной для осознания, оценки, изменения системы их взаимоотношений. Данная система взаимоотношений становится более очевидной при подключении в структуру невербальной интеракции такой подструктуры невербального поведения, как такесика (система прикосновений). В. А. Лабунская пишет: «Нет более четкого и ясного индикатора затрудненного общения, изменения отношений между людьми, чем такесика» [Лабунская, 1999, с. 229]. Если исходить из этого, то диадный танец представляет собой «идеальную» модель для изучения, развития и изменения отношений между партнерами.
7. Кинесико-проксемические паттерны взаимодействия выполняют разнообразные функции, среди которых для нас представляют особый интерес диагностические, регулятивные и образовательные (создание образа о человеке). Известно, что состояния, качества личности, отношения не даны воспринимающему непосредственно, а «закодированы» в особенностях поведения и деятельности человека. С помощью социально-психологической интерпретации, которая понимается В. А. Лабунской как «процесс установления всей иерархии связей» [Лабунская, 2009, с. 77] между объектными и субъектными свойствами человека, между «внешним»» и «внутренним»», личность воспринимаемого человека во всем многообразии его качеств и отношений становится представленной субъекту восприятия в образе-представлении. Интер - претация достаточно субъективна, содержит в себе личностные определения одного человека другим, выражает отношение субъекта к объекту суждения.
8. Невербальное поведение другого человека является пусковым механизмом разворачивания процессов социально-психологической интерпретации. Осознанное же установление связей между невербальным поведением и психологическими особенностями субъекта восприятия осуществляется личностью в том случае, если в общении возникает некоторая проблема или перед ней ставятся соответствующие задачи. Содержание интерпретации зависит как от «эталонных», так и от индивидуальных интерпретационных схем, в которых закреплен опыт, накопленный личностью при соотнесении внешних, наблюдаемых элементов невербального поведения человека и его психологических характеристик. В результате исследований, проведенных В. А. Лабунской (1990), была создана «Методика свободной семантической оценки невербального поведения», позволяющая выявить структуру и содержание «эталонных», «деперсонализированных» интерпретационных схем. Эти схемы дают представление о различных индикативных и функциональных возможностях экспрессивного поведения личности и экспрессивного поведения диады, группы («невербальной интеракции») в плане формирования образа человека и его отношений. Так, например, в центре «семантического поля» психологических значений поз человека находится категория «отношение», мимики — «эмоциональные состояния», невербального поведения диады, группы — «формы взаимодействия». То есть мимика оценивается воспринимающим субъектом в первую очередь как знак эмоциональных состояний, поза — отношений, а невербальная интеракция служит индикатором сложившихся между партнерами форм взаимодействий.

6.2. Сравнительный анализ танца и экспрессии

Структурные схемы индивидуального, диадного и группового кругового танца
Проведем сравнительный анализ таких явлений, как экспрессия и танец, с точки зрения некоторых критериев: время и источник возникновения, детерминанты формирования, основные свойства, виды, функции, структура и схемы анализа.
1. Время и источник возникновения. В самом общем смысле к экспрессии относят выразительные движения. Большинство исследователей [Горелов, 1980; Лабунская, 2009; Луговая, 1991; Ромм, 1994, 2006] подчеркивают историческую древность экспрессивного поведения, существование выразительных движений уже в «доречевой эпохе». Согласно этой позиции выразительные движения предшествовали звуковой речи и служили средством общения и взаимодействия для человека. Танец же — это «ритмичные» выразительные движения [Королева, 1977]. И. Курис отмечает: «В начале танцев, как таковых, не существовало, были экспрессивные телодвижения, естественно выражающие эмоциональные порывы, которые постепенно приобретали определенный ритм и значение» [Курис, 1994, с. 97]. То есть, с данной точки зрения, экспрессия — более древнее явление, чем танец. Одновременно и танец, и экспрессия имеют своим источником исторически первую форму языка — «всеобщий телесный жест» [Луговая, 1991]. Таким образом, экспрессивное поведение и танец имеют один источник и время (доречевая эпоха) возникновения.
2. Детерминанты формирования. Известно, что формирование экспрессивного поведения осуществляется под влиянием многообразных биосоциальных факторов [Лабунская, 2009]. Что же касается танца, то выделенные нами выше его основные характеристики также свидетельствуют о многообразной обусловленности его функций в истории человечества.
3. Основное свойство экспрессии человека и танца — это движение. К описанию и анализу экспрессивного поведения и танца могут быть применены такие параметры движений, как произвольность-непроизвольность, интенсивность-расслабленность, стереотипность-разнообразие, спонтанность-конвенциальность, гармония-дисгармония, симметрия-асимметрия, типичность-индивидуальность и др. [Лабунская, 1999], а также система описания движений, предложенная Р. Лабаном [Laban, 1960]. Отличие между экспрессивными и танцевальными движениями — в большей ритмичности последних.
4. Основные виды. Экспрессивное поведение представлено в трех видах: индивидуального невербального поведения, невербального поведения диады и невербального поведения группы. Проведенный нами анализ различных исследований в области истории развития танца [Шкурко, 2005] также позволяет говорить о трех основных видах танца: индивидуальном, диадном (парном), групповом.
5. Функции. Танец и экспрессивное поведение выполняют сходные функции. Экспрессивное поведение, в отличие от танца, выполняет также в общении определенные функции, связанные с речью. Но основными функциями как для экспрессивного поведения, так и для танца являются индикативно-диагностические, регулятивные и коммуникативные. Эти функции по-разному представлены в различных видах танца. Близкая дистанция в парном танце, наличие прикосновений, расположение «лицом к лицу» и пересечение персональных пространств партне - ров, которые имеют, по некоторым данным [Лабунская, 1999], эллипсообразную форму, свидетельствуют о близком личностном общении партнеров. Групповой танец предполагает не очень близкую дистанцию и взаимонепересекающиеся персональные пространства партнеров, что рассматривается нами как реализация внутригрупповых отношений. Индивидуальный танец, осуществляемый в одиночестве, без обращенности к реальному или воображаемому партнеру, рассматривается нами как аутокоммуникация, основная цель которой — самопознание и саморегуляция.
6. Структура экспрессивного поведения и танца. К танцу (индивидуальному, парному и групповому) могут быть применены схемы анализа невербального поведения, предложенные В. А. Ла- бунской [Лабунская, 1999, 2009]. Так, танец может быть проанализирован с точки зрения его структуры. Круг структур танца уже круга структур невербального поведения. Индивидуальный танец состоит преимущественно из двух основных структур: кине- сической (оптическая система отражения) и такесической (так- тильно-кинестизическая система отражения). Значение акустической структуры невелико — в данном случае имеется в виду роль слухового анализатора при восприятии различных звуков, производимых танцором, так называемых «авербальных действий». Несколько иная структура танца парного и группового. К кинеси- ческой и такесической структуре подключается проксемическая. Такая структура экспрессивного поведения, как система запахов, приобретает особое значение в ситуации парного танца мужчины и женщины.
Схема невербальной интеракции полностью применима к анализу парного и группового танца. Так, парный (рис. 10) и групповой (рис. 11) танец могут быть проанализированы с точки зрения кинесико-такесико-проксемических форм танцевальных интеракций. Основными компонентами этих форм являются: 1) кинесико-такесическая структура партнеров (разнообразные движения тела, их сочетание и система прикосновений); 2) дистанция; 3) персональное пространство; 4) месторасположение партнеров; 5) ориентация относительно друг друга.

теория танца



Рис. 11. Структурная схема группового танца
Таким образом, танцевальное взаимодействие партнеров — это, по сути, невербальная интеракция. Значит, в танцевальном взаимодействии также проявляются три главные компоненты межличностных отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность, и, следовательно, становятся представленными партнерам по танцевальной интеракции для осознания, анализа и изменения. Вышесказанное позволяет обосновать использование танца при разработке новых методов социально-психологической работы, к которым мы относим и предлагаемый здесь танцевально-экспрессивный тренинг.
Результаты сравнения экспрессивного поведения и танца по выделенным выше критериям позволяют сделать вывод о том, что эти два явления имеют одну и ту же природу, источник возникновения, одни параметры описания, к ним применимы одни и те же схемы анализа. Однако круг компонентов и функций танца уже, чем круг компонентов и функций экспрессивного поведения, что позволяет говорить о танце как об особой форме экспрессивного поведения. Понятие «экспрессивное поведение» (невербальное поведение) является для понятия «танец» родовым.

3. Основные теоретические положения ТЭТ

В основу разработки программы танцевально-экспрессивного тренинга легли следующие теоретические положения:
1. Базовым представлением, лежащим в основе танцевальноэкспрессивного тренинга, является представление о танце как особой форме экспрессивного поведения человека.
2. Положение о полифункциональности танца (его социально-психологических, психотерапевтических и психофизиологических функциях) — функции выражения чувств, отношений личности; функции установления и регуляции отношений; функции диагностики отношений; функции создания образа; функции самопознания и познания других; функции понимания и взаимопонимания; объединяющей функции; катарсической функции; функции психофизической регуляции.
3. Положение о трех основных видах танца: индивидуальном танце, диадном танце и групповом танце. Индивидуальный танец, осуществляемый в одиночестве, без обращенности к реальному или воображаемому партнеру, рассматривается как аутокоммуникация, основная цель которой — самопознание и саморегуляция. Диадный танец рассматривается как реализация межличностных отношений, а групповой танец — как актуализация внутригрупповых отношений.
4. Положение о строении танца как особой формы экспрессивного поведения, которое включает преимущественно три основные невербальные структуры: кинесику, такесику и проксемику. Диадный и групповой танец представляют собой невербальную интеракцию или «танцевально-экспрессивную интеракцию».
5. Положение об интерпретации танца: категория «отношение» является центральной в структуре социально-психологической интерпретации различных паттернов танцевального взаимодействия.
Рассмотрение танцевального взаимодействия через призму невербальных (такесико-проксемико-кинесических) паттернов взаимодействия дает его участникам доступ к системе отношений каждого из них: к отношениям к себе, к Другому (к конкретному Другому и к Обобщенному Другому), к миру — к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, дружбы — вражды, симпатии — антипатии, уважения — неуважения, близости — отдаленности к Другим. Индивидуальный танец рассматривается, таким образом, как экспрессивная презентация личности, ее системы отношений; диадный танец в этом контексте рассматривается как реализация системы отношений личности, в первую очередь отношений к конкретному Другому; а групповой танец — как реализация преимущественно внутригрупповых отношений: отношения к себе как члену группы, отношения к другим как членам группы, отношения к группе как целому, отношения к Обобщенному Другому.
Особое место среди вышеназванных видов танца принадлежит диадному танцу. Его исполнение предполагает взаимность, некий баланс самовыражения участников, баланс включения и контроля, баланс ответственности, баланс доминирования и подчинения. В силу того, что в диадном танце задействована такая подструктура невербального поведения, как такесика, становится возможным использовать диадный танец в качестве модели для изучения близких эмоциональных отношений личности. Диад- ный танец в танцевально-экспрессивном тренинге рассматривается в качестве мощного диагностического и коррекционного инструмента.
Запуск танцевального взаимодействия в тренинговой группе дает возможность участникам «столкнуться» с большим количеством разнообразных других, не похожих на свои собственные форм самовыражения, сопряженных с отношениями и взаимоотношениями; запуск процессов интерпретации в группе — осознать свои реальные отношения: к группе, к себе, к конкретным Другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.

4. Цели и задачи танцевально-экспрессивного тренинга

Целью танцевально-экспрессивного тренинга является развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности, которая конкретизируется в следующих задачах:
1) осознание участниками своего танцевально-экспрессивного репертуара, сопряженного с определенными паттернами межличностных отношений и отношений в группе;
2) развитие участниками репертуара межличностных отношений (как позитивных, так и негативных) за счет расширения и развития танцевально-экспрессивного репертуара;
3) отреагирование участниками группы негативных чувств и отношений;
4) повышение спонтанности участников в выражении различных чувств и отношений;
5) стимулирование у участников активности и инициативы в установлении и поддержании отношений;
6) возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками группы.
Дополнительными целями тренинга являются: 1) признание участниками тренинга за собой и другими права на непохожесть, нетипичность, уникальное существование; 2) развитие чувствительности к разнообразным проявлениям личности другого человека; 3) развитие способности к эмпатии и безоценочному принятию другого человека; 4) актуализация и изменение отношений в группе, развитие членов группы как субъектов отношений, оптимизация социально-психологического климата.


5. Основные понятия танцевально-экспрессивного тренинга


5.1. Понятие невербальных паттернов взаимодействия
Невербальные паттерны взаимодействия — «относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Они выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к другому, к самому себе, принятия себя и ожидания определенного поведения от других» [Лабунская, 1999, с. 38].
5.2. Понятие экспрессивного репертуара и его основные характеристики
Экспрессивный репертуар личности — совокупность многообразных форм и паттернов движений, формирование которых осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения и опосредовано общением.
Основными характеристиками экспрессивного репертуара являются: степень дискретности — континуальности, степень произвольности — непроизвольности, степень осознанности — неосознанности, степень целенаправленности — нецеленаправленности, степень интенциональности — непреднамеренности, степень определенности — неопределенности, степень абстрактности — конкретности, степень устойчивости — вариабельности, степень однозначности — многозначности, линейность — пространственновременная целостность, интенсивность, динамичность, симметрия — асимметрия, гармония — дисгармония, типичность — индивидуальность [Лабунская, 1999]. Также экспрессивный репертуар и отдельные движения могут быть проанализированы по факторам пространства (прямые — непрямые), силы (мощные — легкие), времени (быстрые — медленные) и течения (свободные — ограниченные) [Laban, 1960].
5.3. Понятие танцевально-экспрессивного стереотипа
Под танцевально-экспрессивным стереотипом мы будем понимать совокупность устойчивых (при изменении обстоятельств), стандартизированных, общепринятых паттернов танцевально-экспрессивных движений, складывающихся под влиянием личностных и социальных факторов. Следует различать индивидуальный танцевально-экспрессивный стереотип, обусловленный индивидноличностными и социально-психологическими особенностями человека (темперамент, характер, пол, возраст, качества личности, система отношений, статус и т. д.), и «деиндивидуализированный»,
складывающийся под влиянием социокультурных факторов (политическое, социально-экономическое, духовное развитие общества). Индивидуальный танцевально-экспрессивный стереотип состоит из устойчивых, стандартизированных экспрессивных движений, отражающих «типичные» для данного человека формы его отношений к себе, к другим и к миру в целом. «Деиндивидуализированный» танцевально-экспрессивный стереотип отражает особенности отношения группы людей к себе, их взаимоотношений с другими людьми и с миром, является признаком принадлежности к определенной социальной (или возрастной) группе. Овладение деиндивидуализированным танцевально-экспрессивным стереотипом служит условием включения в данную группу [Шкурко, 2005].
Источник Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивные технологии в психологической практике: танцевальная психотерапия и танцевально-экспрессивный тренинг: учебник / Т. А. Шкурко ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 224 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.