Умения и навыки ведущего групп танцевально-экспрессивного тренинга |
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия |
1. Специфические и неспецифические умения ведущего групп танцевально-экспрессивного тренингаКакими же навыками и умениями должен обладать тренер, чтобы быть в состоянии проводить предложенный в этой книге тренинг? Конечно, всеми теми, которые необходимы для проведения любого тренинга: это умение организовать групповой процесс, умение ставить цели и отслеживать результаты, умение прогнозировать события, организовывать обратную связь, разнообразные навыки общения (навыки активного слушания и убедительной аргументации, вхождения в контакт и выхода из него и т. д.). Очевидно, что ведущий групп танцевально-экспрессивного тренинга должен быть компетентен в области теории экспрессивного поведения, причем эта компетентность должна быть значительно шире, чем знание описанных в литературе связей: определенное экспрессивное поведение — определенное значение [Пиз, 1992]. В. А. Лабунская, обсуждая вопрос о «практичности» социальной психологии невербального общения, отмечает, что «самоопределение социального психолога по вопросам кодирования — интерпретации невербального поведения должно осуществляться на основе признания уникальности невербального языка и неизбежности противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием» [Лабунская, 1996, с. 324]. Но, помимо всех вышеназванных условий, ведущий групп танцевально-экспрессивного тренинга должен еще быть влюбленным — влюбленным в танец! Даже (я выскажу странную, на первый взгляд, мысль) он может не уметь танцевать в том смысле, который мы привыкли придавать этому. То есть не обязательно он должен иметь какие-то хореографические навыки, пройти специальную подготовку в хореографии. Конечно, необходимым условием является его собственная развитая экспрессия и определенное личностное развитие, и второе здесь важнее, чем первое. Вы можете развивать свой экспрессивный репертуар вместе со своими клиентами. И это мой совет для тех, кого может остановить собственное дилетантство в хореографии. Я сама до сих пор в ней дилетант, не закончила ни одной танцевальной школы и не выучила ни одного известного танца, но это не мешает мне с огромным удовольствием работать с тренинговой группой посредством танца и передавать ее участникам свою убежденность в психологической силе танца. Некоторые из них впоследствии начинают самостоятельно проводить группы ТЭТ, разрабатывая свои программы и применяя их для разнообразного круга клиентов. Например, одна из участниц в настоящий момент проводит танцевально-экспрессивный тренинг для беременных женщин, используя свой собственный опыт, полученный во время ТЭТ (она сама тогда была беременной). 2. Проблемы ведущего при использовании спонтанного невербального поведения2.1. Позитивные и негативные результаты применения невербальных техник и упражненийМногие авторы [Емельянов, 1983; Кузнецова, 1996; Лабун- ская, 1996; Некрасова, 1991; Семенова, 1991; Трубицина, 1991; Фейгенберг, Асмолов, 1994; Юнова, 1975 и др.] подчеркивают важность использования различных невербальных техник и упражнений в контексте социально-психологического тренинга и других видов психологической практики. Невербальные техники, по их мнению, обладают достаточно мощным диагностическим и терапевтическим потенциалом. Так, выделяют различные функции невербальных техник и упражнений, например: функцию актуализации чувств и отношений; функцию диагностирования различных нарушений самовосприятия, восприятия других, отношений и взаимоотношений; функцию снятия тревоги, напряжения, агрессии. Однако, как отмечают В. А. Лабунская [1996] и Е. В. Кузнецова [1996], психолог, использующий в своей работе различные невербальные техники, должен опираться не на сиюминутные или гипотетические эффекты этих техник, а на определенную систему представлений о невербальном поведении, его функциях, структуре и схемах анализа. Разработка новых и использование уже существующих невербальных техник и упражнений в рамках социально-психологического тренинга сопряжены с определенным уровнем теоретического осмысления природы невербального поведения. 2.2. Проблема личного участия ведущего групп танцевально-экспрессивного тренинга в невербальных танцевальных упражненияхЯвляется ли проблемой личное участие ведущего в невербальных танцевальных упражнениях? Да, потому что если он будет участвовать во всех упражнениях, то рискует превратиться в участника своего же тренинга, но уже без ведущего. Если же он не будет участвовать ни в одном из упражнений, то опять же рискует, рискует динамичностью группы. Ю. Г. Юнова справедливо замечает, что как только ведущий включается в акцию, он теряет возможность контроля своего поведения и становится эмоционально более доступным и более «читабельным» для членов группы [Юнова, 1975]. Необходимость такого шага иногда может быть достаточно обоснована — групповой динамикой, состоянием отдельных участников. Кроме того, вопрос о «подходящем самораскрытии» ведущего в рамках тренинговых групп дискутировался ранее [Амяга, 1991], дискутируется и сейчас [Зинченко, 2000, 2005]. Степень самораскрытия зависит как от стиля ведения группы, которого придерживается ведущий, так и от его личностных черт. Тем не менее танцевально-экспрессивный тренинг — это тот вид тренинга, где вопрос о личном участии ведущего стоит очень остро. Как можно побудить участников спонтанно самовыражаться, стоя где-нибудь в стороне от них? Как можно включить их в процесс построения невербальных отношений с другими, не установив их самому? Если в вербальных видах психологической групповой работы эти отношения подразумеваются, их можно почувствовать, то в танцевально-экспрессивных групповых занятиях эти отношения можно увидеть, они становятся зримыми. «Выключенному» ведущему очень трудно становится управлять процессом, хотя он и получает некоторые преимущества, связанные со своей отстраненностью. Как правило, я участвую во всех упражнениях разминочной и заключительной части, попутно решая некоторые задачи: катализирую процесс, если это необходимо; работаю с кем-то из участников; даю дополнительные инструкции, двигаясь вместе с ними или просто отзеркаливаю членов группы, которые выполняют упражнение, стараясь лучше понять, что они могут чувствовать. Самое первое упражнение программы («Ведущий и ведомые»), с которого традиционно начинается тренинг, тоже должен начать ведущий. Участники еще не знают, как им вести себя, они скованы тревогой, хотя и проявляют интерес. Им будет значительно проще, если начнет человек, который знает, что делать. Выберите свою любимую музыку и — вперед! Совет: не демонстрируйте свое двигательное разнообразие, а просто с удовольствием танцуйте, увлекая за собой группу. Но в основных упражнениях свое участие необходимо ограничить. Это достаточно просто сделать, дав понять участникам, что ваша задача здесь — работать на каждого члена группы и на группу в целом. 3. Множественность ролей ведущего групп танцевально-экспрессивного тренингаКроме роли, предписанной совместной деятельностью участников тренинга, а именно роли руководителя, ведущего группы, он выполняет еще ряд ролей, обусловленных спецификой тренинга. Это роль фасилитатора группового процесса и партнера по танцу. Кроме того, он может играть массу межличностных ролей, например друга, партнера по совместной деятельности, бесстрастного наблюдателя, специалиста в какой-то определенной области и т. д. Особенно осторожно необходимо относиться к роли «эксперта» при обсуждении танцевального взаимодействия участников. Мы уже говорили об эффекте «множественности» интерпретаций, который исключает существование какой-то одной, правильной интерпретации двигательного поведения участника и, соответственно, его экспертной оценки. Иногда роль «эксперта» необходима для того, чтобы объяснить группе возможные причины происходящего в ней (в частности, при проведении упражнения «Экспериментирование с движением», часть 4, ведущий может взять на себя роль «эксперта», чтобы уменьшить травматизацию участников группы). |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |