На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Личность и деятельность ведущего психологический тренинг
Личность и деятельность ведущего психологический тренинг
Лекции и практикум по психологии - Тренинги

План

1. Предмет работы ведущего в тренинговой группе
2. Функции ведущего тренинговой группы
3. Роли ведущего психологический тренинг
4. Этапы работы ведущего психологический тренинг
5. Требования к личности ведущего психологический тренинг

Список литературы

1. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
2. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология.
Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. - СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
3. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга [Текст]: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 176 с.
4. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: учеб.пособие [Текст] / В.Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

Предмет работы ведущего в тренинговой группе

Качества личности ведущего психологический тренинг, свойственный ему стиль общения с группой, владение им профессиональными знаниями умениями, навыками являются важными условиями эффективности тренинговой работы. Владение методами ведения тренинга, знание реализующих их упражнений важно, но «.. .результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от личности мастера, от его профессионализма и только во вторую очередь — от «качества» этих «инструментов»...» [1, с.50].
Предметом работы ведущего психологический тренинг может быть личность участников группы и группа. Выбор предмета работы тренера определяет цель создания каждой группы. Важно, чтобы в каждый момент ведения психологического тренинга ведущий осознавал предмет своей работы и понимал, какое воздействие он оказывает, как и зачем он воздействует на личность участников и отношения между ними.
При работе с личностью (предмет - личность) деятельность ведущего направлена на развитие и совершенствование личности участников, работу с их проблемами. Ведущий помогает каждому участнику принять себя, адекватно воспринимать себя как личность, измениться и стать более успешным в жизни. Это может быть осознание каждым участником своих потребностей, сильных и уязвимых сторон своей личности, осмысление собственных ограничений и расширение своих возможностей, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной компетентности выработка и закрепление более эффективного поведения в определенных социальных ситуациях.
В этом случае ведущий также проводит работу, направленную на развитие группы: формирование атмосферы безопасности и доверия, сплочение, разрешение внутригрупповых конфликтов. Для того, чтобы члены группы могли раскрыться и начать более глубоко анализировать себя, им необходимо доверять друг другу и быть уверенными в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Только психологически развитая группа может оказать позитивное воздействие на развитие личности участников.
При работе с группой деятельность ведущего также может быть направлена на развитие группы (предмет - группа). Он обеспечивает процесс ее развития и сопровождает групповую динамику. В контексте улучшения дальнейшего функционирования данной группы как коллектива происходит личностный рост участников группы и решение их личностных проблем [1, с.51-53].

Функции ведущего тренинговой группы

H. В. Клюева выделяет следующие функции ведущего группы [1,с.51].
I. Руководящая функция. Ведущий определяет цели работы группы, разрабатывает и осуществляет соответствующую программу действий своих и участников группы, устанавливает, разъясняет, аргументирует нормы и правила работы и взаимодействия в группе, обеспечивает методическое сопровождение занятий. Степень выраженности руководящей позиции тренера зависит от формы проведения тренинга и индивидуального стиля общения ведущего с группой, его работы, но она не должна вести к снижению активности участников и перекладыванию всей ответственности только на ведущего.
2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобщает и комментирует процессы происходящие в группе. Комментарии могут быть высказаны в виде:
- описания происходящего в группе на основе собственных наблюдений;
- перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата;
- высказывания гипотез дальнейшего развития процессов в группе или развития ситуации с объяснением причин.
3. Экспертная функция. Ведущий помогает каждому участнику оценить свое поведение и понять, как оно повлияло на других, участникам группы разбирать и оценивать сложившуюся в группе ситуацию, предоставляет актуальную информацию по сложившейся ситуации или проблеме.
4. Посредническая функция. Ведущий организует групповые процессы, вмешивается в них, когда группа испытывает затруднения во взаимодействии.
Роли ведущего психологический тренинг
Исходя из рассмотренных в предыдущем вопросе функций ведущего психологический тренинг, можно выделить наиболее характерные для него роли [3].

роли ведущего


Рисунок 2. Роли ведущего психологический тренинг


Этапы работы ведущего психологический тренинг


С.И. Макшанов выделяет четыре стадии группового процесса, которые присутствуют в тренинге любой направленности, и характеризует деятельность ведущего на каждом из них. Это стадии: создания работоспособности, ориентации, изменений, завершающая [2].
Этап создания работоспособности в группе. Задачи деятельности ведущего на этом этапе:
- диагностика группы в целом и каждого ее участника;
- привлечение внимания группы к идеям, повышающим вероятность создания персональных смыслов для участия в 
работе; акцентирование значимости задач целей тренинга для личности и группы;
- создание реалистичных представлений о целях, организации, содержании работы и коррекция ожиданий по отношению к ее результатам;
- создание благоприятных возможностей для проявления активности всеми участниками группы, что связано с универсальной потребностью в позитивном эмоциональном контакте;
- проведение первых конструктивных совместных действий, как начала создания истории группы.
Деятельность ведущего направлена на помощь участникам группы в преодолении напряженности и неопределенности, организацию знакомства участников и формирование первичных представлений друг о друге, уточнение целей и задач работы группы, ознакомление с правилами взаимодействия в группе, организацию их обсуждения, понимания и принятия.
На этом этапе работы тренера могут проявиться ошибки комплектования группы, связанные с игнорированием ведущим требований к комплектации группы, методических особенностей тренинга и принуждением членов группы к участию в тренинге без их добровольного согласия: ошибки комплектования группы, неоправданные ожидания участников, сохраняющееся напряжение и тревожность.
Этап ориентации. Задачи деятельности ведущего на этом этапе - уточнение и конкретизация каждым участником своих индивидуальных целей в тренинге.
Ведущий создает условия для самостоятельного обнаружения каждым участником тех сторон личности, которые нуждаются в развитии или коррекции, и возможных вариантов более продуктивной деятельности. Ведущий обращает внимание группы на сильные стороны участников и на совершаемые ими ошибки, не высказывая оценок. В связи с этим ведущий также создает условия для осознания участниками целей тренинга и определения его субъективной пользы.
К характерным эффектам этапа ориентации относятся
- изменение мотивации (повышение активности группы, появление связей с конкретными участниками и тренером, адекватные отношения сотрудничества и соперничества),
- конкретизация и индивидуализация целей, осознание ранее незамеченных особенностей поведения и деятельности, обнаружение и принятие идей, связанных с целями программы,
- завершающееся структурирование группы (выделение лиц, на которых ориентируется группа, оформление отношений).
Этап изменений. Задачи деятельности ведущего на этом этапе- создание условий для последовательного освоения участниками способов деятельности и решения проблем, ориентируясь на принципы движения от простого к сложному и последовательной интеграции достигнутых результатов. На этапе изменений ведущий учитывает при организации работы на занятиях, отборе содержания занятий и выборе методов его реализации темпы продвижения каждого участника и группы в целом к целям тренинга и регулирует возможность активного участия членов группы в ее работе.
Завершающий этап тренинга. Задачи деятельности ведущего на этом этапе - создание условий для получения каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы, возможностях ее продолжения, проработке вариантов применения полученных результатов на практике. Ведущий организует обсуждение впечатлений участников о работе в тренинге в целом, проводит процедуры измерения субъективных результатов тренинга.


Требования к личности ведущего психологический тренинг


Ведущий психологический тренинг должен обладать профессиональным мастерством и такими качествами личности, при наличии которых возможно обеспечение максимально благоприятных условий для развития личности участников группы и самой группы, что обеспечивает успешность тренинговой работы. В.В. Никандров считает, что успешность тренинга можно оценивать через объективный и субъективный показатели [3].
Объективный показатель успешности тренинга - это адекватный целям и задачам психокоррекционный результат. Такой результат определяют 1) наличие ясной концептуальной основы тренинга, 2) наличие соответствующего этой основе методического обеспечения, 3) адекватностью применения методического обеспечения. Достижение объективного показателя успешности тренинга зависит от
профессионализма ведущего: анализа психологической проблематики конкретных людей - участников тренинга и группы, ясного понимания цели и задач тренинга, четкого представления о возможных способах решения этих задач и достижения конкретной цели, умения эти способы грамотно применить.
Субъективный показатель успешности - удовлетворенность участников тренингом и его итогом. Ее определяют 1) осознание участниками позитивных изменений в себе, 2) наличие интереса к процессу тренинга, 3) эмоциональная насыщенность (преимущественно положительная) внутригруппового общения. Достижение субъективного показателя успешности тренинга зависит от сформированности личностных качеств тренера.
Профессиональное мастерство и личность ведущего - два неразрывно связанных условия, обеспечивающих успешность тренинга. В связи с этим В.В. Никандров говорит о «единстве профессиональных и личностных качеств тренера в его работе» [3, с. 134]. Он считает, что многие личностные свойства тренера «...выступают как профессиональные, а многие выработанные в ходе подготовки и тренерской деятельности профессиональные качества становятся его личностными свойствами» [3, с.135]. Ввиду того, что при
профессиональной подготовке специалистов в области психологической помощи выделяют формирование профессиональной компетентности и личностное становление специалиста, В.В. Никандров приводит перечень профессиональных и личностных качеств ведущего психологический тренинг.


Таблица 5. Качества личности ведущего психологический тренинг

Профессиональные качества

Личностные качества

1) Свободная ориентация в концептуальном многообразии психокоррекционной работы

1) Порядочность

2) Последовательность и настойчивость в проведении              своего             теоретически
обоснованного концептуального замысла и своей линии проведения тренинга

2) Ответственность

Профессиональные качества

Личностные качества

3) Доскональное знание технологии тренинга

3) Социальная                чувствительность
(тактичность, чувство меры, уважение и доверие к людям)

4) Умение проводить психологическую диагностику до тренинга, во время тренинга и после тренинга

4) Эмпатичность (как проявление социальной чувствительности) и открытость

5) Постоянное осознавание и понимание целей, способов и возможных результатов и последствий своих и чужих действий

5) Социальная зрелость и достаточный жизненный опыт

(когнитивность поведения)

 

6) Способность к быстрым и адекватным ответам на изменения ситуаций, на реплики других; способность к быстрой перестройке по ходу работы (реактивность поведения)

6) Развитые интеллект и креативность

7) Умение          общаться          формально          и неформально

7) Развитые волевые качества
личности:     самообладание, выдержка,
настойчивость, терпение

8) Умение выполнять при необходимости функции лидера

8) Уравновешенность                                 и
стрессоустойчивость

9) Умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и грамотно их разрешать

9) Уверенность в себе

10) Умение принимать решение в
неопределенных ситуациях

10) Энтузиазм и оптимизм

11)      Умение определять и формулировать
задачи

12)      Умение контролировать и эффективно
распределять время

13) Склонности и навыки критической оценки собственных решений и их последствий

14)       Способность предъявлять          свои истинные переживания         (аутентичность поведения)

15) Искреннее стремление оказывать действенную психологическую помощь любому обратившемуся за ней человеку

16)      Умение          концентрироваться           на
интересах клиента

17) Высокий общий культурный уровень, эрудиция

В.Э. Пахальян, анализируя работы отечественных и зарубежных психологов - специалистов в области групповой психологической работы, делает обзор выделяемых ими качеств личности тренера [4]. Это:
- концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
- открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям,
гибкость и терпимость;
- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
- уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
- богатое воображение, интуиция;
- высокий уровень интеллекта.
Основными направлениями формирования личностных качеств и навыков тренера, согласно его точке зрения, являются:
- формирование системы ценностей тренера;
- построение целей и адекватное умение придерживаться их в ходе тренинга;
- отношение тренера к себе, своим возможностям;
- осознание своих ограничений;
- профессиональное общение тренера;
- отношение тренера к критике;
- состояние покоя и азарта тренера;
- настройка тренера на группу;
- сочувствие, смелость и самоотверженность тренера;
- скорость и темп работы тренера в группе;
- влияние тренера на изменения в группе.
Формирование профессиональных и личностных качеств тренера является длительным процессом и происходит во время: 1) обучения будущего специалиста в ВУЗе при изучении базовых теоретических курсов и специального учебного курса, описывающего технологию психологического тренинга, 2) его участия в качестве участника в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения опыта и способов работы профессионала, 3) углубленного изучения теоретических вопросов работы в рамках определенной тренинговой школы, 4) работы в качестве ведущего тренинговой группы, 5) индивидуальной и групповой супервизии и интервизии.

Контрольные вопросы

1) Назовите предмет работы ведущего психологический тренинг.
2) Какие функции выполняет ведущий психологический тренинг? Какие действия составляют каждую функцию?
3) Какие роли выполняет ведущий психологический тренинг? Охарактеризуйте каждую роль.
4) Какие этапы выделяют в деятельности ведущего психологический тренинг? Каково содержание деятельности ведущего на каждом из них?
5) Какие профессионально важные качества личности должны быть сформированы у ведущего психологический тренинг?
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.